История последнего Романова: какие личные вещи царя попали в музей Николая II
Сюжет:
Эксклюзивы ВМЦикл публикаций, посвященных необычным музеям Москвы, продолжает «Вечерняя Москва». На этот раз мы хотим рассказать о музее императора Николая II.
Реставратор Александр Васильевич Ренжин, директор Музея Императора Николая II, открывшегося три года тому назад, в течение многих десятилетий собирал коллекцию предметов, принадлежащих последнему русскому царю и его семье. Коллекционер и предположить не мог, что его собрание редких и уникальных предметов составит экспозицию целого музея.
— Александр Васильевич, расскажите, когда появилось желание организовать музей.
— Мечтой об открытии музея я жил много лет. Так получилось, что я узнал об истории дореволюционной России, как говорится, из первых рук. Оба моих деда были простыми крестьянами родом из Вятской губернии, прошли Великую Отечественную войну и оба дожили до 90 лет. И несмотря на все события, они сохранили народную любовь к государю, иначе как «царь-батюшко» в своих воспоминаниях они его и не упоминали. Это абсолютно уважительное отношение к царю хранилось в глубинном русском народе.
Однажды в мои руки попала фотография императора Николая II, которую я запомнил на всю жизнь. На ней император стоит на заводе и разговаривает с рабочими. И делает он это не подчеркнуто официально, а будто они все старые знакомые. Так для меня начала открываться совершенно новая страница в истории, которая органично легла на воспоминания, которыми со мной делились два моих деда. Я начал собирать книги и предметы, связанные с историей царской семьи.
— А были ли у вас единомышленники, которые помогли открыть музей?
— Да, это Анна Витальевна Громова, известный общественный деятель, историк, председатель Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Благодаря ей мы смогли получить здание для нашего музея.
— Все экспонаты, представленные в музее, из вашей личной коллекции?
— Некоторые вещи нам отдали люди, которые хранили их не одно поколение. Нередко в тайне от своих даже самых близких родственников. Наш музей — прямое свидетельство того, что русский народ царя не забывал, рискуя порой всем на свете, ведь в 20– 30-е годы прошлого столетия за коронационную кружку, например, могли расстрелять, причем всю семью. Люди тем не менее все это сберегли, донесли до наших дней.
Они хранили эти предметы в своих сундуках, старались никому не показывать, даже близким и родным о них не говорили. Одна старушка, которая принесла мне ту самую коронационную кружку, рассказывала, что ее бабушка, когда приглашала их к себе в гости, открывала сундук, показывала эту кружку и говорила: «Вот, посмотрите, эту кружку держал в руках царь-батюшка».
Ее она получила на Ходынском поле из рук самого царя (!). И теперь этот раритет можно увидеть в экспозиции нашего музея. Многое сохранили эмигранты первой волны. Вещи, так или иначе связанные с царем, хранились у них как самое главное сокровище в жизни. Часто только такое «царское» наследство и оставалось после смерти этих людей.
— Каким человеком, по вашему мнению, был Николай II?
— Он был созидателем. Мы видим это по плодам его деятельности. Он был очень тверд в принятии решений, это очевидно. Каждый раз он их тщательно обдумывал, старался найти внутренний баланс. Благодаря Николаю Второму было построено сорок шесть тысяч километров железных дорог за двадцать три года.
План электрификации страны был создан в 1903 году по его личной инициативе, большевики просто потом им воспользовались. Было открыто 118 000 учебных заведений. В 1894 году только 24 процента населения было грамотным, а в 1917 году таких было уже 67 процентов. Именно царь издал указ о церковно-приходских школах. Даже если у священника не было возможности нанимать учителя, то он обязан был преподавать сам. Начальное образование получали при каждом храме на всей территории Российской империи.
Николай II был человеком очень твердого характера, при этом его никто никогда не видел вспыльчивым. Он мог в компании офицеров выпить не меньше остальных, но его никто не видел пьяным. Самый страшный его гнев, как писал один из его секретарей, случился во время разговора с офицером, который бросил своих солдат на линии фронта. Государь замолчал, развернулся к офицеру спиной, подошел к подоконнику и стал стучать по нему пальцами.
Николай Второй был образцовым отцом для своих детей и отцом для своих подданных. Достаточно сказать, что в переписи населения он написал в графе вид занятий «хозяин земли Русской». То есть он чувствовал себя хозяином — владельцем, ответственным за все и вся.
— Как вы думаете, что прежде всего запомнят и поймут посетители вашего музея?
— Судя по тому, какие отзывы оставляют наши посетители, для большинства, вне зависимости от образования или возраста, наш музей является открытием. Люди не подозревали, что когда-то царской Россией правил справедливый, честный человек, любивший наше Отечество всем своим сердцем и отдавший за него не только свою жизнь, но и жизнь своей семьи, которая, кстати, сознательно шла вместе с ним на казнь.
Молодые люди, которые приходят в наш музей, очень заинтересованы историей, глаза у них горят… Это новое поколение словно чистая доска, а на ней надо писать, нужно давать эти знания, подлинные, настоящие исторические знания, на основе документов, которые сохранились. Когда они увидят осколки той самой империи, они поймут, к чему им стремиться. Они поймут, чем дорожили наши предки тысячу лет.
АДРЕС
Музей Императора Николая II, метро Бауманская, Токмаков пер., 21/2, стр. 1