Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

«Фильмы были ее детьми»: чем запомнились работы Татьяны Лиозновой

Общество
Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов во время съемок сериала «Семнадцать мгновений весны»
Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов во время съемок сериала «Семнадцать мгновений весны» / Фото: Макс Альперт / РИА Новости

Столетие со дня рождения Татьяны Лиозновой отмечается 20 июля. Фильмы классика советской кинорежиссуры до сих пор любимы миллионами зрителей и стали частью нашего культурного кода.

Маленькая сильная женщина — это про Татьяну Лиознову. Ее боялись и уважали — и на съемочной площадке, и в обыденной жизни. Хотя для нее, пожалуй, одно и другое было неразрывно связано.

Родилась Таня Лиознова в Москве в семье, к искусству не имеющей отношения. Великая Отечественная отняла у юной Тани отца, погибли и три маминых брата. И на всю свою долгую жизнь сохранила Лиознова какое-то трепетное, нежное отношение к семье. Как любила она маму, Иду Израилевну, с которой душа в душу прожила до самой ее смерти в 1978 году, и только ей позволяла она критиковать творческий процесс и давать советы. И не только касающиеся кино. Еще когда Лиознова была студенткой, за ней начал ухаживать маститый Константин Симонов. Но мама не одобрила роман — и отношения не сложились.

Своим учителем Лиознова считала Сергея Герасимова, фильмы которого, по ее словам, были «полны любви и интереса к человеческой жизни». С Лиозновой работали лучшие актеры советской эпохи: Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Олег Янковский, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Олег Табаков, Николай Рыбников, Вячеслав Тихонов. Побаивались ее и называли диктатором. Но каждый из них считал честью сняться в любом лиозновском фильме. Она не проводила проб, утверждала актеров на роль, руководствуясь какой-то уникальной режиссерской интуицией.

В личной жизни Татьяна Михайловна была такая же решительная и резкая, как и на съемочной площадке. Ее страстью были машины, она великолепно водила. Никогда не боялась сказать правду в лицо, не чувствовала себя «слабой» и «ведомой», да и вообще — не могла даже представить, чтобы быть какой-то там «половиной».

Яркий роман с актером Арчилом Гомиашвили, знаменитым киношным Остапом Бендером, закончился большой его обидой на Лиознову. Она готовилась к работе над «Семнадцатью мгновениями весны», и Арчил полагал, что роль Штирлица должна принадлежать ему. Но Лиознова на главную роль взяла Вячеслава Тихонова. Арчил долгие годы потом с ней не общался.

Из-за кино рассталась она и с другой своей любовью, ученым-физиком Владимиром Кириллиным, заместителем председателя Совета министров СССР. Он не одобрил темы задуманного ею фильма «Мы, нижеподписавшиеся», считая, что такой неоднозначной картиной она подставит и себя, и его. И Лиознова вновь выбрала кино.

В 1963 году, на съемках «Им покоряется небо», она познакомилась с летчиком-испытателем Василием Колошенко. Василий был вдовцом, воспитывал двух дочек. Одну из них, Людмилу Лисину, Лиознова полюбила как родную дочь. Людмила и стала ей самой что ни на есть родной и близкой. Именно она была рядом, когда Лиознова уже сильно болела. Она же занималась и сохранением ее архивов. Они, фильмы, сложенные в круглые железные коробки, были самым главным для режиссера.

— Мои дети — это фильмы. Они дорогого стоят — всей жизни моей. Но они же мне и давали счастье... Я знаю, что мои фильмы приносили людям надежду, свет и веру в жизнь, а это было моей самой главной задачей, — говорила Татьяна Лиознова.

В каждом фильме «железная леди» советского кинематографа рассказывала о себе, и для зрителя открывались лирические бездны, и несгибаемую сталь вдруг увивали нежные цветочные стебли. — Я не верю в легкие жизни. Мне представляется, что человеку все в жизни дается трудом. И я не вижу в этом ничего ужасного», — говорила Лиознова.

Наивная девочка из «Карнавала», представляющая себя в роли примы, — это, конечно, во многом сама Лиознова; и неслучившаяся любовь из «Трех тополей на Плющихе» — это ее личная драма несовпадения с избранником. Отдельной историей в творчестве Лиозновой стоит сериал «Семнадцать мгновений весны». Казалось бы, абсолютно «неженские» и тема, и ее воплощение. Но отметивший в прошлом году полувековой юбилей телефильм о советском разведчике стал классикой, разобранной на цитаты.

Уже подводя итоги жизни, Лиознова говорила, что главная тема ее кинофильмов — верность. В «Семнадцати мгновениях…» — верность разведчика Родине. В фильме «Им покоряется небо» — верность летчиков профессии. В «Трех тополях на Плющихе» — верность семье.

Лиознова любила кино и беззаветно любила свою страну.

Последний фильм «Конец света с последующим симпозиумом», снятый ею в 1980-х, она оценила как «плохой». Категоричная Лиознова решила «завязать» с кино — для нее были непонятны новый зритель, новое время, новые ценности. Ей было 85, когда она сказала в интервью, что ощущает себя так, словно живет в чужой стране. И даже усомнилась в том, что в этой новой реальности будут востребованы и любимы ее фильмы.

Но в этом режиссер Лиознова ошиблась.

ПЯТЬ ЛУЧШИХ КАРТИН

Из снятых Татьяной Лиозновой двенадцати работ две стали народными. Это «Три тополя на Плющихе» и сериал «Семнадцать мгновений весны».

Евдокия (1961)

Сценарий Веры Пановой. Рассказывает о жизни семьи, все пятеро детей в которой — приемные.

В главных ролях: Людмила Хитяева и Николай Лебедев.

Три тополя на Плющихе (1968)

Снят по рассказу Александра Борщаговского. О встрече деревенской женщины Нюры и московского таксиста Саши.

В главных ролях: Татьяна Доронина и Олег Ефремов.

Семнадцать мгновений весны (1973)

12-серийный телефильм по одноименному роману Юлиана Семенова. Сериал рассказывает о подвигах Максима Исаева, советского шпиона, действовавшего в нацистской Германии под именем Макс Отто фон Штирлиц.

В главной роли: Вячеслав Тихонов.

Мы, нижеподписавшиеся (1980)

Сценарий А. Гельмана. События разворачиваются в купе поезда после того, как приемная комиссия не подписала акт о приемке хлебозавода.

В главных ролях: Леонид Куравлев, Ирина Муравьева, Аристарх Ливанов, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Олег Янковский.

Карнавал (1981)

Сценарий Анны Родионовой и Татьяны Лиозновой. Провинциалка Нина приезжает в Москву, чтобы «выучиться на артистку». Но в конце концов понимает, что жизнь в чужом городе совсем не похожа на вечный карнавал.

В главной роли: Ирина Муравьева.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.