Где ледниковый период царит: какие экономические, научные и военные интересы есть у России в Арктике
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПрезидент России Владимир Путин назвал освоение и обустройство Арктики приоритетом для нашего государства. По его словам, этот регион имеет важное значение для обороны, логистики и энергетики. Для этого в стране вводится «Арктическая ипотека», создается необходимая инфраструктура и развиваются населенные пункты. «Вечерняя Москва» узнала у экспертов, какие в Арктике есть экономические, научные и военные интересы для нашей страны.
На кону был престиж страны
Значение Арктики как региона для страны неоднократно отмечали представители руководства России всех уровней. Так, например, заместитель председателя правительства — полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев уточнил, что арктическое направление сегодня является стратегическим для развития нашей страны.
— Прежде всего это единственная морская дорога, находящаяся полностью в юрисдикции Российской Федерации, связывающая Европу и Азию, — сказал он. — Арктический регион имеет стратегическое значение для нашей страны как с точки зрения укрепления экономики, так и с точки зрения обеспечения национальной безопасности. За последние годы сделаны важные шаги в его освоении и развитии.
Разработаны и приняты Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
Но развитие Арктики началось не сегодня. Еще 100 лет назад на нее обратили внимание российские полярные исследователи. Так, по словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова, изучение этого региона уже тогда носило большой практический смысл.
— Это и новые земли, и полезные ископаемые, и меха, и короткий путь в Азию, — говорит он. — Перед нашим институтом стоит задача обеспечения навигации на трассе Северного морского пути (СМП). Сегодня она усложнилась, необходимо обеспечивать круглогодичную навигацию в восточном секторе — море Лаптевых, в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. В момент образования института как Северной научно-промысловой экспедиции в 1920 году в его составе было всего семь человек. Затем в структуре экспедиции стало уже несколько отделений в Петрограде, Москве, Архангельске и Вологде. Для морских экспедиций были переданы четыре парусно-моторных судна: «Дельфин», «Грумант», «Надежда» и «Шарлотта».
По его словам, пять лет спустя экспедиция была переименована в Институт по изучению Севера.
— И уже через 17 лет с момента образования при поддержке института в Арктике реализуется самая сложная в мире научная экспедиция — дрейфующая полярная станция «Северный полюс-1»! Стоит отметить, что это невероятный по амбициозности, риску и, в конечном итоге, успеху проект. Ничего подобного в мире ранее еще не было. Специальным образом разработаны одежда, палатки, сформирован запас продовольствия, вплоть до того, что был специально сконструирован самолет, необходимый для заброски полярников, — рассказывает Александр Макаров.
Ученый подчеркивает, что причин для образования нового института в то время было предостаточно.
— Если не брать во внимание такие политически важные вещи, как престиж страны и демонстрация научного превосходства, то прикладным значением экспедиции были исследования для обеспечения беспосадочных перелетов в Северном Ледовитом океане, — рассказывает директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института. — А это существенное достижение с точки зрения обороноспособности. Кроме того, экспедиция много сделала и в научном плане. Огромный спектр исследований, проведенных четверкой мужественных людей, заложили основу для будущих научных программ на десятилетия вперед. Программа дрейфующих полярных станций «Северный полюс» успешно просуществовала 75 лет, а затем мы вынуждены были ее приостановить. Но в 2013 году начался процесс перезагрузки.
И это несмотря на то, что работа института не прерывалась даже во время Великой Отечественной войны.
— Великая Отечественная война — это отдельная история, — говорит Александр Макаров. — Наши специалисты работали в штабах морских операций Западного и Восточного районов Арктики. На их плечах было обеспечение флота и авиации ледовыми и гидрометеорологическими прогнозами, ученые принимали участие в ледовых и гидрологических патрулях и авиационной разведке. Но, пока шла война, количество ученых в институте, защитивших диссертации, практически не сократилось. Уже в 1948 году был организован первый крупный проект. Это была высокоширотная экспедиция «Север». К слову, эта экспедиция успешно работает по сей день. В послевоенных экспедициях широко использовалась практика исследований труднодоступных районов. В 1956 году начала работу Российская антарктическая экспедиция. Открыты первые станции. «Мирный», затем «Восток» в центральной Антарктиде.
Сейчас у нас в Антарктике самая мощная инфраструктура — десять станций, из них пять круглогодичных и пять сезонных.
По словам Александра Макарова, мировое научное сообщество всегда проявляло интерес к советским полярным проектам.
— Особенно это проявилось в период оттепели и перестройки, — говорит директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института. —Тогда открывались совместные лаборатории, проводились исследования. Наши ученые работали вместе с коллегами из Европы и США. В числе крупнейших современных проектов последних лет можно выделить международные экспедиции NABOS и Arctic Century, проект MOSAICA.
Но в 2013 году программа дрейфующих станций была приостановлена почти на десять лет, подчеркивает Александр Макаров. Тогда экспедиция «Северный полюс-40» была экстренно эвакуирована по причине активного таяния льдов.
— В тот период и родилась идея строительства судна специального назначения, которое станет базой для работы полярников. Потребовалось почти пять лет, чтобы доработать идею и убедить всех, что этот проект жизнеспособен и необходим, — отмечает Александр Макаров. — В 2018 году Росгидромет подписал контракт на строительство судна с Адмиралтейскими верфями. В 2022 году программа была возобновлена на новом техническом и технологическом уровне при поддержке уникального научного судна — ледостойкой платформы «Северный полюс». Более года она успешно работает в высоких широтах Северного Ледовитого океана.
По словам директора НИИ, как и прежде, научный лагерь обустраивается на льду рядом с судном. Но при деформации или подвижке ледового поля работы продолжаются уже с борта.
— Первая экспедиция при поддержке ледостойкой платформы во многом была экспериментальная, поэтому мы старались отработать разные варианты работы, в том числе в части смены экспедиционного состава. Первая ротация состоялась в апреле, для нее был выбран авиационный формат, — отмечает Александр Макаров. — Логистическая операция включала десять авиаперелетов общей протяженностью свыше 16 тысяч километров. Смена полярников произошла на льду в 60 километрах от Северного полюса. В настоящее время экспедиция продолжает свой дрейф в районе 83-го градуса северной широты, но мы рассчитываем, что ледостойкая платформа своим ходом вернется в Мурманск. Экспедиция «Северный полюс-42» должна стартовать во второй половине 2024 года.
Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института отметил, что санкции, наложенные на Россию, отразились и на работе.
— Мы успешно наращиваем присутствие в Арктике — с этого сезона на трассе Северного морского пути начинается круглогодичная навигация на регулярной основе, — говорит Александр Макаров. — Активно идет освоение крупных месторождений по добыче нефти, газа и редкоземельных металлов на арктическом шельфе. Мы также очень успешны в науке. Сейчас проводятся масштабные научные исследования, связанные с климатическими изменениями в Арктике. Но без международной кооперации в науке достичь по-настоящему прорывных результатов практически невозможно.
Но коллеги из Китая, Кореи, Индии, Турции, Индонезии и других стран проявляют заметный интерес к развитию сотрудничества, а климатическая повестка дает нам широкий горизонт для партнерства. А вот многие европейские ученые пока не выражают публичного желания проведения совместных научных исследований.
Но, по словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института, сотрудничество разных стран в этом направлении в том или ином виде все равно продолжается.
— Потому что в науке нет и не должно быть места для недружественных отношений. Что касается импортозамещения, то мы уже давно ориентируемся на наш внутренний рынок. С этого года мы начали создание Государственной системы фонового мониторинга многолетней мерзлоты. До конца 2025 года будут развернуты 140 пунктов наблюдений по всей территории залегания многолетнемерзлых пород, от самых северных районов Арктики до южных границ государства, — объясняет Александр Макаров.
Безопасность превыше всего
Военный эксперт, капитан первого ранга в запасе Василий Дандыкин особо отмечает важность арктической зоны с военной точки зрения.
— Как мы говорили во времена Советского Союза, Арктика — это самый короткий путь для ракетного удара через Северный полюс,— говорит Василий Дандыкин. — И даже сейчас американские атомные подводные лодки находятся там на дежурстве и буквально торчат рядом с нашими коммуникациями. Но мы достаточно оперативно строим авианосцы, атомные ледоколы нового поколения типа «Арктика».
Например, два уже тоже стоят на подходе: «Чукотка» и «Якутия». К тому же был заложен супермощный ледокол класса «Россия», который может колоть лед толщиной свыше четырех метров. Так что скоро по Северному морскому пути можно будет обеспечить круглогодичную навигацию.
Но, по словам Василия Дандыкина, мы должны обеспечить свою безопасность по всем направлениям.
— Что касается ядерных испытаний: если американцы будут проводить какие-то новые эксперименты, то мы сможем ответить на это адекватно, — говорит он. — Несмотря на то, что последние наши испытания на Новой Земле проходили в начале 1990-х годов. Все возможности для этого есть.
Нужно вкладывать в ресурсы
Директор Института нового общества Василий Колташов уверен, что использование Северного морского пути, кроме всего прочего, может помочь сейчас дружественному нам Китаю в случае его блокады.
— Одновременно с этим по Севморпути возможна поставка ресурсов с севера на юг. Вторая причина — в наличии там большого количества разведанных и неразведанных полезных ископаемых. Многие ожидания в этом направлении связаны с ростом цен, — объясняет Василий Колташов. — Из этого следует, что потенциально этот регион очень важен. Хотя бы в связи с развитием там добычи и первичной переработки.
По его мнению, доллар не сможет бесконечно быть самой сильной валютой по отношению к другим. Тем более что у Соединенных Штатов Америки сейчас огромные военные расходы.
Да и цены на нефть и газ будут только расти. По словам Василия Колташова, это тоже напрямую влияет на повышение устойчивого интереса к Арктике.
— В 2008 году, когда цены падали, интерес к этому региону снизился, — говорит директор Института нового общества. — Потом эта «новая нормальность» куда-то исчезла. Цены выросли. И во всех этих колебаниях неизменным осталось одно — цены на нефть. И возникла потребность в том, чтобы мы всегда были готовы с точки зрения предложения к резкому движению цен вверх. А если сейчас надо сокращать добычу, как мы делаем по решению ОПЕК+, то мы сокращаем. Но не забываем про Арктику.
И смотрим чуть дальше. Но это, естественно, означает, что понадобятся дополнительные вложения финансов.
Правда, по мнению Василия Колташова, в несколько другой форме.
— Например, развивается строительство атомных ледоколов, проводится дополнительная разведка, подготовка технологических решений. Нужно и строительство железных дорог на Севере, приведение в порядок и расширение портовой инфраструктуры. Все это и создает процесс развития на арктическом направлении, — говорит Василий Колташов. — Однако есть одно «но». Важно понимать, что если__ транспортную инфраструктуру должным образом не расширить, то все арктические дела могут повиснуть в воздухе. Поэтому они увязываются с большой работой в Сибири. Тут пока есть недостатки. Например, в железнодорожной инфраструктуре.
Но в любом случае это даст очень мощный толчок в развитии северных территорий, подчеркнул директор Института нового общества Василий Колташов. И, как следствие, в развитии всей страны в целом.
ИСТОРИЯ
Официальным открытием первой экспедиции «Северный полюс-1» считается 6 июня 1937 года (вблизи Северного полюса), когда льдину покинули самолеты, доставившие полярников и оборудование на льдину. В состав экспедиции вошли руководитель станции Иван Папанин, геофизик и метеоролог Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель и гидробиолог и океанограф Петр Ширшов. Станция дрейфовала девять месяцев и, пройдя более 2000 километров, была вынесена в Гренландское море. После чего, 19 февраля 1938 года, снята со льдины в нескольких десятках километров от побережья Гренландии советскими ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман». Все четверо полярников были удостоены звания Герой Советского Союза. Это звание присвоено и летчикам, доставившим полярников на Северный полюс.
СПРАВКА
На днях в Санкт-Петербурге прошел XIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Там глава профильной рабочей группы Госсовета по развитию Арктики Андрей Чибис рассказал о нескольких успешно реализованных проектах. Так, по его словам, были утверждены 30 миллиардов рублей на ближайшие три года на реновацию ЗАТО Арктической зоны России. Кроме того, в стране появилась «Арктическая ипотека» — льготная программа позволяет купить или построить жилье в кредит по ставке до 2 процентов годовых в арктических населенных пунктах России. Ее могут оформить молодые семьи и граждане с детьми, представители отдельных профессий, а также вынужденные переселенцы с территорий Украины, ЛНР и ДНР. Кроме того, были утверждены опорные населенные пункты Арктики и расширены критерии для программы «Приоритет-2030».
ЦИТАТА
Владимир Путин, президент России:
— Всем, кто так же, как и Россия, заинтересован в устойчивом развитии этого уникального региона, мы будем предлагать совместную работу. Рассматриваем Арктику не как поле геополитических интриг, а как территорию диалога, стабильности и конструктивного сотрудничества.