Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Актер Евгений Антропов: Главное — какие планки ты себе задаешь

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Актер Евгений Антропов: Главное — какие планки ты себе задаешь
Актер Евгений Антропов на премьере сериала «Сансара», в котором он исполнил роль Петра / Фото: Personastars

Продолжаем рубрику «Зеркало для героя», в которой стараемся создать словесный портрет известного собеседника. На этот раз пообщались с актером Евгением Антроповым. 23 ноября начал выходить сериал «Цербер», где зрители увидят его новую работу. А дебютировал на экранах Евгений в 2007-м в фильме «Кремень». Где бы ни появлялись такие личности, они цепляют и удерживают внимание — не приевшейся узнаваемостью, но редкой в наши дни достоверностью. Почему это так?

Ноябрь. Напротив меня — человек, так рифмующийся с этой порой: глубокий, тонкий, закрытый. Будто дерево с облетевшими листьями. Рожденный в пестром сентябре. Поговорить с ним захотелось еще до того, как я узнала, что он поэт, у которого первая книга, хочу верить, появится в следующем году. А по профессии Евгений Антропов — актер.

— Волнуюсь. Не знаю, как вести разговор с вами — как с актером, поэтом или просто с человеком...

— Давайте как с человеком.

— Говорят, корнями все идет из детства. Поделитесь воспоминанием?

— У нас в Выхине, возле кинотеатра «Волгоград», стояли аттракционы. Одним из моих любимых был тот, что со скамейкой у стенки, которую вертикально раскручивали. И вот мы с одноклассником, царство ему небесное, пришли как-то и удивились: «Почему никто не катается?» Сели, два дурака, оборались во всю ивановскую, не специально, от удовольствия. Глядим — очередь. Мы отошли. Люди разместились, сдержанно покатались. И опять никого! Ведь как только ты сам подключаешься, получаешь удовольствие, другие сразу тянутся. Так везде — и в жизни, и в работе, в любом аспекте.

Когда делаешь что-то не натужно, и в этом есть момент искренности, честности, становится интересно и тем, кто рядом.

— Наверное, поэтому выбрали актерский. Но поступили на второй год в ГИТИС, на курс к Леониду Хейфецу. Зачем это вам?

— Спустя время могу сказать, что я попал туда, куда мне надо было попасть. Мы застали период, когда произошел стремительный скачок во всем. Я 86-го года рождения, и ребята чуть до и по 88-й включительно жили тогда, когда можно было звонить с уличного телефона-автомата с трубкой и бесплатно говорить 15 секунд. За это время нужно было успеть договориться встретиться на коробке (спортивная площадка во дворе. — «ВМ»), чтобы поиграть в футбол.

Потом появились мобильные телефоны. Они начали быстро меняться. Появился интернет, домашние телефоны теперь были часто заняты.

Изобрели модем... Артисты стали просто сниматься в кино, потом для каналов, затем для платформ. Когда я поступал, правильно было пойти получать образование, потому что любая профессия требует специальных знаний и навыков. Но сегодня я бы не сказал, что актерское образование особо востребовано. Потому что его негде применять. Я благодарен за то, что получил во время учебы, у меня были прекрасные педагоги, это замечательный опыт. Но куда теперь с таким багажом податься? У нас нет проектов, где это пригодится.

— Но ведь сейчас выходит много экспериментальных работ, необычной продукции...

— Мне кажется, мы теряем зрителя, потому что идем не тем путем. Даем ему «продукт». Это те же 90-е, только в культурном плане. Все аспекты всегда переплетены. Ни один не существует изолированно. Почему в 80-х появилось огромное количество маньяков? Потому что в воздухе витал треск всего по швам. Повылезало из людей то, что они долгие годы таили. Когда мы с Димой Константиновым снимали «Чудотворца», я слушал музыку тех времен, смотрел фильмы, пытался понять, что там было особого. Возникло ощущение, что в конце 1989 года люди предчувствовали, что что-то произойдет.

Они хотели свободы, и Горбачев предоставил ее. Но удивительная черта русского человека в том, что он долго чего-то просит, получает, а потом не знает, что с этим делать. Вот он привык... В 5 утра встал. Щами позавтракал. Сел на трамвай или автобус. До проходной, много вариантов какой: школа, больница, завод. На смену. Обед. Смена закончилась — на стакан с товарищами, оп... и домой. Праздники — это застолье, хорошо поесть. Потому что для послевоенного поколения в основном главное, чтобы все были сыты. Если торжество: попеть, потанцевать. Все распланировано.

Потом дали свободу, и графика нет — делай что хочешь. А что делать, никто и не знает. Поднялись те, кто понимал, как быть. Появилось засилье шоколадок, которых никто раньше не видел, другой мишуры. У людей разбежались глаза, как у индейцев, когда им привозили, грубо говоря, крышечки от газировки, а они: «О, как красиво, все блестит!» Так и мы потерялись. И сейчас с кино так же, все пестрит: вот комедия будет, здесь боевик... И вроде все правильно, но не трогает.

Хотя параллельно тогда у нас и Борис Рыжий был жив. Творческие люди в такие времена, как пророки, должны оставаться. Никуда не уйдут.

В одной из соцсетей я видел фразу: «Тяжелые времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Те рождают слабых людей. Которые создают тяжелые времена». По сути, то, что происходит сейчас, — естественная производная от того, что было до. Мы никуда не денем 90-е. Тогда большинство робких людей с богатым внутренним миром покосило. Остались непробиваемые, у которых все крайне просто — абсолютно первобытный строй. Мамонт, пещера, все товарищи, которые помогли завалить добычу, сыты. А если не завалил ты, завалят тебя — все нормально.

— Полагаете, все идет по спирали?

— Вероятно. Поскольку история циклична, мы вернулись во времена гладиаторских боев, когда люди хотели и требовали свободы, хлеба, зрелищ. В фильме «Гладиатор» Ридли Скотта есть момент, когда герою говорят: «Завоюй толпу и завоюешь свободу». Он это делает.

И когда император выносит ему приговор, опуская палец вниз, а толпа требует иного, император меняет решение, поднимая палец. Если переводить на наши реалии: есть ты, твой контент, твои подписчики, и все, тебе никто ничего не может сделать. Так было почти всегда. Если за тобой толпа — у тебя есть свобода делать что угодно. Только тогда, чтобы получить это, проливали кровь, а теперь, условно, «пластмассу».

Хоть и не везде, но в массе. Зрителям хочется быстренько и при минимальных затратах получить максимум удовольствия и комфорта. Видео из бани или с рыбалки сегодня вызывает больший резонанс, чем какое-нибудь художественное произведение. У человека есть огромный выбор, и это беда «времени интернета» — привычка пролистывать. Раньше у тебя была книжка, и ты понимал, что в нее надо погрузиться — на первой странице ничего не понятно, а потом потихонечку ты в нее ныряешь и, когда закрываешь, понимаешь, что это было потрясающе. А сейчас начал читать — неинтересно, открываешь следующую, и так далее. Это отсутствие концентрации на чем бы то ни было. А любой вид искусства требует времени и концентрации. Живопись в Третьяковской галерее нельзя просто проглядеть, она в любом случае требует подключения к себе. И если изобразительное искусство — это живопись для глаз, то поэзия, например, живопись для ума и воображения, где каждый увидит свое. Впрочем, как для зрителя важна концентрация внимания, так для творца — самоотдача.

— Мне кажется, еще и вовлеченность, и база. Как у вас происходит актерское творчество?

— В чем-то согласен. Я учился на актера на режиссерском факультете у Леонида Ефимовича Хейфеца. И он привил нам навык ставить вопросы.

Всегда говорил: «Я не буду делать из вас театр, но сделаю из вас волков, которые придут к режиссеру и возьмут его за глотку: чего ты от меня хочешь?» Это работает безукоризненно! Я уверен, и у Саши Петрова, и у Саши Паля, у следующего выпуска, было все то же самое. Не просто — «что надо?» — и побежали. Мы будем задавать вопросы. Не потому, что получаем от этого удовольствие или издеваемся. А потому, что важно понять, что я здесь делаю. Порой споришь, потому что знаешь, что это неправда, так не может быть — «...И тут ты просто, хлоп, и сальто!» — так не работает. Это не ко мне.

Любая сцена — своеобразная математика. У нас есть фраза: «Тело не врет». Организм все чувствует. Если есть драматический эпизод, порой на репетиции ты даже не включаешься. Понимаешь — сейчас сделаешь это, и организм по-настоящему затратится. Потом начнут снимать: общий, средний, крупный план. И его ты можешь уже не вывезти. Потому что организму станет неинтересно, ведь он каждый раз включается так, как если бы событие произошло в жизни. Ты можешь его уговаривать: «Старик, нам еще раз надо». А тело: «Не, не, мы только что это пережили». Мозг начинает защищаться, срабатывает инстинкт самосохранения. Порой и в жизни на большие события человек закрывается, не реагирует, чтобы не сойти с ума.

Конечно, в каждой сцене все по-разному. Но мне всегда надо сначала ногами все пройти, выверить, чтобы не было так, что начнут снимать, а тело заартачится: «Нет, тут мы врем». По идее, что сложного — вошел и сел, ан нет, не идет.

Причем ты реально пробуешь, речь не про заскоки, когда актер капризничает: «Я не хочу». А когда ты ищешь ответ: «Что я делаю? Куда? Чего?» И тут начинается математика, наверное, самая интересная часть, когда простраиваешь свое уравнение. Потом, когда ответ найден, его надо просто воспроизвести. Главное не идти, когда у тебя ничего нет.

Хотя во что-то надо и впрыгивать, но все равно в какую-то схему. Иначе, зная как снимают, будет раз «не то», два, и так далее. Поэтому иногда говоришь: «Ребят, так не может быть. Меня хватит на раз, два, ну три». Тебе сверху могут сказать: «Это ваша профессия». Но ни один нормальный режиссер так не сделает, потому что, если видит, как ты работаешь, как включаешься, он понимает, что это ценно, это самое главное. Всех разгонит к чертовой матери и станет работать только с тобой и партнерами, будет это блюсти.

А поскольку сейчас можно просто взять карандаш, намазать себе глаза, даже в сцене, где ты должен треснуть... И есть монтаж: зайдешь, поговоришь, покричишь. Режиссеру все равно. Продюсеры примут. У тебя миллион подписчиков — все всё сожрут, и... И чуда не происходит.

— Что значит «треснуть» в сцене?

— Для определенного, впрочем, довольно узкого круга людей очень важно, когда актер колется — у него подвижная психика, он «колючий».

Таков Тима Трибунцев — у него энергия такая, что можно даже в глаза не смотреть, потому что это очень страшно: ты сейчас треснешь и потом не соберешься, или он сам может треснуть.

Еще прекрасный пример — Михаил Олегович Ефремов — безусловный гений, дай бог ему здоровья, долгих лет жизни, и поскорее бы он вышел из заключения. Его эмоциональная подвижность поражает. Когда вышла «Оттепель» Валерия Тодоровского, актеры читали стихи.

И вот выходит Михаил Олегович. Читает самое известное стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью» — и просто атас, как это делает. Читает как актер. А в конце трещит по швам, быстро собирается и уходит.

А у тебя остаются огромные мурахи и состояние шока. Это не натужно, не надрывно, ты вообще этого не ожидал. Но в самом начале у него такой взгляд... Потому что актер живет — здесь, сейчас, в этом материале. И ты глаз от него оторвать не можешь, думаешь: «Как ты это делаешь?!» Несколько секунд, а у тебя жизнь делится на до и после. Вот чем интересно заниматься.

— Как вы определяете плохую актерскую работу?

— Ты понимаешь, что спектакль плохой, когда через пять минут замечаешь, что у тебя все затекло. И дело не в кресле. А в том, что тебе неинтересно, там нет внимания, и ты уже затек. Но удивительно другое — зритель на спектаклях, когда ты понимаешь, что все на сцене врут (те, кто должен играть честнее), плачет. И тогда думаешь: «А что происходит?» А публика прям слезами умывается. И аплодируют стоя. А ты сидишь один, осознаешь, что всем нравится, тебе — нет. Значит, проблема в тебе.

— Знакомая ситуация. Когда не можешь уловить то, чем пытается поделиться автор...

— Думаю, естественная потребность человека — делиться тем, что у него внутри. Но сейчас есть тенденция, что люди — режиссеры, художники, поэты, писатели — перестают создавать высказывания. Когда режиссер снимает картину — это та же живопись, но воссозданная другими инструментами. Ведь было как. Допустим, мне пришла в голову идея, я позвонил условному Толику, он написал сценарий, или я сам, а Толику дал почитать, тот подумал и сказал: «Давайте сделаем это». И у нас была бы одна препона — худсовет: не найдут ли там чего-нибудь «антисоветского». Хотя Ларисе Ефимовне Шепитько удалось его обойти. Да, ее пленка «Восхождение» лежала долго, потому что там разглядели, что вместо истории про партизан была снята мистическая притча с религиозным оттенком.

Но потом же она вышла и получила то, что должна была. И это было ее высказывание, картина. Сейчас такого нет: «Я хочу рассказать историю! — Не надо. Нам нужно, чтобы ты вот такую историю рассказывал, а еще такую». Есть время создания, а есть воспроизведения. И сейчас время уводит творцов на другие рельсы.

— Когда я читала ваши стихи в соцсети, мне показалось, что они нужны вам для самовыражения, а не ради подписчиков. Как вы их создаете?

— Это как подключение к некоему источнику. Поэты — это такие радисты. Они всегда находятся на приеме. Ходят, занимаются делами и вдруг, как по щелчку, начинают принимать текст. Как спящие агенты, которых активируют. Казалось бы, такое отношение стирает ценность индивидуальности поэта, ведь это могло прийти и к любому другому. Но нет, система работает так, что только конкретный человек может так расшифровать код. И, как он, никто не скажет. Все пишут по-разному, я это знаю. Александр Башлачев оставлял места для слов и искал их. Как Николай Гоголь, который когда не писал, объяснял: «Не вижу». Нужно увидеть, внутренним зрением. Услышать, чтобы все гремело или было шуршащим, каким угодно... Я могу зачеркивать, переписывать, искать варианты — когда как.

— Каково это — быть современным поэтом?

— Поэт ничего не пишет «не о себе». Любую информацию, которую он воспринимает извне, все равно пропускает через себя. В этом смысле мы как моллюски, фильтры. Результат выйдет, только когда в тебя что-то вошло, зацепило.

Отвечая на вопрос, это круто — внутри себя надеяться на то, что ты поэт. Тебе же этого никто не подтвердит, только потом, когда ласты склеишь, скажут: «Все-таки был!» Или наоборот: «Жаль, но нет». И ты не позволяешь сам себе ставить себя в один ряд с кем бы то ни было. Хочется? Да дело не в этом. Скорее в том, что их, поэтов, ты считаешь своими. То есть понимаешь, что с этими людьми мог бы разговаривать на одном языке, потому что они так мыслят, у них музыка стиха в крови. У них и сердце билось в своих поэтических ритмах. И ты понимаешь, что с ними по пути.

Да, у всех у них был сложный путь, понятно. И в жизни 90 процентов из них — невероятно тяжелые люди. Но это нормально, потому что это спящий агент, он на приеме. Как с ним быть, он же сорвется в любой момент и начнет писать. Художники хватаются за кисть, музыканты берутся за инструмент и начинают играть, актеры пропадают...

— Мне захотелось поговорить с вами после роли Кайзера в сериале «Киллер» — этакого нашего Мориарти. Как думаете, у персонажа был шанс спасти себя? Что могло побудить его измениться?

— Это человек, у которого внутри огромная дыра, которую нечем заполнить. Отсюда и темпоритм повествования. Он может совершать любые плохие поступки, потому что уже не знает, что еще туда засунуть, чтобы не свистело. Там хоть мир взорви, оно все равно будет свистеть.

А в принятие себя он не может пойти, потому что есть точки невозврата, мне кажется. Кайзер просто таков, что сам с собой уже не разберется. Может, условно, но не поручусь, если бы это была любовь к женщине и, конечно, если бы это была история с его родителями. Не знаю, что они должны были бы сделать для этого...

И есть еще такой момент, что, поскольку у него конфликт с самим собой, ничто извне ему не поможет. Так может казаться, но сделать это способен только он сам. Это замкнутый круг. Он думает, грубо говоря: «Сейчас, если бы все приехали, меня обняли и приняли, все было бы хорошо». Но по факту ему будут говорить, что ему рады, а он будет считать, что врут. Потому что он сам себя не принимает. И конфликт длится дальше. Это был его урок, который нужно было пройти, но он не смог — игра окончена.

— Что такое любовь?

— Отчасти, думаю, это божественное начало, причем не на чувственном уровне. И любовь — это принятие всего и вся. Ведь на самом деле никто, ни один человек не плохой — все приходят в мир, чтобы стать лучше, вправляют себе конечности кто как может. И у этого, у любви, нет предела. Но нас не учили, что сначала надо полюбить себя. В советской идеологии скорее было: себя похорони, забудь о своих нуждах, а другому помоги. Но есть завет: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Мы с нашим менталитетом неверно толкуем смыслы, отрицая, что надо начинать с себя. И какое дурацкое, получается, у нас отношение к любви: «Как я себя любить-то буду?» Но ты обязан это делать. А то что же, мы говорим, что тело — сосуд для души, а к ней, которая в нем содержится, относимся: «Ничего, потерпишь!» Полюби ее сначала, прими со всеми минусами и плюсами.

Когда с собой разберешься, можешь идти дальше, на прием других. В лоб мы воспринимаем и слова: «Ударили по одной щеке — подставь другую». Но вот ведь оно, принятие — если тебя даже это не выбивает из баланса. Обычно тебя ударят, и ты посыпешься. Начнешь думать: за что прилетело? А подставишь другую: «Хочешь — секи. Тебе станет легче?» И тут же ударивший сбивается, ведь ждал другой реакции, что ему ответят на его уровне. А ты — раз, и потушил. И выходит, что нет значения кто, что и как делает. Главное — что и как делаешь ты сам, какие планки себе задаешь.

ДОСЬЕ

Евгений Сергеевич Антропов родился 17 сентября 1986 года в Москве. Получил театральное образование — в 2008 году окончил РАТИ-ГИТИС, курс Леонида Хейфеца. Несколько лет играл в спектаклях Театра.doc и Центра драматургии и режиссуры. Сниматься в кино начал в 2007 году, исполнив главную роль в фильме «Кремень» (режиссер Алексей Мизгирев). Сейчас в его фильмографии более 70 ролей в кино и сериалах.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • Цербер (исторический мини-сериал, 2023)
  • Сансара (фантастический сериал, 2023)
  • Балет (драматический сериал, 2023)
  • Семья (комедийный сериал, 2022)
  • Многоэтажка (драма, 2022)
  • Киллер (детективный сериал, 2022)
  • 1941. Крылья над Берлином (военная драма, 2022)
  • Перевал Дятлова (сериал, 2020)
  • Русалки (сериал, 2018)
  • Город (детективный сериал, 2015)
  • Чудотворец (драматический сериал, 2014)
  • Жизнь взаймы (драма, 2008)
  • Кремень (драма, 2007) и многие другие фильмы и сериалы.
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.