Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Научный директор Московского планетария Фаина Рублева: К нам приходят за эмоциями, впечатлениями и знаниями

Общество
Научный директор Московского планетария Фаина Борисовна Рублева на астрономической площадке возле планетария
Научный директор Московского планетария Фаина Борисовна Рублева на астрономической площадке возле планетария / Фото: Екатерина Алексеева / Вечерняя Москва

Мы продолжаем традиционную рубрику «Простые вопросы». На этот раз разбираемся, как устроен и работает Московский планетарий. Он регулярно представляет новые программы для посетителей всех возрастов. Недавно здесь показали премьеру познавательного 4D-мультфильма, рассчитанного на детей и подростков, «Секреты гравитации». О работе, истории и будущем Московского планетария корреспонденту «Вечерняя Москва» рассказала научный директор Фаина Борисовна Рублева.

В этом году исполняется 100 лет со дня изобретения устройства под названием «планетарий». С его помощью стало возможным увидеть картину звездного неба внутри помещения. Разговор с Фаиной Борисовной Рублевой, научным директором Московского планетария, начали с вопроса:

— Для чего вообще существует планетарий?

— Оказалось — все, что в нем показывают, интересно людям. В начале прошлого века это воспринималось как чудо, неведомый ранее аттракцион. Все, кто в него приходил, восхищались и восторгались увиденным. Представьте себе — вдруг купол открывается, и вы смотрите на настоящее звездное небо. Это настолько естественная картина, что люди забывают о том, что они пришли днем, что на улице дождь, и все небо в облаках.

— Расскажите об истории планетария. Когда он появился?

— Идея отобразить звездное небо известна еще со времен Архимеда. Оно всегда привлекало внимание людей, но днем его нельзя было увидеть, а ночью все зависело от погоды. И появилось желание изобразить эту картину так, чтобы ее можно было рассмотреть в любое время дня.

Попытки были самыми разными. В XVII веке появился Готторпский глобус, он представлял собой полый шар диаметром три метра, куда можно было войти. Внешняя его поверхность изображала глобус, а внутри отображалось звездное небо. В центре располагалось устройство в виде штурвала, с помощью которого можно было поворачивать этот шар. Звездное небо меняется с течением времени суток и времени года, тогда об этом уже знали. В 1923 году Вальтер Бауэрсфельд, инженер завода «Карл Цейсс», расположенного в городе Йена в Германии, придумал устройство под названием «планетарий», которое могло проецировать картину звездного неба на большой купол. Его диаметр был около 12 метров, в него тоже можно было войти. Он был установлен на крыше завода, жителей города пригласили на демонстрацию этого устройства, собрались огромные очереди.

Сразу же это изобретение назвали в газетах «чудом из Йены». Первый аппарат был неподвижным, и отображал он только картину неба над самой Йеной. Когда стало понятно, что этим изобретением интересуются и жители других городов, появилась идея сделать так, чтобы мы могли наблюдать картину звездного неба в любой точке Земли. Новую модель сделали динамической, ею можно было управлять, менять картину звездного неба с северного полушария на южное.

Первый планетарий появился в городе Мюнхен в 1923 году. Открылись они и в Берлине, Вене и Риме. Москва стала четвертой столицей мира, в которой открыли планетарий, а произошло это 5 ноября 1929 года. Казалось бы, тяжелое время, страна в разрухе. Но было решено, что поскольку Москва является мировой столицей, то в ней обязательно должен быть планетарий. Проект планетария был представлен в 1927 году, его утвердили и решили выделить 250 тысяч золотых рублей на строительство.

Тогда это были очень большие деньги. Первый камень в фундамент Московского планетария заложили 23 сентября 1928 года, в день осеннего равноденствия, и уже через год он был построен. Заключили контракт с фирмой «Карл Цейсс», которая построила аппарат специально для нашего купола. Он тогда был самым большим в мире, диаметром 25 метров. Поручили строительство, что удивительно, молодым архитекторам, которые только что окончили институт. Можно только удивляться, как им это удалось. Проект для того времени был инновационный и просто грандиозный. Само здание сразу стали называть по названию аппарата, то есть планетарием.

Однажды Владимир Маяковский, который очень тепло принял открытие планетария и даже написал в его честь стихи, пригласил туда Константина Паустовского. Когда писатель вышел на нашу аллею, он сказал: «Все прекрасно, но звезды мертвые, они не мерцают, как на настоящем небе». Инженеры над этим просто не задумывались, но у поэта же свой взгляд, особый. Наш тогдашний директор Константин Николаевич Шистовский решил попробовать оживить картину. Он написал письмо в Йену с такой просьбой, оттуда ему ответили, что это попросту невозможно. Но сотрудники Московского планетария сделали невозможное возможным — придумали изобретение. На лампу, раздающую свет, надели специальную сетчатую колбу. На сетке были припаяны накладки, с помощью мотора она вращалась вокруг лампы и таким образом выборочно перекрывала поток света, часть экрана гасла, и так создавалась живая картина. Мы придумали это первыми, и очень этим гордимся. Потом наши инженеры смогли изобразить плывущие по небу облака, восход солнца и много других динамических эффектов. Более того, в нашей мастерской создали маленькие планетарии, которые отдавали в школы и институты.

Мы научились правильно читать лекции, ведь этому тоже надо было учиться. Облака, восход, красное солнце — это просто очень красиво.

Кто хоть раз в своей жизни видел настоящий восход? Люди смотрели на все это с замиранием сердца. При этом они еще получали какие-то знания.

Наши лекторы на автобусах выезжали в другие города, деревни, возили с собой телескопы, плакаты, карты. Люди всегда были любознательными и любопытными, а все, что им показывали, было настолько необычным, особенно в то время, что увиденное их просто завораживало. Это сейчас никого ничем не удивишь.

Планетарий работал всю Великую Отечественную войну. Удивительно то, что само здание не было разрушено бомбардировками. Оно серебристого цвета, и сверху его было очень хорошо видно. Как оказалось, планетарий использовали как ориентир не только наши летчики, но и немецкие. Сюда приходили солдаты, в основном те, кто получил ранение, после госпиталя, чтобы хоть на какое-то время отвлечься и вдохновиться этой красотой. Одиннадцать лекторов планетария ушли на фронт, вернулись только двое. Те, кто остались, читали лекции в госпиталях нашим солдатам.

Позднее космонавты проходили в планетарии занятия по астронавигации. Есть такое понятие «навигационные звезды», по ним можно направлять космический корабль, если вдруг система вышла из строя. Космонавты приезжали к нам на занятия в течение 15 лет, потом, в 1980-е годы, в Звездном городке построили свой планетарий.

Нельзя сказать, что планетарий — это научное учреждение. Прежде всего оно просветительское. Религия играла в те годы еще очень большую роль, тогда же был и воинствующий атеизм, мы в планетарии прошли все эти этапы.

Изначально создание планетария было еще и идеологической задачей — показать, что звездное небо состоит только из звезд, и там больше никого нет. Но сама красота неба, и то, что мы уже многое о нем знаем, впечатляло и впечатляет людей прежде всего. Школьники, например, обычно шумят, переговариваются друг с другом, но когда вдруг появляется картина звездного неба, в зале наступает полная тишина. Как сказал философ Кант: «Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем».

— Что изменилось в новом планетарии?

— Задачи остались прежними. Это просвещение и популяризация. Само время было уже другим, настала пора большой модернизации планетария и его капитального ремонта. Купол остался таким же по размеру, здание планетария является памятником архитектуры, и мы не могли его трогать. Мы построили дополнительное сооружение — астрономическую площадку, которая была на земле, поместили на крыше. Площадь увеличилась в несколько раз. Сейчас у нас стоит аппарат «Универсариум М9» под номером 613, это совершенно другая модель, созданная на том же заводе «Карл Цейсс». До сих пор наши коллеги из Йены ничего нового изобрести не смогли, в чем они сами признались. Наш аппарат дополняет целая система проекционного оборудования. Планетарий закрылся в 1994 году и открылся вновь 12 июня 2011 года.

За это время произошло очень много самых разных событий, были и суды. Многие сомневались, что планетарий нужен, не верили в это. В первое время его работы некоторые из тех, кто посещали планетарий раньше, были недовольны, считали, что слишком многое изменилось. Но наша новая астрономическая площадка нравилась всем. У нас появилась наконец возможность показать то, что накопилось за все эти годы, создать абсолютно новые, уникальные экспозиции. Мы делаем фильмы, специальные программы, например о том, как выглядит наша Земля из космоса, как выглядит Луна и другие планеты. В планетарии можно на них прилететь, совершить посадку, путешествовать по их поверхности и многое другое.

Самый большой интерес вызывал планетарий в 1970-е годы, тогда начались активные космические исследования. Кстати, когда в космос полетел первый спутник, многие думали, что его запустили именно отсюда. Тогда у нас было миллион посетителей за год, ничего подобного не происходило ни в одном планетарии мира.

Когда мы открылись вновь, уже через год у нас было столько же посетителей. Сейчас — около 800 тысяч посетителей в год. Во-первых, открытия ждали очень долго, во-вторых, то, что можно у нас увидеть, невозможно сравнить ни с одним другим изображением. Звездное небо с мерцающими звездами и другими эффектами представляет собой совершенно невероятную картину.

— Как вы думаете, что прежде всего привлекает ваших посетителей — стремление к познанию или тайна?

— Тайна — это всегда стимул, мотивация к познанию. Мы должны ее нашим посетителям открыть. Прежде всего к нам идут с целью узнать что-то новое, увидеть то, что нельзя увидеть. К нам приходят и за эмоциями, и за впечатлениями, и за знаниями. Черные дыры, темная Вселенная, Солнечная система и прочее — узнать можно о многом. Думаю, именно поэтому к нам не зарастает народная тропа.

— Как удается сделать науку астрономию понятной для всех ваших посетителей?

— Для этого существует определенная методика. Нужно рассказывать так, чтобы понятно было всем. Мы используем минимум терминологии, о каждом термине пытаемся рассказать простыми словами. У нас есть специальные экспонаты, приборы, на примере которых мы объясняем то или иное явление. Мои учителя говорили: «Есть что показать — рассказывай и показывай. Нечего показывать — не рассказывай». Просто стоять посреди зала, размахивать руками и говорить о Вселенной — не наш метод. Не надо показывать свою ученость, надо показать свою заинтересованность в том, чтобы человек, который тебя слушает, мог тебя понять.

— Как удается быть интересными и детям, и взрослым?

— Есть разница между тем, что мы показываем для взрослых, и тем, что мы делаем для детей. Для самых маленьких посетителей шести лет, например, у нас одни фильмы, для взрослых — совсем другие. Астрономия движется от самого простого к более сложному. У взрослых совсем иное восприятие, чем у детей. То, что можно легко понять, о чем мы рассказываем, и привлекает внимание и взрослых, и детей прежде всего. У нас есть проект «Театр увлекательной науки» для детей 5–8 лет, он состоит из 12 занятий. Есть кружок, в котором дети занимаются три года подряд. Есть программа «Популярная астрономия для начинающих», большая интерактивная площадка «Лунариум», где находится около 100 экспонатов, с которыми можно взаимодействовать. Сейчас мы проводим «Вечерние наблюдения», они начинаются с 9 часов вечера и бывают только в сентябре, потому что еще достаточно тепло и рано темнеет. Можно увидеть в телескоп Луну, Юпитер, Сатурн, но только в ясную погоду. Эта акция проходит во всем мире, в некоторых странах выносят телескопы прямо на тротуар, и все желающие могут в них посмотреть.

— Ваши экскурсоводы являются астрономами по профессии? Где они учились?

— В основном они астрономы. А также физики, географы, могут быть люди с техническим образованием. У нас есть описание всех экспонатов, тексты всех экскурсий. Тот, кто хочет быть у нас экскурсоводом, — готовится с помощью наших текстов, а потом мы его прослушиваем. Когда он знает все, и при этом хорошо рассказывает, мы приглашаем его на работу. Каждый проходит стажировку, он должен уметь рассказывать просто, интересно и понятно. Экскурсоводом может стать и просто любитель астрономии, обладающий большими знаниями.

— Что нового появится в Большом Звездном зале после модернизации?

— Появится дополнительная проекционная система, которая улучшит качество изображения, сделает его более четким, ярким, контрастным. Сейчас это очень важно. Мы постоянно пытаемся улучшить качество изображения и содержание наших программ.

— Что является самым характерным для истории Московского планетария?

— Неизбывный интерес к звездному небу. В разные времена, в разные эпохи, в разные исторические периоды интерес этот остается.

— Какая загадка, тайна звездного неба удивляет вас больше всего?

— Оно само по себе настолько завораживающее, что продолжает удивлять меня до сих пор. Даже несмотря на то что я работаю в планетарии 44 года. Ведь человеку всегда нужно вдохновение. Каждый раз, когда я прихожу под купол, у меня просто захватывает дух. И затмение солнца… Невероятное явление, которое редко можно наблюдать. В 1999 году я впервые увидела его наяву. Совершенно не сравнимые ни с чем ощущения. Ты испытываешь какой-то первобытный… не страх, а инстинкт. Даже страшно становится. Я знаю, почему это происходит и как, я миллион раз это показывала и рассказывала об этом. Но когда солнце постепенно загораживается и темнеет, природа как будто замирает. Перестают петь птицы, животные прячутся. Это чудо, которое повторить невозможно. И когда Луна сдвигается, и первый луч вырывается и освещает небо… Никаких слов нет, чтобы это описать.

СПРАВКА

Прибор «планетарий» позволяет проецировать на куполообразный экран изображения различных небесных тел, а также дает возможность моделировать их движение. С помощью этого прибора можно изобразить полное солнечное затмение. «Планетарий» состоит из множества проекционных фонарей, которые движутся с помощью электромоторов и передают изображение неба на полотняный потолок. Аппарат позволяет ускорить, замедлить и даже остановить любое небесное явление, связанное с движением Земли. «Планетарий» создан для научно-познавательных целей и обучения. Как правило, название прибора распространяется на все здание, в котором он размещается. Так произошло и с Московским планетарием.

ДОСЬЕ

Фаина Борисовна Рублева научный директор Московского планетария. В 1979 году стала работать лектором Московского планетария. Служит в нем и по сей день. Фаина Борисовна — лауреат премии правительства России в области образования за 2013 год. Автор книги «Московский звездный дом», посвященной истории Московского планетария.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.