170 тысяч в месяц: почему курьеры стали зарабатывать как инженеры и учителя
Сюжет:
Эксклюзивы ВМЗаработок курьеров в столице, согласно исследованию сервиса поиска работы SUPERJOB, достиг уровня зарплат учителей и инженеров. Почему произошел перекос в сфере оплаты труда, «Вечерняя Москва» узнала у экспертов.
Согласно исследованию, зарплата пеших курьеров в столице достигла 115 тысяч рублей в месяц, а водителя-курьера — 170 тысяч рублей. И это не предел — за год эти суммы в среднем выросли на 8–11 процентов.
— И дальше будут расти! — уверена независимый HR-эксперт Зулия Лоикова. — Перед Новым годом будет сезонный рост спроса: курьеры начнут развозить корпоративные подарки плюс резко вырастет доставка пиццы, суши и вещей, купленных в качестве подарков — себе и близким. Да и в целом востребованность курьеров будет увеличиваться. Пройдитесь по нашим торговым центрам — они сейчас полупустые. Часть торговых площадей не заняты. Почему? А потому что люди все больше покупают онлайн. И доставляют эти покупки курьеры.
Всегда к услугам
Казалось бы: все отлично. Но, например, средняя начисленная зарплата учителей в Москве в январе–июле 2023 года составила 144,8 тысячи рублей. Если вычесть налоги, получится 126 тысяч.
Средняя зарплата врача с высшим образованием составила, согласно данным Росстата, 186 тысяч 935 рублей. Минус подоходный налог — 162,5 тысячи.
Согласно тому же Росстату, средняя начисленная заплата инженера в Москве — 124,5 тысячи руб лей. За минусом НДФЛ — 108 тысяч рублей. Что получается? Зарплаты курьеров вполне сопоставимы с доходами людей, которые получали высшее образование. Иногда — шесть–восемь лет! Почему на рынке труда наблюдается такой дисбаланс.
Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев пояснил:
— Что-то подобное было и в советское время. И вызвано это было, как ни странно, тоже дефицитом.
Инженер, врач, учитель, например, могли получать зарплату в 110–130 рублей, а таксист в советское время, как и сегодня курьер, не имеющий высшего образования, зарабатывал в месяц все 300, а то и 500 рублей. Почему? А потому что такси не хватало! Куда больше, чем люди с высшим образованием, зарабатывали официанты в хороших ресторанах, мясники на рынке, банщики — то есть люди из сферы услуг.
Потому что где услуги, там и чаевые. Курьерам, кстати, их тоже нередко дают.
Все познается в сравнении
По мнению эксперта, зарплату инженера и курьера сравнивать некорректно.
— Инженер, что называется, «сидит на окладе». Обычный график работы 5/2, восемь часов в день. Курьер при таком графике заработает значительно меньше инженера, — уверен Кудрявцев.
Москвич Андрей Круглов, подрабатывающий курьером, рассказывает о нюансах своей работы:
— Одна доставка обычно стоит 200–250 рублей. Среднее время, в которое нужно уложиться, — полчаса. Если опоздал — штраф. Обычно от двух до пяти рублей за каждую минуту. Но есть и система бонусов. Где-то премию начисляют за 15 заказов в день, а где-то и за 30. В итоге в месяц можно заработать до 150 тысяч рублей. Но для этого нужно работать шесть дней в неделю по 12 часов. У меня такой необходимости нет, но кто-то соглашается.
Как пояснил Андрей, работа у курьера довольно тяжелая. Вес груза, по договору с работодателем, может достигать 10 килограммов. Если курьер на автомобиле — уже и все 20 кило, а груз еще надо погрузить, достать, а потом еще доставить до двери.
— Труднее всего работать в холодную погоду. На тебе куча теплой одежды, короб с грузом, а в пятиэтажках, например, лифта обычно нет. Самые трудные для подъема — «сталинки»: там ступени крутые. Ноги и спина начинают болеть уже часа через два работы, — рассказывает Андрей. — Кстати, именно поэтому в доставке почти нет женщин и людей «в возрасте» — они физически не выдерживают.
Многие курьеры, чтобы быстрее передвигаться, используют электровелосипеды. По словам Андрея, большинство из низ взяты в аренду. Как правило, аренда обходится от четырех до пяти тысяч в неделю. Но в эту стоимость входит и зарядка аккумулятора.
— Если ездишь на собственном автомобиле, то все расходы обычно берешь на себя. Другой вопрос, что и зарплата твоя, как правило, выше, потому что ты доставляешь более тяжелые грузы, — рассказывает Андрей.
Больничный не оплатят
Юрист Московской коллегии адвокатов Геннадий Добрынин уточняет:
— Большая часть курьеров, работающих в небольших компаниях — например, пиццериях — трудятся нелегально.
Им просто выдают в конце месяца деньги «в конверте», ведь официально нанимать в штат, платить зарплату, отчислять средства в Социальный фонд никому не нужно. Курьеры, работающие в крупных сервисах, как правило, самозанятые.
Это значит, что если, например, они заболеют и не смогут выходить на работу, больничный им никто не оплатит. Зато и налог у самозанятых ниже. Не 13 процентов, как у большинства, а всего четыре.
В целом же, как пояснил эксперт, курьеры — люди социально незащищенные.
— Большинство из них не могут рассчитывать, например, на регрессные выплаты — то есть ежемесячную денежную компенсацию за утраченное на производстве здоровье.
Простой пример: ехал курьер на велосипеде, попал в аварию, стал инвалидом. Если бы человек был официально трудоустроен, то ему бы годами выплачивали «регресс» — сумму, сопоставимую с зарплатой. А так — только пенсию по инвалидности.
Временная история
Виктор Кудрявцев убежден, что высокие зарплаты курьеров — явление временное.
— Сейчас на каждом углу появляются пункты выдачи маркетплейсов (интернет-магазин электронной торговли) — Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», «Авито», «СберМегаМаркет» и так далее. Вам не нужно ждать курьера, вы приходите за заказом сами. Второй момент: открывается все больше автоматических пунктов выдачи заказов. Сейчас они есть почти в каждом продуктовом супермаркете. Третья тенденция — появляются автоматические доставщики заказов — по улицам Москвы уже ездят роботы, напоминающие «умные» пылесосы. Будущее, я думаю, за дронами-доставщиками. Да, сейчас это звучит как фантастика, но через какое-то количество лет, я уверен, мы будем принимать заказ, просто открывая окно.
В нашем технократическом обществе живой человек, таскающий грузы, это анахронизм — примерно как бухгалтер с костяшками счетов.
По мнению эксперта, само существование курьеров, да еще и получающих высокую зарплату, это свидетельство недостаточного технологического развития.
— Молодой здоровый мужчина — это колоссальный ресурс. В стареющем цивилизованном обществе это крайне ценный кадр, который нужно использовать куда более рационально.
Например, для нужд армии, полиции или спецслужб, то есть обеспечения безопасности страны. Или для добычи полезных ископаемых, строительства, мореходства, на тяжелых производствах. Ситуация, когда молодой сильный мужчина разносит пиццу или букеты цветов — крайне нездоровая. Он не этим должен заниматься, считает эксперт.
— Глупо палить из пушки по воробьям. Это в какой-нибудь арабской стране молодой, в расцвете сил, мужчина может мыть номера в отелях, торговать сувенирами для туристов или ходить и расклеивать объявления. У них высокая рождаемость, людей много, работы на всех не хватает.
Российское общество — даже с учетом мигрантов — не может себе такого позволить. Мы должны сделать так, чтобы курьеры занялись чем-то более важным, чем выполнение функций «умной лошадки».
МНЕНИЕ
Наталья Голованова, руководитель исследовательского центра портала SuperJob:
— Да, у курьеров в Москве относительно высокие зарплаты. Первая причина — высокая конкуренция за рабочие руки. Ведь сейчас, обратите внимание, остро требуются не только сотрудники IT-сферы, но и строители, дворники, водители, штукатуры-маляры и другие «синие воротнички» или, как раньше говорили, работяги. Как завлечь курьеров? Нужно повышать зарплату! Вторая причина — резкий рост интернет-торговли. Все больше продуктов и товаров мы покупаем через интернет, а значит, нужны и те, кто нам все это доставит. Выше спрос на услугу — выше зарплата у тех, кто ее оказывает. Третья причина роста зарплат — довольно ограниченно число тех, кто хочет или может курьером работать.
Мы спросили у респондентов, ищущих работу: а готовы ли вы пойти курьером, если ваша зарплата будет на 25 процентов выше, чем та, на которую вы претендуете в своем резюме? И как выяснилось, большинство не готовы! Почему? Потому что кто-то не хочет общаться с людьми — то есть клиентами. Кто-то не готов к продолжительному рабочему дню и тяжелым физическим нагрузкам. Кто-то не может осилить работу курьера физически, а кто-то морально — она непрестижная. Вот и получается, что курьеров требуется много, а желающих курьерами работать — значительно меньше. Чтобы завлечь людей, работодатели снова повышают зарплату.
КАК У НИХ
- Все голландские курьеры передвигаются, как правило, на велосипедах и скутерах. Компания, нанимающая курьера на своем транспорте, требует от водителей местный вариант ОСАГО. Заработок в среднем составляет 10–11 евро в час — 1000–1100 рублей.
- В США курьеры зарабатывают от 10 долларов (850 рублей) в час. Плюс чаевые. Иногда оплата идет за каждый заказ и составляет от 3 до 10 долларов каждый. Все чаевые, согласно правилам компаний, они оставляют себе. Кстати, доставщики на велосипедах получают больше заказов.
- В Китае курьер — одна из наиболее востребованных профессий. Из-за очень плотной застройки городов и 12–13-часового рабочего дня китайский курьер доставляет немыслимое количество заказов — до 1000! В переводе на рубли они, как правило, зарабатывают от 70 до 100 тысяч рублей. Ни в одной из перечисленных выше стран работа курьера не считается престижной.