Что изменится в правилах управления квадроциклами и как это будут проверять
Сюжет:
Эксклюзивы ВММВД России планирует запретить водителям управлять квадроциклами, трициклами и снегоходами без получения прав специальной категории «А» и прохождения специального обучения. «Вечерняя Москва» обсудила с экспертами, насколько необходимы нововведения и кто будет контролировать наличие прав нужной категории.
Прежде допускалось, что водители категории «В1», как и «А», «А1», могут управлять транспортными средствами с мотоциклетной посадкой и рулем мотоциклетного типа, а владельцы водительских удостоверений автомобильных категорий «В», «С» и «D» получают право управлять снегоходом в случае его аренды (проката) при условии проведения соответствующего инструктажа. Согласно поправкам к законопроекту, квадроциклами, снегоходами и трициклами без водительского удостоверения соответствующей категории управлять не получится.
Как рассказал «ВМ» автоюрист, автоэксперт Дмитрий Славнов, изначально для управления квадроциклами, снегоходами и трициклами было необходимо иметь права тракториста-машиниста («А/А1»). Потом появилась инициатива, которая разрешала водителям категория А и В управлять снегоходами и квадроциклами.
— Это было сделано для того, чтобы минимизировать бюрократические издержки и исключить лишние сдачи экзаменов. Потому что водитель, который умеет управлять машиной и который умеет управлять мотоциклом, может управлять квадроциклами и снегоходами, потому что там используют ту же мотопосадку, — пояснил специалист.
Теперь же поправки в законопроект предполагают дополнительные экзаменационные испытания, которые не несут в себе реальной практической задачи для опытных водителей, считает автоэксперт.
— Зачем нужны эти экзамены для того, чтобы управлять снегоходами, — непонятно. Ни в коем случае не критикую МВД, но не проще ли сейчас добавить категорию СИМ и сдавать экзамены для безопасного управления таким видом транспорта. Потому что самокаты прочно вошли в нашу обыденную жизнь, и нужно научить общество соблюдать правила, сдавать экзамены. Чтобы люди наконец могли нести ответственность на дорогах. Зачем цепляться к людям, у которых уже есть открытые категории и заставлять их по новой проходить экзамены, — непонятно, — заявил автоюрист.
К тому же совершенно неясно, как будут проходить экзамены для получения прав, позволяющих управлять снегоходами, квадроциклами и трициклами, заметил Славнов:
— Квадроцикл и снегоход — это транспортное средство, которое ездит в лесу и в поле. Откуда в лесу знаки? Я понимаю, сдать практику вождения в этом случае. А с теорией как быть? Где в лесу светофор или знак?
Эксперт предположил, что если инициативу одобрят, заниматься проверкой документов в этом случае будут те же сотрудники автоинспекции либо егеря.
— Наличие нужной категории может проверить инспектор, которому попадется на глаза водитель снегохода. Может быть, эту функцию поручат егерям, хотя, по сути, это не входит в их зону ответственности, — уточнил Славнов.
Автоюрист Лев Воропаев, в свою очередь, объяснил, что МВД решило ужесточить требования к водителям без категории «А» и «А1» управлять квадроциклы, трициклы и снегоходы в целях всеобщей безопасности.
— В МВД решили просто запретить водителям, которые имеют категорию «В» (легковые автомобили до трех с половиной тонн) управлять квадроциклами, которые имеют мотоциклетный руль. Прежде упрощалась возможность использования таких средств передвижения для тех, кто отдыхает на природе и при этом не имеет соответствующей категории, чтобы на отдыхе они могли управлять квадроциклами либо снегоходами без каких-либо дополнительных проблем. Но, видимо, в ГАИ или МВД считают, что это осложнит ситуацию на дорогах, повлияет на безопасность движения, поэтому решили проводить экзамены для получения соответствующих подкатегорий управления, — сообщил автоюрист.
Это нововведение позволит контролировать аварийные ситуации на дороге и повысит безопасность вождения. В частности, следить за нарушителями может ГИБДД, отметил эксперт.
— Люди не из воздушного же пространства выезжают в лесные массивы либо куда-то в степи. Это все делается из загородных домов, поселков, дачных участков. Сотрудники Госавтоинспекции, в свою очередь, во многих регионах осуществляют патрулирование, в том числе в населенных пунктах, где расположены дачные участки, загородные дома. И регулярно выявляют водителей, которые управляют подобными транспортными средствами, в том числе в состоянии опьянения, — добавил Воропаев.