Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Сент-Экзюпери из Иркутска: рассказывая детям байки с таежных аэродромов, летчик стал писателем

Общество
Сент-Экзюпери из Иркутска: рассказывая детям байки с таежных аэродромов, летчик стал писателем
Писатель с одной из своих книг / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Из-за школьной любви сибиряк Валерий Хайрюзов стал летчиком. Благодаря желанию проводить больше времени с сыновьями — писателем. А любовь к малой родине привела его в Иркутское землячество «Байкал», где, став первым заместителем председателя, он поддерживает своих земляков в столице.

— Валерий Николаевич, как родилась мечта стать летчиком?

— Я из послевоенного поколения, в котором и девочки, и мальчики мечтали об этой профессии. Кстати, первый толчок мне дала девочка.

В восьмом классе к нам пришла новенькая, Оля. Все в нее влюбились, ну и я не стал исключением! Но быстро понял, что шансов у меня немного — в классе среди мальчишек я был самый маленький. Ну и решил, что если стану планеристом, то она обязательно обратит на меня внимание!

— Как начался ваш путь?

— Занимались в кружке, изучали теорию. Потом нас повезли на аэродром Оек, который находился недалеко от Иркутска, — первый раз прыгнуть с парашютом.

Но меня до прыжков не допускали — инструктор сказал, что у меня маленький вес и меня может унести воздушным потоком. Тогда я набил свои сатиновые шаровары камнями. Когда выпрыгнул из самолета и раскрыл парашют, камни рванули мои шаровары вниз. Я почувствовал, будто меня разорвало на две части, но с меня просто сорвало штаны. Гляжу, а на земле начался переполох, скорая помощь несется — испугались, что со мной что-то случилось.

На следующий день прихожу в школу... Оля сделала стенгазету «Молния». И тут какой-то первоклассник говорит: «О, это же он! Тот, который без штанов летал!» Такой славы я не ожидал! Но все равно был счастлив, что прыгнул. После такого курьезного случая иного выбора не было, как поступать в летное училище.

— Как начали писать?

— Я к тому времени был уже женат. Сыновья меня почти не видели, но, когда было время, я рассказывал им разные интересные случаи, а потом взял да и записал смешные истории, которые мне довелось слышать на таежных аэродромах. Потом я уже познакомился с большими писателями — Александром Вампиловым, Валентином Распутиным, Василием Беловым, Виктором Астафьевым... Они были постарше и помогали мне советами.

С Распутиным и Беловым мы в 1995 году ездили в Сербию, когда там шла война. Во время поездок по фронтам гражданской войны в Югославии мы должны были проскочить через Пасавинский коридор, который обстреливался с двух сторон. Потом нам сказали, что только русские среди белого дня решились проскочить через простреливаемый насквозь город Брчко.

Но Бог миловал нас! Мы вырвались из обстрела, и минут через десять вдруг Василий Белов спрашивает Распутина: «Валь, а как думаешь, долго ли нас еще читать будут?» Тот, подумав немного, ответил: «Вот если бы сейчас попали, тогда все бы в газетах завтра прочитали».

— Много ли сейчас в Иркутске писателей, которые пишут на национальных языках?

— Все пишут на родном языке: якутском, бурятском. Но каждый все равно хотел бы, чтобы произведения были напечатаны и на русском — аудитория же намного больше, целая страна. Мой друг Андрей Кривошапкин, эвен по национальности, написал много рассказов и повестей, и почти все они были изданы на русском. Или вот бурятская писательница Нелли Матханова написала пьесу «Чтобы в юрте горел огонь», и ее в свое время даже поставили в США.

— А чем занимается Иркутское землячество?

— От меня как одного из руководителей требуется создать дружелюбную, теплую атмосферу. Людям важно не просто пообщаться, поскольку мы все с одной малой родины, но и проводить мероприятия. Например, у нас есть встречи трех поколений. И, конечно, важна поддержка наших талантов — мы издаем книги о знаменитых земляках, делаем документальные фильмы, вручаем денежные премии лучшим иркутским писателям, журналистам, художникам, актерам, учителям, общественным деятелям. Когда не стало моего старшего товарища Валентина Распутина, мы в Доме русского зарубежья стали проводить вечера его памяти. А еще у нас работают клубы: медицинский, «Сибирский мир», виноградарей, журналистов, даже создаем свой земляческий театр. Принцип нашей работы — в нашей земляческой юрте всегда должен гореть огонь.

Хочу сказать добрые слова в адрес президента нашего землячества, главы «Ростеха» Сергея Чемезова, председателя правления Иркутского землячества «Байкал» Ивана Миронова, исполнительного директора Галины Мироновой и других наших замечательных земляков. В этом году землячеству будет 50 лет, и мы планируем с делегацией посетить Иркутск.

— Молодежи у вас много?

— Да, у нас отдельная молодежная секция. Кстати, у нас в состав правления входит Денис Мацуев, который проводит фестиваль «Звезды на Байкале», привозит в Иркутск знаменитых исполнителей и футболистов, поскольку любит этот вид спорта.

Поступив в московские вузы, молодые люди чаще остаются здесь. Они встречаются в землячестве, например в деловых клубах, а еще мы привлекаем их к творчеству.

— В чем особенность сибирского характера?

— Сибиряки, мне кажется, более обстоятельны, они, в отличие от москвичей, немногословны. Народ у нас в Сибири очень гостеприимный! Бывало, зайдешь к Валентину Распутину — он сразу приглашал на кухню, заваривал чай, очень любил это делать. Все так говорят в основном про восточные народы, но в Сибири тоже любят на стол накрыть и угостить.

— А чем отличается местная кухня? Какие блюда больше всего любите?

— Конечно же, наш знаменитый черемуховый торт! Ягоду высушивают, перемалывают в порошок и добавляют в тесто. Готовый бисквит заливают взбитой, сладкой сметаной. Объедение! Москвичи этого десерта не знают. Есть у нас и бурятская кухня, те же буузы. А еще весной черемша — так у нас называют таежный чеснок. Весной после долгой зимы сильный авитаминоз, и эта зелень очень помогала в голодные годы, да и сейчас у многих она всегда на столе. Мы ее моем, мелко нарезаем, солим, толчем и закрываем в банку. Через некоторое время достаем, смешиваем со сметаной.

Любим и кедровые орехи — из них и молоко можно сделать. Вообще, все, что есть в тайге, в озере Байкал: сиг, омуль, хариус, — есть у сибиряков на столе. Приглашаем всех к себе в гости. И споем, и спляшем, и чарку за здравие поднимем!

ДОСЬЕ

Летчик и писатель, секретарь Союза писателей России Валерий Хайрюзов родился 16 сентября 1944 года в иркутском предместье Жилкино.

В 1990 году избран депутатом Верховного Совета РСФСР. За книгу прозы «Черный Иркут» писатель удостоен «Бронзового витязя» IX Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь». В его библиографии более 30 книг: сборники рассказов и повестей, биографические романы и произведения других жанров.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.