Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Международный день птиц: как московский голубевод ухаживает за своими питомцами

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Любимцы голубевода Николая Ивановича Мосолова с благодарностью принимают пищу из его рук
Любимцы голубевода Николая Ивановича Мосолова с благодарностью принимают пищу из его рук / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Голуби давно стали одной из визитных карточек Москвы, а пик их разведения пришелся на 1957–й, перед всемирным фестивалем молодежи. Накануне дня птиц, который отмечается 1 апреля, мы встретились с одним из столичных голубеводов.

В московском районе Лианозово есть одно волшебное место — здесь можно наблюдать за полетом парящих в небе птиц: белых, красных, мраморных... Их владелец — Николай Иванович Мосолов, сколько себя помнит, преданно заботится о птицах, оберегает, холит и лелеет. И чудесные птицы отвечают ему взаимностью. С ним «Вечерка» и встретилась.

— Лю-лю-лю, лю-лю-лю, — и с неба, прервав полет, к Николаю Ивановичу камнем падают голуби, садясь хозяину на плечи, руки, голову. — Вот они — мои любимые! — глаза взрослого мужчины светятся счастьем.

Голубятню для своих драгоценных питомцев Николай Иванович построил еще в прошлом веке. Сам, из подручных средств: пенопласта, досок и фанеры. Получилось неплохо — этакий утепленный вариант.

— Да голуби и не боятся холода. Для них куда страшнее голод. Я своих хорошо кормлю, — с улыбкой говорит Николай Иванович. — Потому и птенцы у них рождаются даже зимой!

Вот и сейчас, в конце марта, в голубятне вновь ожидается пополнение — птицы высиживают яйца. Голубевод заботливо осматривает апартаменты своих подопечных: полны ли кормушки, чист ли настил, комфортно ли птицам. Довольный, он выходит из голубятни и начинает рассказывать, как родилась его удивительная привязанность к этим необыкновенным птицам. птицыНиколай Мосолов родился в Тульской области в 1952 году в многодетной семье.

— У нас в доме пара голубей под печкой жила. Я тогда совсем маленьким был. Помню, мы с братьями ляжем на завалинку и глядим на них, любуемся. А они воркуют, целуются. Запустишь их в небо и ищешь среди облаков две белые точки. Вот, наверное, с этого момента любовь к этим птицам у меня и началась. После школы пошел служить в армию. Вернулся и в 1972 году устроился работать на стройку. Через семь лет в Лианозове квартиру получил. И вот тогда на балконе завел несколько птиц. Узнал, где находится клуб голубеводов, вступил в него, — вспоминает Мосолов.

Помимо основной работы на стройке влюбленный в голубей молодой человек подрабатывал в детском саду. Все заработанные деньги он откладывал на строительство голубятни для своих птах, которым, конечно, жить в клетке на балконе было тесновато.

— Через год, в 1980-м, я начал строительство голубятни. Доски когда покупал, когда находил... Знакомые мастера помогли сварить металлический каркас. А по выходным дням сооружал стены. В итоге мои любимцы получили новый, теплый и уютный дом, который, к слову, и сегодня выглядит очень прилично, — рассказывает Николай Иванович.

В тот год, по признанию голубевода, у него было четыре пары птиц. Двух лучших из них ему пришлось отдать — голуби участвовали в открытии и закрытии московской Олимпиады.

— Иногда я пересматриваю трогательные кадры прощания с олимпийским мишкой, и мне кажется, что узнаю своих птиц, кружащих над Лужниками, — говорит москвич.

За время разведения голубей у Николая Ивановича было несколько пород: николаевские, курские, бойные, крюковские, павлины, штрайссер, чубатый, шалевые, бантастые, совушки. Сейчас их осталось только пять: шалевые, николаевские, курские, турманы и павлины.

— У меня было много редких пород. Но в лихие 90-е мою коллекцию несколько раз разворовывали. Однажды, когда я был в командировке, забрали всех породистых птиц и птенцов. Переживал я, конечно, сильно. И ведь дело-то даже не в деньгах.

Хотя редкий породистый голубь дорого стоит. Каждая птица для меня — как дите малое! — признается Николай Иванович. — Спасибо моим детям: помогли деньгами, и я вновь купил себе птиц.

Голуби Николая Ивановича и сегодня занимают призовые места на выставках — внушительная стопка дипломов и грамот тому весомое доказательство. Да и в районе Лианозово его все знают: если находят раненого голубя или птенца-потеряшку, несут ему. Потому что уверены: уж Мосолов-то самую безнадежную птицу «вытащит».

Николая голуби любят. Некоторые так преданно, что, кажется, и быть такого не может — ну, это ж всего лишь птица, не собака же! Тем не менее...

— Как-то друг мой — голубевод — попросил у меня птицу. Его голубь погиб, а голубка осталась. Брал, конечно, для разведения. И птенца пары обещал отдать. Но испугался, что голубь может от него улететь, и подрезал ему крылья. Когда шел я от него уже с птенцом, заметил, что по проводам, на столбах натянутым, за мной какая-то птица следует. Представляете?! Так и вернулся со мной домой, в свою голубятню! — не скрывает радости Мосолов.

Николай Иванович рассказывает о своих птицах как о людях. У каждой из них свой характер.

— Что объединяет всех птиц — так это их преданность своему потомству. Оба родителя по очереди на яйцах сидят. А знаете, откуда взялось выражение «птичье молоко»? Благодаря голубям. Когда вылупляются птенцы, у птиц в зобике появляется белая кашица, похожая на молоко. Первые десять дней своей жизни птенчики им и питаются, — рассказывает голубевод.

К птицам Николай Иванович приходит три-четыре раза в день. Первый раз в 7 утра: накормить и убраться, потом им надо дать полетать, крылья размять...

В общем, большую часть своего времени он отдает птицам, чем порой (что скрывать?) огорчает супругу. И все-таки она понимает: лиши ее Николая возможности заниматься любимым делом, и вряд ли она хоть раз увидит его улыбающимся.

КСТАТИ

Если вы заметили птенца на земле, не спешите забирать его домой. Многие думают, что он выпал из гнезда, потерялся и ему нужна помощь. Но в 90 процентах случаев — это слетки, оперившиеся малыши, которые учатся летать.

Как правило, где-то рядом сидят родители и наблюдают. Увидев человека, который берет птенца в руки, они, следуя инстинкту, могут улететь навсегда. Если вдруг птенец ранен и ему явно нужна помощь, лучше вызывать на место специалистов, позвонив по телефону (495) 777-77-77.

ИЗ ИСТОРИИ

Весной в столицу возвращаются более 50 видов перелетных птиц. Обычно первыми появляются грачи. За ними подтягиваются скворцы и чайки. В 20-х числах марта прилетают обычные обитатели мегаполиса — белые трясогузки и зяблики. А еще чуть позже — в конце месяца — можно ожидать редких гостей — полевого жаворонка и чибиса. Обе птицы занесены в Красную книгу Москвы. В апреле ждем голосистую зарянку, певчего дрозда, пеночку-теньковку, зимородка, обыкновенную горихвостку, лесную завирушку и варакушку. В последний весенний месяц в столицу пожалуют главные певчие — со ловьи.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ!

Лавры начинателя голубеводства в Москве можно смело отдать графу Алексею Орлову. Еще два столетия назад он, построив на юге столицы особняк «Голубятня», завел там первых сизарей. В советское время — в середине прошлого столетия — голубятни появились почти в каждом столичном дворе.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.