Чемпион мира Олег Эстон: Олимпийские игры стали бизнес-проектом, а не состязанием
Летние Олимпийские игры стартуют в Париже 28 июля, но уже успели обрасти скандалами. Большинство российских спортсменов отказались от участия в предстоящих состязаниях. Заслуженный тренер России по косики-карате (в переводе с японского «жесткое карате») рассказал «Вечерней Москве», чем стала Олимпиада сегодня и почему патриотическое воспитание важно для спортсменов.
— Олег, еще в 1970-е годы решался вопрос о включении карате в олимпийские виды спорта. Но в итоге он присутствовал только на Олимпиаде в Токио в 2021 году. Почему так получилось?
— Действительно, в Токио представляли один из видов карате, это была проба пера. А жалко. Я считаю, тут дело в деньгах. Например, популярность гольфа невелика, но это все равно олимпийский вид спорта, потому что вокруг него много коммерческой составляющей: аренда полей, продажа клюшек, аксессуаров... Олимпиада давно стала не массовым состязанием, а бизнес-проектом.
— Знаю, что большинство спортсменов стремятся стать олимпийскими чемпионами. Не обидно, что вы при множестве своих регалий так и не стали участником Игр?
— Обидно, потому что карате очень популярно в мире, но обделено олимпийским вниманием. Среди школьников, кстати, это тоже не менее массовый вид спорта, чем тот же хоккей. И обидно, что некоторые виды карате не признаны в мире — это недоработка.
— Вы занимаетесь патриотическим воспитанием молодежи. Расскажите, почему решили посвятить себя этому делу.
— Еще в 2000 году мы с друзьями ездили на сборы и обратили внимание на то, что наши воспитанники прекрасно знают по именам испанских футболистов, а наших военачальников, например Георгия Жукова и Константина Рокоссовского, — нет. Тогда поняли, что у нас должна быть миссия — рассказывать детям об истории страны. И повезли своих учеников на сборы в Новороссийск, где стали ходить на экскурсии по местам сражений Великой Отечественной войны, потом побывали в Белоруссии на линии обороны Сталина, съездили в Вязьму. Так все началось.
— А как вам удается совмещать и спортивное, и патриотическое воспитание подрастающего поколения?
— На сборах мы всегда говорим об истории и Великой Отечественной войне, изучаем все военные кампании. Меня часто приглашают на научные конференции, чтобы провести беседы о патриотизме. Когда я получал второе высшее спортивное образование, у нас был предмет «История физкультуры», где преподаватели нам рассказывали о героических подвигах спортсменов. И сейчас молодому поколению тоже важно знать о таких людях, иначе в их сознании будут другие герои. Я очень хочу, чтобы мы гордились нашими предками и их невероятными достижениями. Это вселяет в меня силу. Всегда с гордостью стою под российским флагом, когда я и мои воспитанники поднимаемся на пьедестал. Это и есть чувство патриотизма.
— Расскажите, чем отличается косики-карате от других направлений этого вида единоборств.
— В этом виде карате спортсмены выходят на поединок в защитных шлемах с пластиковой прозрачной маской, в жилетах на груди. Среди прочих боевых искусств в целом мы сильно выделяемся. Это безопасное, но жесткое карате. А еще бой не останавливается после первого удара, как в других разновидностях карате, а идут серии поединков.
ДОСЬЕ
Тренер Олег Эстон родился 21 сентября 1976 года в Баку.
С 1990 года занимается косики-карате. За свою карьеру стал 16-кратным чемпионом России, трехкратным чемпионом мира, двукратным чемпионом Европы.
Он заслуженный тренер и мастер спорта России.
На сегодняшний день Олег Эстон воспитал 24 чемпиона мира. Он возглавляет школу косики-карате «Лидер».
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
— Вы занимаетесь единоборствами с детства. Что подтолкнуло к этому?
— Я из семьи военных. Дед служил в Закавказском военном округе, поэтому я родился в Баку и жил там до 16 лет. Никто из родных не занимался спортом. Повлияло окружение местных ребят. Мы с друзьями увлекались дзюдо, карате. Я начал тренироваться: интересно было наблюдать, как боевые искусства влияют на психологию, учат владеть своим телом.
— Как родители отнеслись к этому выбору?
— Сначала отрицательно — возмущались, пренебрежительно называли карате мордобоем. Ведь бытует мнение, что такой спорт, как и бокс, — для низкоинтеллектуальных людей. А родители видели во мне инженера. Поэтому я пошел учиться в Московский энергетический институт, окончил магистратуру. Но когда родители увидели мои спортивные успехи, то поверили в меня.
— В чем вам помогли боевые искусства?
— Любой индивидуальный вид спорта формирует внутренний стержень. Приходится стараться, превозмогать сложности, чтобы достичь успеха. Естественно, это влияет на характер, помогает сосредоточиться, мобилизовать себя в нужную минуту.
— У вас трое детей — Даниил, Каролина и Милана. И все занимаются косики-карате. Как ваша жена Екатерина относится к этому?
— Нормально, только сетует, что из-за большой нагрузки дети не всегда успевают посещать другие развивающие секции. Екатерина хотела, чтобы Каролина ходила еще и в хореографический кружок. Пытаемся найти возможности. Но мне хочется, чтобы дети были под моим присмотром. Да и характер у них бойцовский. Каролина занималась еще и гимнастикой, но ей не понравилось.
— А как вы приучали детей к спорту?
— У них просто детство прошло в спортзале. Они ползали на татами (маты для карате. — «ВМ»), играли здесь в кубики, повторяли движения спортсменов, а потом и сами начали тренироваться.