Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Почему общество становится агрессивнее, а профессионалы уступают дилетантам

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Жители города на Ленинском проспекте. Между этими людьми могла бы завязаться беседа. Но навыки общения утрачены...
Жители города на Ленинском проспекте. Между этими людьми могла бы завязаться беседа. Но навыки общения утрачены... / Фото: Олег Елков / ТАСС

В эфире телевидения «Вечерней Москвы» открылась новая передача — «Еще не вечер». В студию в гости к журналистам «ВМ» приходят интересные собеседники, где мы говорим с ними на разные темы, будь то наука, экономика, искусство или, как на этот раз, — некие общественно-социальные парадигмы. С гостем нашего эфира, психиатром Андреем Жиляевым, читатели нашей газеты давно знакомы. На этот раз мы говорили о нашей агрессии и дилетантизме.

И к теме роста агрессии, и к теме нарастающего в обществе дилетантизма мы обращаемся не впервые. В 2019 году большой читательский резонанс вызвал материал «Бал дилетантов» — достаточно жесткий и, скажем так, бескомпромиссный. Первооткрывателем темы и одним из спикеров во время ее обсуждения стал тогда Андрей Жиляев.

А не так давно исследовательская компания Mar Consult опубликовала печальный вывод своего исследования: половина работающих россиян в своем деле дилетанты! И есть ощущение, что это, как говорится, бОльшая половина... Как бы то ни было, мы решили поговорить об обществе в целом и о дилетантизме в частности. Посмотреть полную версию интервью с Андреем Жиляевым вы можете на нашем сайте в разделе «Вечерка ТВ», а также в любых соцсетях издания. Перед вами же — краткая версия разговора на эту непростую тему.

— Общество меняется на наших глазах. И куда исчез так быстро крепкий и, в общем, простой «советский человек»? И по отдельности все у нас — милейшие люди, а вместе… Что с нами происходит?

— Упомянув советского человека, вы определили возраст или срок изменений: 30 лет. Я несколько его расширил бы, но это не так важно. А происходит с нами вполне понятная метаморфоза, в какой-то степени управляемая извне. Я не о конспирологии! Мы раньше жили в мире, который строился на принципе примата общественных интересов над личными. То есть каждый человек был винтиком общей машины. Потом нам предложили другую концепцию, в соответствии с которой главное — это твоя свобода, самореализация и что хотите еще.

— Это вы, Андрей Геннадьевич, к культу индивидуализма подводите?

— По сути — да. И сейчас мы пожинаем плоды этой метаморфозы. Возьмите любую человеческую жизнь. Увы, она недолгая. Таким образом, если мы выводим собственное существование и условия его как единственную прерогативу и цель, то жизнь становится бессмысленной.

— Ну как это — бессмысленной! Утро еще толком не наступило, а человек уже докладывает в соцсетях: вот я, вот мой завтрак, сегодня у меня булочка с кунжутом и бекон. Но сигнал-то какой за этим: восхитись, мир, вон какой человек завтракает!

— В психиатрии в свое время была такая патология — психиатрический эксгибиционизм. Она считалась частью истерии — тяжелого заболевания. Одним из синдромов данной болезни было именно это: человеку казалось, что весь мир вертится вокруг него, всем интересно даже то, что он ест. Сейчас на культивировании подобных вещей построено очень многое в нашей уважаемой, без кавычек, блогосфере. Человек выкладывает какие-то повседневные детали своей жизни и уверен, что для всех наблюдающих они чрезвычайно важны. То есть ему кажется, что все, что с ним происходит, имеет сверхзначение.

— С таким подходом, Андрей Геннадьевич, если посмотреть на происходящее, здоровых людей вообще остаться не должно…

— Но что делать. Эта культивируемая социоэпидемия гораздо более опасная, чем эпидемия ковида недавнего прошлого. Людьми, которые всерьез воспринимают эту парадигму, управлять практически невозможно. Человек убежден, что все, что происходит с ним в жизни, — это главное, и количество подписчиков…

— …говорят френдов

— …да-да, «френдов», это и есть определяющий фактор популярности. То есть важно не что ты делаешь, а до какой степени обнаженности ты готов дойти. Это «обнаженка» не физическая, а психологическая. И да, я подтверждаю: это болезнь. Именно в таком понимании происходящего мы с коллегами едины — болезнь! Но главное в том, что все это навязывается извне. Возьмем закон больших чисел. Когда не было информпространства, человек мог «предъявить себя» двадцати, скажем, людям, и среди них мог не найтись такой же больной человек, как и «предъявитель», который поддержал бы его идею. Но теперь, когда информпространство есть, и «френдов» может быть сотни и тысячи, то, по закону больших чисел, среди них всегда найдется кто-то, «созвучный предъявителю». И вот они — лайки и все остальное, что убеждает человека в том, что он прав. На этом строится понятие социальных рейтингов, понятие популярности, звезды… Увы: очень многие понятия стоят на ничего не значащих позициях, никакой статистикой не подтвержденных.

— Ну бог с ним, с позерством. А почему мы так агрессивны? Ведь и живем не так плохо. Да, чудовищное расслоение, но тем не менее…

— Когда мне говорят, что мы плохо живем, я советую выглянуть во двор — там негде поставить машину. Для меня в ответе на этот ваш вопрос — два «конца». Обратите внимание, как у нас девальвировалось искусство спорить. Спор, по сути, — процедура медиативная, ведь смысл его — в поиске консенсуса. А у нас любой спор — это война, в которой обязательно нужно победить и доказать свою правоту. И это метаморфоза нашего времени. Исчезла естественная и уникальная медиативная среда, в которой мы учились общаться, — двор. Там не было взрослых, не было дидактики, двор сам воспитывал — как говорить, с кем говорить, что говорить, и маленький человек учился этому, это была прививка социальной толерантности — в хорошем смысле слова. Мне возразят: ну и что, что исчез двор, вместо него создаются спортшколы, открываются библиотеки. Все это прекрасно, но это разные формы, разные! И чтобы ребенок мог учиться, формировать важные для себя навыки, нужен двор… Кстати, мы пособие по дворовым играм готовим — чтобы хоть кто-то мог этому обучить, всем этим вышибалам, штандерам, выручалочкам… Мы играли в эти игры, и никого не интересовало, сколько денег родители зарабатывают, во дворе было личностное, реальное развитие — субъектное. А в школе — дидактическое. Для взаимодействия необходимо формировать навыки социального общения. И сейчас уже необходимо вводить курс коммуникативного развития, и мы это сделали в нескольких городах и странах. Эффект потрясающий.

— Что, и телефоны в руки дети не берут?

— Представьте, нет, забывают о них.

— Ну хорошо. Немного о другом — еще об одном из трендов нашего времени. Одна моя знакомая, ей нет еще тридцати, бесконечно самосовершенствуется после того, как сходила на какие-то тренинги личностного роста. Как вы относитесь к ним?

— Я несколько раз был участником экспертиз, которые проверяли всякого рода «тренинги». Скажем так, результаты были неутешительны, поэтому я к ним в целом отношусь критически.

— Поняла. Но вы как врач все равно раз в какое-то время проходите курсы, подтверждаете категорию. А у этой моей знакомой уже восемь высших образований из разных областей… И при этом она, при отсутствии опыта, в каждой из выбранных категорий — дилетант. Разве это норма? Мне кажется — предпосылки дилетантизма.

— Это не предпосылки, а квазиуправление этим процессом. Сейчас ускорилась трансформация профессионального пространства. Простой пример. Помните, одно время были на плаву пейджеры, и море людей связывало с ними свое будущее, что-то там изучали про них… А потом эпоха пейджеров завершилась. И что оставалось делать этим специалистам? К слову, многие подобные «схлопывания» были искусственными, но жизнь-то у человека одна… Так вот, все, о чем мы говорили выше, подводит нас к теме дилетантизма. Он сейчас, увы, культивируется как противовес профессионализму, вот что страшно. Почему? Потому что, на мой взгляд, взята дефективная, ущербная модель эффективности человека в обществе. Главным для нас стало понятие успешности. А единственным критерием оценки этого понятия стали деньги.

— А надо как?

— Успешность — это возможность отдать обществу свои таланты. Отдать так, чтобы общество это взяло. Количество денег — это только мерило, не критерий.

— То есть человек, условно говоря, должен рисовать, как Пикассо, и дарить свои шедевры обществу?

— Понимаю, что вы подшучиваете, но отвечу серьезно. Мы даже не понимаем, как въелись в наше сознание предикаты самонасилия, когда мы себе, по сути, внушаем: должен, стараюсь, вынужден, обязан… Вот и вы автоматически сказали: «должен»… Когда мы так говорим, то подчеркиваем, что на самом деле этого не хотим. За этим стоит серьезная проблема снятия ответственности с себя: все пошли, и я пошел. И этот нюанс — также подоплека возникновения дилетантизма. Почему ты занялся компьютером? Все занялись — и я! Профессионал — это человек, который занимается своим делом, которое приносит ему удовлетворение и дает ему возможность развиваться. И не факт, что он выберет это дело только в угоду неким социальным веяниям. В итоге те, кто выдерживает свою линию, в большей степени удовлетворены жизнью. А это главное! Вы же не будете спорить, что человек может получать море денег и быть несчастливым?

— С этим спорить не буду.

— Кстати, одна наша молодая коллега начала писать диссертацию о психологии успешных людей. Ее теория заключалась в том, что успешные люди и психологически более взвешенны, и зрелы. Но когда она собрала материал, работа «накрылась»: оказалось, среди этих людей не было почти никого, кто был бы удовлетворен собой и ситуацией. Повторюсь: наша беда в том, что мы решили, что деньги — единственный измеритель успешности. Это автоматически выводит за скобки ряд людей с теми социальными статусами, которые в соответствии с этим определением успешными быть не могут. Это учителя, врачи, полицейские. У них никогда и ни в каком обществе не было супердоходов. Как получается? Контролируешь миллиарды — ты успешен. Не контролируешь — неуспешен. И дети, которые усвоили эту парадигму, не хотят идти этим путем — становиться врачами или учителями. Или хотят превратиться в выжигу, мы таких знаем тоже, которые вылечить не могут, но зато прекрасно умеют трясти деньги с людей, к сожалению. Разрушение статусов ведет к разрушению смыслов. Ныне же главное — не помочь, а выдержать процедуру. Но назойливые регламенты и шаблоны не могут быть мерилом человеческого профессионализма. Если нам говорили в студенческую пору: «Ты отвечаешь по шаблону», это означало провал… Учителя, врачи, полицейские — их работу тоже сегодня регламентируют шаблоны. И сделано это во благо. Но если следовать только им, добра не будет. Это и есть подмена профессионализма. Нелепостей у нас немало. И мы их заложники.

— Про времена СССР говорят там было стадо, стадное чувство. В наше время перекос индивидуализма. Неужели нет золотой середины...

— Любые крайности плохи. Но для всех очевидны результаты наших потерь и перекосов. Сегодня разговор о пользе для общества и родины в обществе вызывает неоднозначную реакцию. «Мои интересы выше» — сидит внутри. А смысл человеческого существования, а мы начинали уже об этом говорить, это не только его жизнь, а те следы, которые мы оставляем.

— Но раньше на это работала вся идеология!

— А сейчас все против. Но в мире мы видим приоритет именно тех сообществ, в которых есть и культивируются надличностные ценности.

— Китай?

— Да практически все… Посмотрите на успешные макропроекты. Толчок вперед Японии был определен тем, что были внедрены надличностные ценности: нация, труд на благо общества. Сейчас это кончилось, они стали индивидуалистами, и где Япония? У них и с образованием семей проблемы, ведь в обществе индивидуалов семья избыточна, то есть откровенно не нужна.

— Но семьи по всему миру рушатся.

— Скажите это китайцам и индусам, африканцам… У нас сейчас вещают: «без искусственного интеллекта, без ЭКО невозможно…» Смешно. Посмотрите на Китай, там что, ИИ помогает или ЭКО? Или ЭКО есть в Африке? А выдается это за истину... А это манипулирование.

— Без ИИ уже щи не сваришь. Это как, не вмешательство?

— Я тут на носителя истины претендовать не могу, но недавно услышал в одной программе, что искусственный интеллект действительно станет интеллектом при наличии трех координат. Пока их две. Пока ИИ — отражение естественного интеллекта людей, которые создают те или иные продукты. То есть он пока лишь копирует то, что было в него вложено. Мне кажется, ИИ сейчас — это маркетинговый термин.

— Скажите, возвращаясь к состоянию общества. Не кажется ли вам, что сейчас болезни психиатрического спектра стали модными?

— Увы, этот тренд на особенность вы угадали очень точно. Для психически нездоровых людей характерны спонтанность и вычурность. Но сегодня это трактуется как достижения… И только когда экзальтация становится избыточной, люди начинают прозревать и понимают, что прибивание мошонки к брусчатке Красной площади есть проявление не творческого интеллекта, а болезненных изменений сознания. Увы, наша психиатрия переживает жуткое состояние. Мы отказались от всех наших великолепных достижений и пошли за людьми, которые были на несколько столетий, я не оговорился, позади нас. И тренд на депрессии и биполярные расстройства обычно задаются теми, кто понятия не имеют, что это такое. У нас раньше было системное клиническое мышление, его заменили на ситуационное, клиповое. Многое мы потеряли, что горько... Дилетантизм — мировое явление. Мы просто не были раньше в него встроены.

— Но со всем этим можно что-либо сделать?

— Конечно. И разработки такие есть — у специалистов разных отраслей. Надо лишь консолидировать их усилия. А это возможно лишь при одном условии — если к этому есть большой и искренний интерес у государства.

ДОСЬЕ

Андрей Геннадьевич Жиляев окончил лечебный факультет Казанского медицинского института. Заведовал лабораторией медико-социальных и психологических проблем здоровья НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением 1-го МГМУ имени И. М. Сеченова и кафедрой нейро- и патопсихологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ. Автор более 170 научных работ, 17 методических пособий и руководств. В 2020 году избран президентом Академии медико-технических наук, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии им. Г. И. Сторожакова лечфака РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Заслуженный врач РФ.

КСТАТИ

Темой дилетантизма занимался в свое время и Александр Герцен. Чтобы пояснить его специфику, он рассказывал историю о том, как некий Жерновик учил английского короля играть на скрипке. Король играть не умел, но очень любил музыку. На вопрос короля о том, к какому разряду скрипачей его относит Жерновик, артист отвечал: «Ко второму… Я вообще делю род человеческий относительно скрипичной игры на три разряда: первый, самый большой, люди, не умеющие играть на скрипке; второй, также довольно многочисленный, люди не то чтоб умеющие играть, но любящие беспрестанно играть на скрипке; третий очень беден: к нему причисляются несколько человек, знающих музыку и иногда прекрасно играющих на скрипке. Ваше Величество, конечно, уже перешли из первого разряда во второй». Король, таким образом, причислен Жерновиком к дилетантам, т.е. к людям, любящим беспрестанно играть на скрипке, к тем, с которыми, говоря словами Герцена, как бы происходит помешательство от избытка любовной страсти к искусству.

В ТЕМУ

В своей работе «Дилетантизм как культурное явление» Л. Щенникова сделала любопытное наблюдение. Она заметила, что укрепил дилетантизм ХIX век. «Это было связано с повышением уровня образования и наличием свободного времени у образованного класса. Отношение к дилетантизму в обществе было положительным: написание стихов и прозы, любительские спектакли, музицирование, занятия изобразительным искусством были (наряду с чтением) основными способами проведения досуга интеллигенции и отличительной чертой принадлежности к определенному кругу. Образованный человек должен быть и немного творческой личностью — вот установка XIX века (...). Чем больше распространялось образование, тем больше становилось как профессионалов, так и дилетантов (...). Для профессионала занятие искусством — прежде всего труд и способ получения дохода, для дилетанта — способ проведения досуга. Это и обусловило несколько высокомерное отношение к дилетантам со стороны профессионалов.

КАК У НИХ

Дилетантизм назван проблемой новоевропейской цивилизации в статье В. П. Соломина, К. С. Пигрова и К. В. Султанова. Однако авторы, детально изучив ситуацию, призывают все же к более мягкому и объективному восприятию этого явления.

«Дилетантизм покушается на святая святых новоевропейской цивилизации» — на социальный порядок, связанный с урегулированным и четким разделением труда. Казалось бы, это самый страшный грех нашей культуры, ее ужасная болезнь, и этот грех и болезнь должны быть выжжены каленым железом. Однако оказывается, что такая прямолинейность невозможна, да и нежелательна. Ведь, с другой стороны, именно благодаря этой «болезни» новоевропейская цивилизация только и может развиваться и, стало быть, существовать как таковая. Мы вынуждены терпеть «вирусы дилетантизма» в теле нашей цивилизации. Ведь «беззаконный» дилетантизм, при всей своей сомнительности, открывает горизонты творческого развития, без которых цивилизация захлебнется в скуке, пустоте и застое.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.