Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

«А я иду, шагаю по Москве»: как создавалась легендарная мелодия

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«А я иду, шагаю по Москве»: как создавалась легендарная мелодия
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве», 1963 год

Композитор Андрей Петров 60 лет назад написал музыку к одной из самых популярных и любимых песен москвичей «Я шагаю по Москве». Корреспондент «Вечерей Москвы» узнал, как создавалась легендарная мелодия.

Музыка Андрея Петрова буквально сошла с экрана. И тем удивительнее, что более полувека знаменитые мелодии и песни композитора живут своей, обособленной от фильмов, жизнью. Мы их напеваем, не задумываясь о том, где они звучали. «Эй, моряк, ты слишком долго плавал», «Если радость на всех одна…», «Мохнатый шмель на душистый хмель», «А напоследок я скажу», «У природы нет плохой погоды». Но главная для нас, пожалуй, «Я шагаю по Москве» из одноименного фильма. Дочь композитора Ольга Петрова рассказала, как отец создавал свои шедевры.

Рукописи не хранил

— Ольга Андреевна, при каких обстоятельствах Андрей Павлович написал музыку к фильму «Я шагаю по Москве»?

— Это было начало 60-х. Время оттепели, в воздухе витал дух свободы, на площадке молодые артисты и папа молодой. Это была вторая работа с Георгием Данелией.

Первой стала «Песня о друге» к фильму «Путь к причалу». В обоих случаях сначала была мелодия. Георгий Николаевич очень требовательный режиссер. «Песню о друге» принял у папы только с 13-й попытки. С каждым новым вариантом отец уезжал в Москву, Данелия слушал, говорил: «Хорошо, но давайте еще поищем», папа возвращался в Ленинград, садился за рояль, искал пару дней, вновь садился в поезд и ехал на утверждение. С музыкой «Я шагаю по Москве» было приблизительно так же. Режиссер хотел услышать ее до начала съемок. Ему нужен был лейтмотив.

— Как Андрей Павлович сочинял?

— Творческие процессы были сокрыты от глаз. Идеально, чтобы дома никого не было. Папа был четко организованный человек. Иначе он не успевал бы делать все, что от него требовалось. Вместе с творчеством его сопровождало множество забот на посту председателя ленинградского отделения Союза композиторов. Если никуда не надо было идти, в 9 утра он садился работать, в 12:15 делал перерыв на чашечку кофе, после чего продолжал.

— Мыслями, вариантами мог поделиться?

— Это вообще ему не свойственно. В редчайших случаях он мог посоветоваться с мамой (Наталья Ефимовна. — «ВМ»). Папа не очень хорошо играл на рояле.

Он сочинял, наигрывая, внутренним слухом и расписывал оркестровые партии для инструментов. Это большое напряжение. В общем, его произведения мы слушали впервые вместе со всеми.

— Что известно о рукописи романса «Под лаской плюшевого пледа», представленной в Музее музыки на выставке «О чем поют герои Александра Островского»?

— Организаторы выставки попросили найти артефакты, имеющие отношение к фильму «Жестокий романс». Мы с трудом обнаружили единственный романс в оригинале. Отец рукописи не хранил. Все чистовики уносил на «Мосфильм». А черновики выбрасывал.

Он любил цитировать строки Бориса Пастернака из стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»: «Не надо заводить архива, // Над рукописями трястись…». Папа не создавал культа — ни своего, ни своих сочинений.

С западным душком

Где в Москве Андрей Павлович останавливался?

— Он всегда останавливался и жил в гостинице «Москва». К тому же в номере стоял рояль или пианино, за которым он мог работать, а из окон открывался потрясающий вид. Из центра было удобно добираться либо на «Мосфильм» к Георгию Данелии, Эльдару Рязанову, на записи оркестра, в Союз композиторов. Во время железного занавеса он, как член Комитета по Ленинской премии, получал приглашения на закрытые показы западных фильмов.

Если мама с ним не ехала, то его московским друзьям везло, потому что он имел возможность по приглашению провести с собой одного человека.

— Ему не предлагали переехать в Москву?

— Его неоднократно звали в Москву и предлагали возглавить Союз композиторов СССР. Но он настолько любил Ленинград и оставался ему предан.

— К своему земляку Дмитрию Шостаковичу в композиторский дом в гости не заходил?

— С Шостаковичем они встречались в Доме творчества композиторов в поселке Репино под Ленинградом. Именно Дмитрий Дмитриевич в конце 60-х порекомендовал папу на должность председателя Союза композиторов Ленинграда. Отец долго отказывался, но Шостакович его убедил.

— Вы говорите о западных фильмах, на сеансы которых Андрей Павлович ходил, но в его музыке тоже можно услышать не типичный для советской музыки ритм, например, в «Песенке о морском дьяволе» из фильма «Человека-амфибия».

— Он очень любил джаз, Гершвина, «Битлз». Папа, наверное, первым в Советский Союз привез пластинку рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». В начале 70-х он по делам оказался в Америке. Поездка совпала с премьерой мюзикла на Бродвее, и он попал на один из первых спектаклей, на котором купил пластинку. У нас дома постоянно собирались люди, чтобы ее послушать. Для всех она стала окном в Европу.

— А проблем с цензурой у него не возникало?

— Это было с «Песней о друге» к фильму «Путь к причалу». У нее интересный ритмический рисунок. Главный музыкальный редактор песню забраковал: мол, музыка не советская, не русская, с западным душком. Георгий Данелия нашелся и сказал: она действительно не русская и не советская: «Так как в фильме речь идет об Арктике, мы использовали чукотские народные мелодии». Тогда музыку утвердили.

Поместье композитора

В советско-американской картине «Синяя птица» его песню пела Элизабет Тейлор. Они не встречались?

— Музыку написал Андрей Павлович, аранжировки делал американский композитор. А кто пел — не помню. Знаю, что Элизабет Тейлор вместе с другими артистами в 70-е годы приезжала на «Ленфильм». Родители принимали всю съемочную в Доме творчества композиторов в Репине. Он представляет собой коттеджный поселок на берегу Финского залива, и зарубежные гости решили, что это папино поместье.

Классический марафон

— С чего начался его путь к киномузыке?

— Первый художественный фильм, где прозвучала его музыка, был небольшим — режиссера Аян Шахмалиевой про цирковых медведей дрессировщика Валентина Филатова «Мишель и Мишутка». В нем играли медведи. Не знаю, кто ему предложил написать музыку к этому фильму. Это был 1961 год. Музыка — замечательная.

Может быть, после этого его пригласили в «Человека-амфибию». Это тот фильм, после которого он стал очень известен, проснулся практически знаменитым.

— Появились первые поклонники?

— Папу в лицо тогда особенно никто не знал. Но он получал сотни писем. Он всем отвечал, тратя на это массу времени. Ему неудобно было не отреагировать.

— Отвечал на письма, переписывал музыку… Он был, наверное, очень терпеливым, сдержанным человеком?

— Несомненно. К тому же он понимал, что режиссер — главный человек в кино. Папа полностью ему подчинялся. Для «Осеннего марафона» было написано полтора часа музыки. Данелия хотел, чтобы весь фильм звучал. А когда Андрей Павлович пришел на премьеру, услышал лишь одну тему, которая звучит в начале и в конце фильма, расстроился.

Зигзаг удачи

С Эльдаром Рязановым было легче работать?

— Эльдар Александрович, видимо, больше доверял композитору. Начиная с вальса в «Берегись автомобиля» с Рязановым как-то в се складывалось удачно: «Служебный роман», «Жестокий романс», «Гараж», «Зигзаг удачи»... Что-то иногда переписывать приходилось, но очень редко. Они проработали вместе 40 лет и почти всю жизнь обращались друг к другу по имени отчеству, хотя Эльдар Александрович при каждой поездке в Ленинград папу и маму навещал, посещал премьеры и творческие вечера папы.

— Какую музыку он сам выделял? К чему относился с внутренним пиететом?

— Он очень трепетно относился к своим академическим сочинениям, хотя заказ в кино воспринимал абсолютно серьезно, с достойным уважением. Он не умел халтурить ради денег. Думаю, для папы важным творческим этапом стали балеты «Сотворение мира», «Пушкин», оперы «Петр Первый» «Маяковский начинается», симфония-фантазия «Мастер и Маргарита». Это вершина его симфонического творчества.

— Его не уязвляла не такая громкая известность академической музыки в сравнении с киномузыкой?

— Пробивать и лоббировать — вообще не про него. Но он прекрасно понимал, что у серьезной академической симфонической музыки не может быть такая же гигантская аудитория, как у киномузыки. Но судьбу его сочинений можно считать счастливой. Балет «Сотворение мира» вошел в Книгу рекордов Гиннесса по количеству постановок современного балета в разных городах и странах.

Думал стать писателем

— Каким он был отцом?

— Он мог ничего не говорить и не требовать и при этом быть примером. Можно сказать, что он меня вообще никак не воспитывал. Было достаточно его существования рядом. В этом и заключалось его воспитание. В быту он оставался очень легким, нетребовательным, неприхотливым.

— Ваш дед, отец Андрея Павловича, был военным хирургом, мама — художница. Что от родителей передалось вашему отцу?

— Он очень боялся медицины. При виде шприца или катетера мог потерять сознание. Он очень любил рисовать.

Его отец тоже хорошо рисовал. А папа в детстве и юношестве сочинял рассказы, повести и сам их иллюстрировал. Он думал стать писателем, пока, вернувшись из эвакуации, не увидел фильм «Большой вальс» о жизни Иоганна Штрауса.

Этот фильм перевернул его сознание. Ему показалось, что жизнь композитора прекрасна: он окружен красивыми женщинами, разъезжает в каретах, птички насвистывают ему мелодии, которые он тут же записывает, и складывается божественной красоты вальс.

Ссоры переводил в шутку

Есть произведения, которые ваш отец посвятил вашей маме?

— Нет. Он этого не любил. Лишь однажды, когда у них начинался роман, в консерватории что-то пионерское посвятил маме. С тех пор больше никому ничего не посвящал. А поженились они на последнем курсе.

Больше пятидесяти лет прожили в браке. Трения, если возникали, переводили в юмор. Папа любую сложную ситуацию обращал в юмор.

— У вас, музыканта, композитора, имеется объяснение тому, почему сейчас такой музыки не пишут в кино?

— Я далеко не все видела, но яркого в последнее время не слышала. Причина в том, что раньше писать киномузыку приглашали серьезных академических композиторов — Дмитрия Шостаковича, Геннадия Гладкова, Родиона Щедрина, Андрея Эшпая. Композиторы в кино создавали из музыки произведение искусства.

Сейчас многие непрофессионалы используют заготовки из цифровых платформ, оставаясь не более чем звуковым сопровождением.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.