Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Рождение легенды

Сюжет: 

«Вечерке» — 100 лет
Общество
Рождение легенды
Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Первый номер главной городской газеты «Вечерняя Москва» вышел в свет 6 декабря 1923 года. Корреспондент «Вечерней Москвы» полистала его страницы и узнала, что волновало жителей столицы ровно 100 лет назад.

Вместе с корреспондентом современной «Вечерки» первый номер листал и анализировал доцент кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Игорь Юрьевич Говряков.

Городская газета «Вечерняя Москва» появилась в непростое время, главной тенденцией которого стал курс молодого советского правительства на Новую экономическую политику. Но печатная пресса была фактически единственным средством для получения информации. Поэтому при активной либерализации экономики и развитии частного бизнеса наряду с новостными заметками постоянным атрибутом издания становится реклама.

— В годы НЭПа газета живет хозрасчетом. У нее нет господдержки. Газета должна выживать сама, потому на ее страницах можно увидеть огромное количество рекламы, — отмечает Игорь Юрьевич. — Обратим внимание на то, что очень много рекламы скачек.

Фактически каждый номер рассказывает о бегах, что не удивительно. Бега в то время — одно из главных развлечений столичного обывателя. Экономика России — относительно свободная, а значит, можно делать ставки и зарабатывать.

Первые номера газеты напечатаны на бумаге плохого качества, что говорит об отсутствии у издания средств. Да и объем его — всего четыре полосы — свидетельствует о том же. По мнению эксперта, средства государственной поддержки выделили один раз, а дальше газета должна была сама как-то себя кормить.

— У «Вечерней Москвы» в первые годы жизни не было дополнительного финансирования. Существенным подспорьем в процессе выживания и стали рекламные объявления. Однако при этом мы наблюдаем довольно большое количество информационных материалов. Достигался всепоглощающий эффект двумя способами: краткостью заметок и мелким шрифтом, — подчеркивает Говряков.

Главный материал газеты ярко иллюстрирует портрет эпохи. Новости, выделенные жирным шрифтом, — это сугубо международная повестка, что говорит о том, что молодое государство старалось выйти из мировой изоляции и наладить внешнеполитические связи.

Буквально вся первая полоса изобилует иностранными новостями: «Прения в Рейхстаге», «Правительство капитулирует перед Баварией.

Рейхсбанк в руках националистов», «Цекубу отправляет продовольственные посылки в Германию», «В будущем году в Америку будет допущено 8000 эмигрантов, едущих из пределов Советского Союза». И, как луч света, колонка «Москва утро»: «Максим Горький едет в Крым на лечение». А еще здесь же мы можем узнать, какой была погода за окном 100 лет назад — на 7 декабря ожидали температуру «около 0 градусов, облачно и небольшой снег». Чуть ниже указан курс червонца на три часа дня — 15.900 рублей.

— В каждом номере «Вечерней Москвы» будет указываться курс червонца — ведь это был тот самый период, когда инфляция буквально обесценивала деньги, но, благодаря усилиям советского правительства и НЭПу, в стране появилась новая, обеспеченная золотом валюта. Активно работает «Торгсин» — идет торговля с иностранными государствами — Россия продает за рубеж ценности, а с нами расплачиваются золотом. Как следствие золотые запасы пополняются, и каждый червонец становится национальным достоянием. Фактически в конце 1921 года червонец уже превратился в конкурентоспособную валюту, — подчеркивает Говряков.

Почему именно червонец? По словам эксперта, дискуссии по поводу того, как назвать новую советскую валюту, были жаркими. Считалось, что денежная единица «рубль» все-таки ассоциируется с царской Россией, что ставило крест на этом названии в Стране Советов.

В итоге новую валюту стали называть червонцем. А как стремительно менялся его курс — от 22.800 старых рублей до 16.700 и обратно — отчетливо показывали публикации в «Вечерке».

На второй полосе главным материалом становится беседа с начальником Генштаба и Военной академии П. П. Лебедевым, рядом статья об общественном суде над четырьмя поэтами: С. Есениным, С. Клычковым, П. Орешиным и А. Ганиным, обвиненными в антисемитских выходках, и здесь же небольшая заметка, посвященная «Пятилетию муз е я охраны труда». По словам исследователя печатных СМИ, в то время открывалось много самых разнообразных и необычных музеев. И, естественно, у данного процесса была глубинная причина.

— Министр просвещения Анатолий Луначарский всеми силами старался сохранить историческое наследие: усадьбы, дворцы, ценности, которые порой варварски сжигались или распродавались «Торгсином». С целью уберечь государство от тотального разграбления Луначарский издал распоряжение — открывать музеи. В музей дворянского быта, например, свозили красивую мебель. А на то, как раньше жили буржуи, приходил посмотреть простой народ. И, конечно, Луначарский был спокоен за сохранение самих зданий, — подчеркивает Игорь Говряков.

Наглядную иллюстрацию к этой тенденции мы можем наблюдать в романе Ильфа и Петрова «12 стульев», когда концессионеры планировали забрать стулья из Музея мебели. И ведь такой музей действительно существовал в Москве в 1920-х годах, размещаясь в Александринском дворце Нескучного сада, а его экспозиция состояла из национализированного имущества.

И вновь журналисты издания возвращаются к международной повестке. Отдельным материалом идет речь Анри Барбюса, французского писателя коммуниста о русской революции. А рядом — юмористический фельетон «Кто следующий?», в котором автор задается вопросом, поводом для которого стало заявление Муссолини о том, что он не видит препятствий к признанию советского правительства.

Вот автор, псевдоним которого М. Андр, и вопрошает, кто же следующий из лидеров ведущих мировых держав признает молодое советское государство.

Кстати, в газете новостные репортажи не отмечали авторством. Подписи ставили только там, где было литературное творчество. Так, на третьей полосе, посвященной новостям литературы, есть рассказ летчика, подписанный Д. Туманный. Здесь же публиковались и литературные произведения.

Отдельный материал посвящен строительству первого крематория в Москве. В заметке указано, что «Организуется постоянная выставка музея по кремации. Посетители наглядно убедятся в том, что сжигание трупов является самым гигиеничным, самым удобным и самым дешевым способом погребения. Для осуществления плана оздоровления московских окраин организация крематория имеет огромное значение, поскольку многочисленные московские кладбища, нередко содержащиеся в антисанитарном состоянии, содействуют распространению заразных болезней».

Не могла уже в первом номере газета не отразить успехи столичной промышленности. Так, рост производства и, в частности, выпуск готовой продукции в сравнении с 1921 годом прибавил почти 40 процентов. Позитивные цифры были призваны воодушевить людей и свидетельствовали о том, что, несмотря на последствия гражданской войны, власти удается восстанавливать промышленность.

Четвертую полосу издания всецело отдали развлечениям. В новостях спорта публиковалась информация об открытии катков, лыжных трасс, о товарищеских хоккейных матчах. В разделе «Культура» читатели могли ознакомиться с рецензиями и зарисовками из театральной жизни. И, разумеется, была реклама. Но стоит отметить, что газета не забывала прорекламировать и себя, по сути, заложив основы современного маркетинга.

В конце полосы жирным шрифтом в отдельном квадратике написано: «Контора газеты по первому требованию по телефону 2–12–00 командирует своего сотрудника по отделу объявлений для получения заказа».

Вот таким интересным и необычным был первый номер первой главной городской газеты «Вечерняя Москва».

В ней каждый житель мог узнать и о международном положении, и новости города. Газета не только информировала, она рассказывала, где провести свободное время, и призывала к здоровому образу жизни.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.