Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Глава телеканала «БелРос» Николай Ефимович: Значение Союзного государства растет

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Глава телеканала «БелРос» Николай Ефимович: Значение Союзного государства растет
Участники фестиваля «Журавли Победы» выступают на концерте, посвященном Дню единения народов Беларуси и России / Фото: Илья Питалев/РИА Новости

2 апреля отмечается День единения народов Беларуси и России. 25 лет назад, 8 декабря 1999 года, в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства России и Беларуси. Уникальное объединение потихоньку начинает готовиться к юбилею. Событий и мероприятий — море: на днях, 23 марта, например, с космодрома Байконур стартовал российский корабль «Союз МС-25» с первой белорусской женщиной-космонавтом на борту Мариной Василевской.

Сегодня новости из жизни уникального объединения двух стран не могут не радовать: например, объем взаимной торговли Беларуси и России в текущем году превысил 54 миллиарда долларов! Интеграция государств углубляется и экономически, и на культурном поле. Следить же за стремительным развитием братских отношений и быть в курсе всех новостей позволяет уникальный союзный телеканал «БелРос».

В понимании многих телевидение — это бурлящий на фоне денежных гор человейник. «БелРос» — про другое. Офис у канала уютный, но небольшой, в штате телевидения всего 26 человек, да и денег, мягко говоря, тут не вагон и даже не маленькая тележка. Но работает канал в ритме 24/7, с поставленными задачами справляется, развивается активно и — главный показатель — прирастает аудиторией.

Жизнь же известного журналиста-газетчика Николая Ефимовича перевернулась с приходом сюда. Точнее, начала меняться в тот день, когда он услышал в трубке странный вопрос: «Скажите, а вы этнический белорус?» Вспоминая об этом, он смеется:

— Судьба повернулась так, что из Беларуси я, действительно этнический белорус, уехал аж в 1985 году — казалось, на пару лет, а вышло — навсегда. Уже во времена независимости Республики Беларусь меня звали вернуться, чуть ли не какую-то новую республиканскую газету возглавить. Но тогда я считал, что для меня возможна только «Комсомолка», где прошел путь от стрингера до первого заместителя главного редактора, светлой памяти Владимира Николаевича Сунгоркина, легендарного медиадеятеля.

Я знал, конечно, что появляются какие-то союзные СМИ, но был от этого далек. А тут такой вопрос, который вскоре повторил и Сунгоркин! Я напрягся. «Что такое?» — спрашиваю. В ответ слышу: «Да есть у нас некоторые планы». А потом закрутилась эта история с телевидением.

«ТРО Союза» была создана в середине 1990-х, отдельным договором между Россией и Беларусью, но тогда не было тесной интеграции, и она прозябала где-то на задворках. Потом время изменилось, и стало понятно, что со всем этим надо что-то делать. Честно говоря, не знаю, как можно было создать телерадиокомпанию, не имеющую ни своей редакции, ни нормальной базы, но при этом требовать, чтобы она работала как большие телеканалы?! Да мы и сейчас — всего лишь спутниковый канал, который не входит ни в первый, ни во второй мультиплексы России, ни в так называемый соцпакет телеканалов Беларуси. Уже три года ходят разговоры о создании некого нового медиахолдинга…

— Вот новость: «Базовое юрлицо союзного медиахолдинга зарегистрируют до конца 2024 года».

— Да я и сам за модернизацию, не понятно другое: отчего не вложиться в этот, активно работающий канал, уже имеющий свою аудиторию, официально подтвержденную Медиаскопом? Конечно, и телеканал, и сама организация «ТРО Союза» нуждаются в реформировании, так как создано все было в доисторические времена. Канала (ранее — ТРО), кстати, могло и не быть, если бы не Игорь Угольников — он десять лет им занимался, много сделал, но смог пробить только спутниковый платный канал.

Изначально телерадиокомпания была спланирована любопытно: канала своего у нее не было, но она должна была создавать некий контент, который планировалось размещать в эфире федеральных каналов России и национальных каналов Беларуси. Это была абсолютно нерабочая схема. С какой стати, например, главный федеральный канал, пусть и за деньги, должен в прайм размещать что-то там про Союзное государство? Тем более что тогда с союзной интеграцией было больше вопросов, чем ответов.

Поэтому мы в 2017 году, когда я был назначен председателем «ТРО Союза», провели ребрендинг — в рамках возможностей. Мы же все должны согласовывать с чиновниками двух стран. Представляете себе это «удовольствие»?! Основательную концепцию развития нам зарубили в министерствах — мол, нет денег.

— Что же вы, газетчик, испытали, придя на телеканал? Пытаюсь представить. Смотрели на экран и думали, как людей туда засовывают? Шутка…

— Примерно так. Если честно, я был в ужасе. Конечно, были и драйв, и интерес, но я и правда всю жизнь занимался только газетой. Помню, в один из первых дней, мы тогда еще сидели в «Останкино», у нас и сейчас там находятся эфирный центр и программная дирекция, я смотрел на телебашню и на экран и думал: а чем все это заполнять? Потом, помню, в Питере встречаются Путин и Лукашенко, явно наша тема, а на станции метро там случается теракт.

И я спрашиваю: а где это у нас в эфире? Почему у нас по-прежнему какие-то байдарочники в кадре плавают? А мне отвечают: через недельку будет. И я понял: всю эту бессмыслицу надо ломать. Ввязался! Все с интересом наблюдали и говорили, что никакие ребрендинги и перезапуски невозможны, тем более выделялось на всю телерадиокомпанию только несколько сотен миллионов, что для ТВ — крохи. Но отступать было некуда. Помню, как мы с тогдашним госсекретарем Союзного государства Григорием Алексеевичем Рапотой у него в кабинете вместе рисовали логотип… И перезапустили!

— Что, и новости запустили?

— А как же. У меня школа великой «Комсомолки», где не принято сдаваться и отступать. Теперь новости у нас каждый час, обязательно свежие, в современном формате. Сразу выставляются в наш телеграм-канал. Своей службы новостей у нас, правда, нет. Это другие бюджеты и затраты, другой кадровый состав. Но мы работаем с партнерами: с 2017 по 2023 год новости делали вместе с телекомпанией «Мир»: у них была создана отдельная редакция. И тематически мы близки: у нас — Cоюзное государство, у них — СНГ. Без них мы бы не вышли на информационное вещание. Но время диктует новые задачи, и нам тоже надо меняться. Особенно сейчас, когда стремительно развивается Союзное государство, когда оно, наконец, стало реальностью, когда пошло обострение всей геополитической обстановки. И вообще делать новости так, как их делали в 2017–2018 годах, даже 2021 году, уже нельзя. У нас с января нынешнего года в информационном вещании новый партнер, известная российская медиакомпания «Меркатор».

Полностью поменялись и наши новостные выпуски, и итоговая программа, теперь она — с живыми репортажами. Случилось трагическое событие — теракт в «Крокус Сити», и через 30 минут там уже был наш Максим Кашемиров.

Вот радостный момент: старт российско-белорусского космического экипажа — а мы даем трансляцию запуска. Высший Госсовет Союзного государства заседает в Константиновском дворце — в итоговой программе у нас студия дополненной реальности, и ведущий вместе со зрителями словно прямо там, во дворце. Слава богу, партнеров устроили наши небольшие деньги, а нам понравилось, как они мыслят, креативят. Для них создавать такой контент тоже интересно. Надо сказать, что и белорусскую итоговую программу у нас теперь очень красиво делает новый партнер — телеканал «Беларусь-24». Она другая по формату и стилю. Ну и замечательно, зачем нам две одинаковые программы? Проблем немало, но вместе с коллегами делать современные медиа — здорово.

— Зато опыт какой приобретен! И чувствуется, что телевидение вас захватило.

— Это правда. Меня вот уговаривают по этой теме защищаться, но я только рукой машу — некогда. Но уникальный на самом деле опыт.

Ведь что такое союзные СМИ? У России есть свои интересы в Беларуси, у Беларуси — в России, а тут мы создаем некую надстройку над национальным эгоизмом и национальными интересами. Это и сложно, и интересно. Да и условия, в которых мы живем, заставляют нас все время что-то искать, не сидеть ровно сами знаете на чем. Достигнуто и сделано немало — не скажу, что на коленке, звучит не очень, но, видит бог, — без сумасшедших денег и скромными силами. Мы, конечно, не мультиплекс, но круглосуточный классический телеканал. Мы все выстроили: у нас 326 партнеров по России и Беларуси — мобильные операторы, кабельщики, онлайн-кинотеатры, то есть мы повсюду. Сейчас ведем переговоры с Кинопоиском, вещаем в Крыму и на Камчатке, и даже в новых регионах.

— А вопрос о вхождении в мультиплекс

— …легко снимается при наличии свободных 700 миллионов. Я уверен, что в случае с «БелРосом» должно быть принято политическое решение.

— Николай Александрович, а расскажите подробнее о вашем телеменю: чем потчуете зрителей.

— Ну, например, острое ток-шоу «Есть вопрос». Делаем его в Минске — там дешевле. Там снимаются многие соловьевские эксперты — тот же Виталий Третьяков. Ведет шоу известный союзный политолог и историк Вадим Гигин, тоже постоянный участник телевечеров с Владимиром Соловьевым на канале «Россия». В Белоруссии наше ток-шоу показывает «Россия», мы стоим между Скабеевой и Малаховым. Популярен стрим-проект «Факты на стол!», информационно-аналитическая «Горячая точка». У нас, кстати, есть две итоговые, белорусская и российская, информационно-аналитические программы, делаются они по-разному с точки зрения и технологии, и контента, но с актуализацией союзных аспектов. Мы принципиально даем всю ключевую информацию и знаем, что врать нельзя — никто смотреть не будет!

Так что показываем все как есть, привлекаем экспертов, «возвышаясь над схваткой». Случаются и разногласия в освещении событий у белорусской и российской сторон. И споры есть, и дискуссии. Мы от этого не прячемся. Когда я пришел, мы с трудом находили экспертов, которые могли бы рассуждать по вопросам взаимоотношений России и Беларуси и той же интеграции, в смысле рассуждать серьезно: не просто бла-бла-бла, а с цифрами, с фактами. А сейчас токшоу у нас — о-го-го. Мы меняемся, подстраиваясь под те условия, что диктует жизнь. Недавно прошла Минская книжная выставка — она меньше московской, но получается яркой, там всегда целый десант российских участников-литераторов. А у нас на канале есть уникальный проект — книжная программа.

Такие мало где сохранились, я страшно ею горжусь. Идет она 26 минут, и ее очень любят и читатели, и книжники, и писатели. Мы стараемся всесторонне освещать информационную повестку дня деятельности СГ, осуществляя медийное сопровождение сотрудничества Беларуси и России. Время смотрения, по данным «Медиаскопа», сдвинулось у нас с 5–6 минут до 13–17.

— Серьезный показатель, многие вам позавидуют.

— Важно, что для рекламщиков важная отметка — 10, они только после ее прохождения начинают о чем-то разговаривать. Когда я пришел на канал, вообще никакой рекламы не было, но потом к нам начали подтягиваться разные люди кино. Вот на днях мы подписали контракт с медийной платформой «Триколор».

— А что представляет собой аудитория канала? Хотя молодежь телевидение не смотрит

— Да, наша аудитория — это 40 или даже 50+. За молодежь надо биться. Разговоры про то, что молодежь не смотрит ТВ, я слышал не раз и с этим не совсем согласен. Молодежь смотрит, но не «ящик», а гаджеты. Мы хорошо представлены в нашем телеграме. Открыли ютьюб-канал через Беларусь: БелРос 3.0. Три Ноль — потому что два предыдущих наших ютьюб-канала, вместе с миллионами просмотров, десятками тысяч подписчиков и всеми архивами администрация ютьюба вмиг прихлопнула — и все. Не устроила патриотическая направленность...

На БелРос 3.0 к концу прошлого года было 23 миллиона просмотров. Сейчас, с января 2024 года, — уже почти 32 миллиона. По 2–3 миллиона в месяц! И это при том, что ютьюб нас за политическую повестку блокирует и ограничивает: наш исторический документальный фильм «Ржев: 500 дней в огне» был жестко ограничен к просмотру. Но мы сейчас активно работаем в Рутюбе и Дзене.

— Вы в целом как чувствуете себя в условиях обострения санкций и роста числа фейков?

— Ощущаем все сложности по полной программе. Некоторые коллеги говорили, конечно: ну а зачем вам на канале повестка СВО или новых регионов? Не могу понять этого вопроса. Как — зачем? Да, белорусская армия не участвует в боевых действиях. Но есть море других вопросов, которые касаются Беларуси. Не будем забывать: она фактически обеспечивает защиту западной границы Союзного государства.

— Это так. А еще для очень многих Беларусь та заграница, которая роднее дома родного. И, конечно, Союзное государство возникло неспроста.

— Конечно. Это было отражением позиции и лично Александра Григорьевича Лукашенко: напомню, он был в ту пору депутатом и единственный не подписал Беловежские соглашения, уже тогда называя их ошибкой.

— Кстати, а вы лично к этому событию истории как относитесь?

— Как человек, который родился и вырос в СССР, я отношусь к этому плохо, всегда считал, что в Советском Союзе было как море проблем, так и немало достоинств. И то ощущение страны, которое было когда-то, ничем заменить не получается. Но что такое Россия и Беларусь? Два государства с одной и той же ментальностью, общими корнями, общей историей. И вопрос интеграции для двух этих государств мне представляется невероятно важным. Не сочтите за бахвальство, но звание заслуженного журналиста России получил в числе первых двух десятков награжденных, и его дали мне именно как руководителю Телерадиовещательной организации Союзного государства и именно потому, что мы для интеграции сделали очень многое.

— Поразительно, но наша непростая сегодняшняя ситуация на самом деле спровоцировала множество позитивных явлений. А для вас?

— Согласен. И сегодня российско-белорусская интеграция развивается такими темпами, которые раньше нам и не снились. Нам в данных реалиях не всегда просто: много бюрократии, везде — своей. Многое в России и Беларуси работает по разным инструкциям и правовым актам, но все это потихоньку гармонизируется. Например, в прошлом году впервые в Белорусском госуниверситете квотники-россияне сдавали экзамены наравне с белорусами, а не как иностранцы.

Кто-то скажет — мелочь, но какая за этим стоит правовая работа! Мы с белорусами два разных государства, но два одинаковых народа. Слоган Союзного государства звучит еще короче: «Две страны, одно государство». И наша работа направлена как на сохранение суверенитетов обеих стран, так и на углубление и усиление интеграционных процессов.

— Давайте об интеграции поговорим подробнее.

— Мы братские народы, но только на этих словах интеграции не построишь. Есть экономика, есть политика. Есть многовекторность — очень популярно это слово было в белорусском истеблишменте до 2020 года. И у интеграции может быть масса путей, но, как ни удивительно, мне, человеку, 20 лет возглавлявшему отдел экономики в газете, значительно ближе и интереснее сегодня тема культуры. Она привлекала меня всегда, а потом еще в бытность мою собкором «Комсомолки» в Нижнем Новгороде мне повезло — мы познакомились с Майей Михайловной Плисецкой и почти 25 лет достаточно тесно общались.

Внуков у меня пока, к сожалению, нет, но, когда появятся, буду им рассказывать: в своей книге Майя Михайловна посвятила мне абзац, а это значит, жизнь прошла не зря! Кстати, у Майи Михайловны были белорусские корни, это многие забывают. И сейчас мы задумали интересный проект, делаем сиквел: Большой театр России — Большой театр Беларуси. Недавно наш Большой театр был на гастролях в Минске. Перед этим впервые за много лет белорусский Большой был с гастролями в Москве. И там, и там билеты смели, ажиотаж невероятный. Поэтому, когда сейчас говорят об интеграции, у меня первой в голове всплывает культура: на это есть запрос, это нужно людям.

Большой привез в Минск «Ивана Грозного» и «Царскую невесту», какой восторг у людей! И вахтанговцы туда ездили, раньше часто в Минске бывал Юрий Башмет… Этого людям не хватает, но, помимо прочего, это еще и остро необходимо, поскольку иначе уйдет, а не будет этой культуры — придет другая. Вы не представляете, что происходит в Витебске, когда там проходит «Славянский базар»! Это теперь не только конкурс молодых исполнителей, там бывают и сольники уже известных артистов, идут спектакли, даже цирк приезжал. Фестиваль вышел на другой уровень, и это не может не радовать.

Кстати, есть такой формат — интеграционный форум регионов, в прошлом году он проходил в Уфе. После этого открыли рейс Уфа — Минск, он дважды в неделю летает — это нужно, появились контакты, связи экономические, культурные и просто туристические. Белорусы молодцы: они не по одним замкам и достопримечательностям народ возят, но и на «БелАЗ» везут, и на шоколадную фабрику «Коммунарка», и на рынок «Комаровка», чтобы гости накупили там сала и колбас. Начали отношения с башкирами — и они уже открыли программу для Башкирии, да и башкиры тоже как-то подсуетились и что-то придумали. На носу форум регионов, фестиваль народных ремесел.

— То есть у людей есть запрос на это.

— Да, и перспективы у всего этого огромные, хотя и трудностей немало — все же у нас разные законодательства. Но есть уникальная вещь: так называемые союзные программы. Таких программ — двадцать, включая совершенно потрясающие медицинские, и деньги там осваиваются не до конца, поэтому я не раз предлагал: ну дайте нам на канал по полпроцента от каждой программы, условно говоря, за информационное сопровождение! Вот и будет у нас бюджет и возможность по-настоящему работать, да и там никто не пострадает. Пока, к сожалению, меня не услышали, а на планируемый холдинг собираются выделять миллиарды. Если я о чем-то и жалею, то о том, что в сделанный нами качественный, отлично работающий продукт как будто слегка недооценен. Но верим мы, конечно, в лучшее.

КСТАТИ

В 2017 году телеканал Союзного государства России и Беларуси «ТРО» пережил ребрендинг и 25 сентября 2017 года вышел в эфир с новым оформлением и под новым названием — «БелРос». За прошедшее с этого дня время он прирос аудиторией: в России она выросла вдвое, до 5–7 миллионов, а в Беларуси охват аудитории за месяц составляет свыше 2 миллионов человек, в марте канал посмотрели 2 миллиона 185 тысяч зрителей. Это первый союзный проект России и Беларуси в области электронных СМИ.

ДОСЬЕ

Николай Александрович Ефимович родился 7 ноября 1960 года в Беларуси, в Гомельской области. Учился на факультете журналистики БГУ в Минске, затем работал журналистом в белорусских и российских СМИ. С 1992 года работал в «Комсомольской правде», в 2013 году стал первым заместителем главного редактора «КП». В июне 2015 года был назначен главным редактором газеты парламентского собрания Союза Беларуси и России «Союзное Вече». С 2017 года — председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства. Удостоен звания «Заслуженный журналист России».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.