Неонацистам не провести российских зенитчиков
Военкор «Вечерней Москвы» лейтенант Марат Чернышов продолжает работу в зоне СВО. Он встретился с экипажем ЗРК «Бук-М3» подразделения ПВО группировки войск «Центр».
«Бук-М3» создавался для борьбы с широким кругом воздушных целей. При помощи штатных радиолокационных средств он засекает и поражает ракетой цель: самолеты, вертолеты, БПЛА разных классов, реактивные снаряды, крылатые и баллистические ракеты. Заметить издалека эту довольно не маленькую технику тяжело. Бойцы проделали отличную работу по маскировке и дополнительной защите. В экипаже — четыре человека. На месте механика-водителя ЗРК «Бук-М3» — боец с позывным «Ковальский». Он родом из Алтайского края, из семьи военнослужащих. Отец — офицер запаса, а брат принимал участие во Второй чеченской кампании. Сам «Ковальский» уже седьмой год продолжает славную династию военнослужащих. Семья поддерживает его и гордится им. В должности механика-водителя «Ковальский» два года.
— Моя задача — все проверить перед боевым выездом и держать на контроле систему электропитания. Комплекс оснащен камерами и прибором ночного видения. Управлять удобно, напоминает гражданский автомобиль с коробкой «автомат». Есть система вентиляции и кондиционер, хорошо спасает от жары, — говорит «Ковальский». Нет дорог, не проходимых для «Бука». По словам механикаводителя, ему довелось ездить по болотам без особых затруднений, а на асфальтовом покрытии разогнаться до 75 километров в час.
Начальник расчета — боец с позывным «Стрелец». В ВС РФ он уже четвертый год. С детства вдохновленный примерами родственников, он мечтал служить в войсках ПВО.
— В состав зенитного ракетного комплекса «Бук-М3» входит самоходная зенитная установка 9К317М. Она может поражать БПЛА, крылатые ракеты, самолеты, вертолеты, цели, в том числе тактические, оперативно-тактические, на дальности от трех до 70 километров, а также до 45 и 35 километров в зависимости от модификации ракеты, которая используется. В последнее время чаще приходится поражать тактические баллистические ракеты ATACMS. Если раньше их противник запускал только ночью, то сейчас это происходит и с утра, и днем. Работаем спокойно, все успешно поражаем, — говорит «Стрелец».
За последний месяц расчет сбил три ракеты ATACAMS, дальнобойные ракеты Storm Shadow, реактивные снаряды HIMARS, различные крылатые ракеты. Пока у ВСУ были ударные БПЛА Bayraktar, уничтожали и их тоже. К каждой цели необходимы индивидуальный подход, определенные знания и опыт.
Реактивные снаряды HIMARS после пуска поднимаются на высоту около 22 километров. На этой высоте для наших зенитчиков засечь их труда не составляет, и сбить их там, в стратосфере, не проблема. Но пролетают они высотный участок очень быстро. Дальше начинается стремительное снижение, причем с выполнением маневров, осложняющих работу ПВО. И тут все зависит от мастерства зенитчиков. За несколько секунд они должны ввести данные по цели в систему управления и произвести пуск. И тогда зенитная ракета гарантированно поразит цель.
— Перед запуском основной ракеты украинские неонацисты сначала запускали болванок, чтобы забить целевые каналы радиолокационной станции и лишить нас возможности взять на сопровождение основную цель. Но к такому мы были готовы, поэтому их хитрости против нас не работают. Мы постоянно обучаемся и не стоим на месте, — рассказывает начальник расчета «Стрелец».
Время с момента обнаружения цели до ее поражения — одна минута. А через три минуты машины уже не будет на месте запуска, что делает невозможным ее обнаружение противником.
Непосредственно за захват цели, сопровождение и пуск ракеты в этом расчете отвечает старший оператор «Демон». На его счету более 40 пораженных целей. Есть государственные награды: Георгиевский крест и орден Жукова.
СПРАВКА
Войсковой ЗРК «Бук-М3» совместно с комплексами большой и малой дальности (С-300 и Тор-М2), а также непосредственного прикрытия (ЗРПК «Панцирь», ПЗРК «Игла» и др.) обеспечивает надежную всевысотную защиту группировок войск и объектов от воздушных ударов.