Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

«Мосфильм» сегодня — это новая студия: Карен Шахназаров — об отечественной киноиндустрии

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Ю. Никулин, А. Миронов и Н. Гребешкова в комедии «Бриллиантовая рука» (1969)
Ю. Никулин, А. Миронов и Н. Гребешкова в комедии «Бриллиантовая рука» (1969) / Фото: РИА Новости

Мосфильм это главная киностудия страны — 30 января отмечает столетний юбилей. О вековой истории и планах на будущее «Вечерней Москве» рассказал генеральный директор киноконцерна Карен Шахназаров.

30 января 1924 года состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь», открывшего первую страницу в истории легендарной киностудии «Мосфильм», тогда еще носившей название «1-я фабрика Госкино».

— Карен Георгиевич, с какими достижениями киностудия входит в свое столетие?

— Самое главное достижение — к 100-летию «Мосфильма» мы закончили (хотя специально этого не планировали) огромное строительство. Это два новых павильона. «Дом костюма и реквизита» сделан на самом современном уровне. Поверьте, такого нет нигде в мире! И, конечно, наш Центр кино — огромный четырехзальный кинотеатр, сделанный на самом современном уровне технологий звука, экранной проекции. Облагорожена прилегающая территория на Мосфильмовской улице. На «Мосфильме» такого строительства не было с 1950-х годов. Так что я думаю, что это наш главный подарок к 100-летию киностудии. Отмечу также, что все было сделано без привлечения бюджетных средств.

— А как изменилась киностудия с середины 70-х, когда вы пришли сюда работать?

— Изменилась кардинально. В сравнении с тем, что было, «Мосфильм» сегодня — это новая студия. Та, на которую я пришел 50 лет назад, сильно уступала современному «Мосфильму» с точки зрения технологий. Правда, стоит сказать, что Советский Союз все производил сам. И камеры, и звуковое оборудование. В этом было наше преимущество. Сегодня мы, к сожалению, оборудование для кино почти не производим. В советское время студия существенно уступала мировым образцам, но, несмотря на это, мы делали хорошие картины. Сегодня «Мосфильм» не уступает никому в мире, а многие студии превосходит по технологиям работы со звуком и изображением. За последние годы сделано очень многое. Мы реконструировали все павильоны. Если же говорить о творческой составляющей, то она тоже бурлит — особенно в части телепроизводства, а вот что касается конкретно кино, то во времена, когда я пришел на «Мосфильм», его было больше, прямо скажем.

— А чего не хватает сегодня для такого же активного творческого процесса?

— Ну, приказом этого не сделаешь. Наверное, таково сегодня общее состояние умов в обществе. Другая организация кинопроизводства. Тогда государство финансировало кино через студии, и именно в них прежде всего разрабатывали фильмы, а сейчас все идет через продюсеров. Как вернуться в ту творческую атмосферу середины 1970-х? Тут я не берусь судить. А может, я просто вспоминаю свою молодость… Нет, я думаю, что это действительно было так.

— Может быть, не хватает нового поколения талантливых режиссеров, сценаристов?

— Когда я пришел на студию, тут работали Георгий Данелия, Александр Алов, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Владимир Наумов, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Лариса Шепитько, Элем Климов, Сергей Бондарчук, Василий Шукшин. Вот какие имена были! Сегодня, мне кажется, в российском кино таких громких имен не хватает.

— Какие среди снятых на «Мосфильме» картин ваши любимые?

— На «Мосфильме» было снято большое количество первоклассных фильмов, которые стали частью культурного российского фонда, нашей нации. Если перечислять, то слишком много времени займет. Мы, кстати, проводим очень большую работу по реставрации картин. Больше 200 фильмов уже отреставрировали.

Одно из направлений, которым мы можем гордиться, — это наши каналы на RuTube и YouTube. У нас по 50 миллионов просмотров в месяц на YouTube, причем смотрит нас весь мир. Часть картин выложена с субтитрами — английскими, испанскими и даже арабскими. Аудитория колоссальная: вся Латинская Америка, Соединенные Штаты Америки, Азия, Африка. На мой взгляд, это и есть так называемая культурная мягкая сила России. Пожалуй, единственная сейчас… Наше кино везде запретили, но YouTube на Западе запретить не могут — так что люди смотрят.

У нас, например, из США каждую неделю 160 тысяч просмотров. В неделю! И интерес к нашей фильмотеке возник с момента запуска канала. Когда стали делать фильмы с субтитрами, то просмотры стали расти. Среди зрителей, конечно, какая-то часть есть русскоязычных, но большинство — это граждане зарубежных стран. Судя по комментариям, они очень положительно оценивают наши фильмы. И самое главное, знакомятся с российским кино. Ведь, по сути, они никогда его не видели. В советское время оно не выходило на широкого зрителя. Были в основном фестивали, а прокат был, как правило, ограниченный — всего несколько тысяч человек. Сегодня же — миллионы просмотров! Мы считаем, что это одно из самых важных наших достижений. Кстати, до сих пор 17 процентов просмотров приходятся на Украину. Притом что там запрещено все наше, они не могут запретить YouTube и не могут запретить своим гражданам смотреть в нем фильмы. Так что первое место по просмотрам занимает Москва, а второе — Киев. Такой вот интересный парадокс получается.

— Санкции и ограничения как-то повлияли на российский кинематограф? Стали ли у нас снимать больше нашего, отечественного кино?

— Да, закрылась возможность показа кино из недружественных стран. Хотя они все равно проникают на наш рынок, но гораздо меньше, чем раньше. Конечно, это шанс для нашего кинематографа, но пока мы его в полной мере не использовали. А чтобы сделать это, надо производить как минимум 300–350 картин в год. Франция, в которой 60 миллионов населения, производит 4 0 0 игровых фильмов для проката. Пока мы, к сожалению, этот шанс не использовали. Сейчас в России в год снимается чуть больше 100 картин — для такой большой страны это очень мало! Нам нужно поднять кинопроизводство. Я имею в виду не сериалы, а именно фильмы для проката.

Надо что-то менять и в планировании, в финансировании кино, саму организацию киноиндустрии. На мой взгляд, она должна быть более рыночной — надо привлекать больше частных инвестиций. Государство неплохо финансирует кино, но рассчитывать только на него, мне кажется, наивно. Кстати, в этом смысле пример «Мосфильма» очень показателен. Мы государственное унитарное предприятие, но бюджетных средств не получаем.

Зарплаты работников, оборудование, ремонты, налоги — все берется из средств, которые мы сами зарабатываем. И я считаю, что именно так и должно быть! Студия должна быть рентабельной. При этом я не говорю, что все картины должны обязательно приносить прибыль. Андрей Тарковский в этом смысле был совсем «нерентабельным» режиссером, но он был выдающимся мастером. И хотя я не сторонник превращения кинематографа в исключительно коммерческий проект, но считаю, что все равно должны быть картины, которые приносят студии заработок.

— А как вы считаете, нужно ли снимать кино про специальную военную операцию?

— Конечно. Кино нужно и можно снимать про все, и про специальную военную операцию тоже. Другой вопрос, что это должно быть хорошее кино. Качественное.

— Над какими проектами сейчас работает киностудия?

— Проектов очень много. «Мосфильм» — это же и телестудия тоже. Огромная часть работы связана с телевидением, сериалами, программами. Когда строились большие студии, телевидения не было. Сейчас оно стало одной из важнейших составляющих во всем мире. У нас в год выходит примерно 120–140 проектов, включая телевизионные. Бывает и больше.

— Как будет развиваться «Мосфильм» в ближайшие годы?

— Думаю, что довольно принципиальное развитие уже произошло в связи с введением новых павильонов. Это процентов на 30 увеличило мощности «Мосфильма». Еще расшириться уже не позволяет территория. А дальше… Технологии постоянно совершенствуются — важно не отставать.

Мы, к примеру, по несколько раз уже модернизировали ряд наших цехов. Когда я только пришел на «Мосфильм», кинопроизводство было полностью пленочным. Когда я стал директором киностудии, произошел переход на «цифру». Это технологии, которые постоянно требуют обновлений. Процесс этот бесконечный — им и будем заниматься. Ну и, конечно, будем делать кино! Это наша главная задача.

— Какую поддержку «Мосфильму» оказало правительство Москвы?

— Город и лично мэр Москвы Сергей Собянин помогали нам с проектом строительства. Главным образом в вопросах согласований, принятия решений. Это непростые вопросы, и поддержка здесь крайне важна.

Пользуясь возможностью, выражаю нашу благодарность.

— Карен Георгиевич, есть ли у вас фильм-мечта? То, что очень бы хотелось снять, но пока не получилось?

— Честно говоря, мне посчастливилось снять все, что я хотел. Мечта появляется, когда возникает идея. Вот если у меня сложится какой-то замысел и я обязательно захочу это снять, тогда это станет мечтой. У меня нет такого, чтобы я 20 лет о чем-то мечтал, но так и не сделал. Пока что я реализовывал все свои замыслы. Посмотрим, как дальше будет.

ДОСЬЕ

Карен Георгиевич Шахназаров родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. Учился в московской школе № 4. В 1975 году окончил режиссерский факультет ВГИКа.

С 20 апреля 1998 года — генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм». Народный артист Российской Федерации, лауреат трех Государственных премий Российской Федерации, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Премии Ленинского комсомола.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.