«Бросил людям спасательный круг»: сын Высоцкого поделился воспоминаниями об отце
Сюжет:
Эксклюзивы ВМНа Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ прошел I Открытый слет бардовского движения «Чтобы наши песни пели, как свои». В нем принял участие сын одного из самых известных бардов ХХ века Никита Высоцкий. «Вечерняя Москва» пообщалась с потомком артиста.
— Никита Владимирович, как вы сами считаете, в чем сейчас необходимость проведения слета бардовского движения?
— Здесь все достаточно банально — это связано с моим отцом. Для людей, которые сами причисляют себя к этому творческому движению, Владимир Высоцкий — один из ориентиров. Именно поэтому было решено объединить музыкантов на фестивале.
— Почему развитие бардовского движения в России важно в контексте текущих геополитических событий?
— Мы сейчас находимся в ситуации, когда идет поиск опоры для общества. Фестиваль показал, что Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор и другие авторы в переломные моменты стали спасательным кругом для людей, ищущих опору в прошлом и настоящем. В этом потоке нужно явление, которому в мире нет подобия, — авторская песня.
— В творчестве многих культурных деятелей находит отражение тема спецоперации. Вы это замечаете?
— Говорят, что у нас мало патриотических фильмов, спектаклей и литературных произведений на эту тему.
Отмечают, что на передовой гибнут люди, а творческие граждане то ли ленивые, то ли глупые — не отвечают на запрос, который так сейчас нужен. Правда в том, что те же полузабытые песни, если говорить об авторских, уже начинают звучать совершенно по-другому благодаря периоду, который мы переживаем. Творческие люди нашего времени тоже не проходят мимо темы спецоперации.
Например, одна из моих учениц снималась в патриотической картине «Ополченочка» — про отважную женщину, которая принимала участие в донецком сопротивлении. Так что мне кажется, что процесс идет, и нужно время, чтобы все это выразить. Будет, все обязательно будет.
— Никита Владимирович, какие события из детства, связанные с вашим отцом, вы часто вспоминаете?
— Когда его не стало, мне было 15 лет, поэтому у меня немного детских воспоминаний, и я не люблю ими делиться. Но вам скажу, что, безусловно, все эти годы думаю о нем. Сейчас, в сложное не только для всех, но и для меня время, вспоминаю именно его юмор, жизнелюбие, умение понимать и жизнь, и людей конкретно.
У меня дома висит несколько его фотографий, и на них ему 25 или 30 лет, а мне в этом году будет 60. Но я все равно чувствую, что он старше, и для меня всегда останется отцом.
— Какие места были для него особенными в Москве?
— В своей анкете он написал, что его любимое место в Москве — это Самотека (Самотечная площадь. — «ВМ»), потому что оно связано с его юностью. А еще — Малая Грузинская улица, прямо напротив католического костела, потому что там прошли его последние годы жизни.
— Вы много лет руководите Музеем Владимира Высоцкого. Кто чаще других интересуется его творчеством?
— Это жители мегаполиса, в том числе и молодые люди. Гости столицы, иностранцы. У нас работают специалисты высокого уровня, которые ведут огромную работу по сохранению нашей коллекции, ее пополнению, описанию. Сохранение памяти, мне кажется, — это одна из важнейших сфер человеческой жизни. Огромное количество имен, произведений и событий нашей истории — то, ради чего стоит упорно работать. Высоцкий был в числе послевоенного поколения, которому принадлежат Василий Шукшин, Федор Абрамов, Юрий Трифонов, различные талантливые режиссеры, художники, философы и математики.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марианна Гнездилова, председатель комитета по культуре Московской торгово-промышленной палаты:
— Бардовское движение — явление советской культуры второй половины XX века, которое составляло неотъемлемую часть русского народа. Его представители серьезно повлияли на культуру нашего общества, это выразилось в том, как оно стало относиться к жизни, его социальным и политическим проблемам.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
Никита Высоцкий исполнил около 20 ролей в кино, играл в театрах. Поставил четыре спектакля: в «Современнике» и «Мастерской Н. Л. Скорика».