«Мосфильму» — 100 лет: как менялась главная всероссийская «фабрика грез»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ30 января легендарной киностудии «Мосфильм» исполняется 100 лет! Режиссер, генеральный директор знаменитого киноконцерна Карен Шахназаров рассказал «Вечерней Москве», какой путь прошла главная всероссийская «фабрика грез».
За свою вековую историю киностудия изменилась кардинально. В сравнении с тем, что было, «Мосфильм» сегодня — это новая студия. И сейчас она не уступает вообще никому в мире, а многие студии даже превосходит по технологиям работы со звуком и изображением. За последние годы сделано очень многое. Самое главное достижение — к 100-летию «Мосфильма» мы закончили (хотя специально этого не планировали) огромное строительство. Это два новых павильона.
«Дом костюма и реквизита» сделан на самом современном уровне. Поверьте, такого нет нигде в мире! И, конечно, наш Центр кино — огромный четырехзальный кинотеатр, оборудованный на самом современном уровне технологий звука, проекции. Обустроена парковка, облагорожена прилегающая территория на Мосфильмовской улице. На «Мосфильме» такого строительства не было с 1950-х годов. Так что я думаю, что это наш главный вклад и подарок к 100-летию киностудии.
Отмечу также, что все было сделано без привлечения государственных бюджетных средств. Одно из направлений, которым мы можем гордиться, — это наши интернет-каналы, куда мы выкладываем видео. У нас по 50 миллионов просмотров в месяц — весь мир нас смотрит. Часть картин выложена с субтитрами — английскими, испанскими и даже арабскими. Аудитория колоссальная.
Даже Клод Лелуш влюбился
В истории киностудии есть множество престижных кинонаград. В том числе три «Оскара» и одна «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. Первый «Оскар» — у фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука, который был снят в 1968 году, второй — у «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы и третий — у картины «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, вышедшей на экраны в 1980 году. Картина «Летят журавли» Михаила Калатозова, выпущенная в 1958 году, получила первый приз в Каннах. На «Мосфильме» снимали картины и режиссеры с мировыми именами. Например, Джузеппе Де Сантис, Витторио Де Сика, Акира Куросава. На съемку фильма «Летят журавли» приезжал тогда 19-летний французский режиссер Клод Лелуш. По его словам, этот фильм перевернул его жизнь и помог влюбиться в художественное кино.
И оденут, и обуют
«Дом костюма и реквизита» — это уникальное хранилище предметов одежды, мебели, разнообразной утвари, гужевого транспорта из разных эпох. В коллекции есть как подлинные предметы XIX–XX веков, так и созданные по эскизам художников «Мосфильма» и относящиеся к разным эпохам и странам. Сейчас коллекция насчитывает более 300 тысяч единиц мужских, женских и военных костюмов, головных уборов и обуви, а также более 150 тысяч единиц другого разнообразного реквизита!
Дата с крыльями
Днем рождения «Мосфильма» стала дата выхода на экраны фильма «На крыльях ввысь» режиссера Бориса Михина — первой киноленты, снятой на советской «фабрике грез». Премьера состоялась 30 января 1924 года.
Это была героико-патриотическая история об инженере Глаголеве, изобретателе самолета новой, революционной конструкции.
Киногород: растет как на дрожжах
Одна из самых колоритных достопримечательностей «Мосфильма» — большая декорация «Старая Москва конца XIX — начала XX века». Этот городок построили в 2003 году для съемок фильма «Всадник по имени Смерть» режиссера Карена Шахназарова по эскизам замечательного художника-постановщика Людмилы Кусаковой. Потом киногород стал расти, прибавилось декораций, которые позволяли снимать не только Москву, но и Тифлис, и Копенгаген XIX столетия. В 2015 году — для съемок фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского» в городке появились постройки в стиле Санкт-Петербурга. Теперь декорация носит название «Москва — Петербург» и входит в экскурсионный маршрут. В киногородке сняли уже более 100 картин: «Господа офицеры», «Бедная Настя», «Статский советник», «Мертвые души», «Гибель империи», «Доктор Живаго» и другие.
Главный корпус: добро пожаловать на бал
Еще одна изюминка киностудии — главный корпус в стиле конструктивизма, построенный в начале 1930-х годов. Внешне напоминает здание завода, а внутри него разместились четыре обширных павильона. В том числе павильон № 1 площадью почти 2000 квадратных метров, он долгое время оставался самым большим на «Мосфильме».
В стенах этого павильона создавались многие шедевры «Золотого фонда» нашего кино: «Иван Грозный», «Александр Невский», «Веселые ребята», а также сцены больших балов в «Войне и мире» Сергея Бондарчука.
Павильон № 6: путевка в жизнь гарантирована
Всего на «Мосфильме» сегодня 17 павильонов. И среди них павильон № 6 площадью 1313 квадратных метров. У кинематографистов бытует легенда, будто съемки именно в этом помещении дают артистам путевку в творческую жизнь.
Молодой режиссер Эльдар Рязанов в 1956 году именно здесь снял свою первую «звездную» комедию «Карнавальная ночь», которая принесла всесоюзную славу не только ему самому, но и исполнительнице главной роли Людмиле Гурченко. Также в 6-м павильоне проходили пробы к сериалу «Бригада» (2002), прославившему Сергея Безрукова, Екатерину Гусеву, Дмитрия Дюжева. Именно здесь Тимур Бекмамбетов проводил пробы и снял часть эпизодов к фильму «Ночной дозор» (2004), который принес ему почет и авторитет во всем мире.
Звезды, которых не замечают
В коллекции «Мосфильма» есть и настоящие экспонаты-звезды. Их еще называют незаметными героями — они появляются во многих фильмах фоном. Но и они играют важную роль в кино. Один из них — копия бронзовой скульптуры Эмиля Луи Пико «Персей и Пегас» (1888). Впервые статуя появляется в фильме Михаила Ромма «Секретная миссия» (1950). В 1968 году «Персей» сыграл в «Бриллиантовой руке»: скульптура стоит на полке комиссионки, когда Семен Семеныч Горбунков спрашивает у продавца: «У вас нет точно такого же, но без крыльев?..» Звездный час «Персея» пробил в фильме «Служебный роман»: обливаясь потом, эту статую — подарок некоему юбиляру — тащит в актовый зал Новосельцев в исполнении Андрея Мягкова.
Снег из соли и нафталина
В 1938 году режиссер Сергей Эйзенштейн снимал на «Мосфильме» сцену Ледового побоища для фильма «Александр Невский». «Замерзшее» Чудское озеро устроили летом на пустыре, залив его жидким стеклом, засыпав мелом, солью и нафталином. Озеро, под лед которого провалились тевтонские рыцари, оборудовали на мосфильмовском пруду. «Лед» сделали из белой фанеры и досок.
С ветерком на немецком авто
«Мосфильм» славится огромной эксклюзивной коллекцией автомобилей самых разных стран и эпох. Конечно, все они снимаются в кино. Самый заслуженный «ветеран» — машина, выпущенная в 1938 году в Германии. Ее можно увидеть в таких картинах, как «Битва за Берлин», «Освобождение», «Судьба человека», «Тегеран-43», «Семнадцать мгновений весны», и многих других.
Блеск российской короны
Костюмы и реквизит, которые уже не участвуют в съемках, выставлены в экспозиции мосфильмовского музея. В частности, точная копия короны Российской империи и шлем Александра Македонского из «Джентльменов удачи». Операторы признаются, что настоящие драгоценные камни в кадре сияют гораздо менее эффектно, чем стеклянные стразы.
Почти Ватикан, но круче
По площади «Мосфильм» сопоставим с Ватиканом. Киностудия занимает 34 гектара земли, а Ватикан — 44.
За 100 лет на «Мосфильме» сняли более 2500 картин. Но бывали у киностудии и трудные времена. В 1999-м из-за экономического кризиса в стране на «Мосфильме» выпустили всего три фильма. Это был самый тяжелый год.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Шпагин, киновед:
— «Мосфильм» — главная киностудия страны, на которую ориентировались все другие кинофабрики в СССР. Московская студия очень точно отражала дух, атмосферу столицы. Ведь дух Москвы — это ярмарка, базар, эклектика, пестрота: в столице смешались множество стилей и эпох… И вот эту суматошную атмосферу города в первую очередь отражал «Мосфильм».
При этом, конечно, для всех зрителей страны «Мосфильм» — это знак качества, гарантия, что фильм будет классный. Современный «Мосфильм» — это огромный концерн, на его технической базе может производиться более 100 проектов в год.