В советские времена экипаж был вооружен: как обезопасить бортпроводников от дебоширов
Сюжет:
Эксклюзивы ВММосковская межрегиональная транспортная прокуратура рассмотрит жалобы от сотрудников авиакомпании «Аэрофлот». Работники в том числе указали на необходимость усиления ответственности пассажиров за нарушения правил поведения на борту и защиты бортпроводников от дебоширов. Что можно предпринять, чтобы обезопасить стюардов и сделать полеты спокойными для всех участников рейса, «Вечерняя Москва» обсудила с заслуженным пилотом России, бывшим летным директором «Внуковских авиалиний» Юрием Сытником.
Стюардессы — не боксеры
Он отметил, что этот вопрос обсуждается и сохраняет свою актуальность еще с тех пор, как начались массовые пассажирские авиаперевозки — от 100 пассажиров на борту и более.
— Всегда находятся такие люди, которые страдают аэрофобией, и чтобы как-то успокоить свою нервную систему, они, как правило, выпивают. Но иногда они перебарщивают — и начинаются эти проблемы с конфликтами и дебошами, которые вообще необходимо гасить в самом начале, — заметил пилот.
В полете пассажиров сопровождают, как правило, молодые стюардессы от 18 до 35 лет. С ними в рейсе могут быть мужчины-бортпроводники. Работа с дебоширами ложится на их плечи.
— Но они же не какие-то бойцы MMA или боксеры. Когда в советские времена экипаж был вооружен, все знали, что в воздухе шутки плохи, потому что пришел к буйному пассажиру, рукояткой в лоб ударил, связал, и все. А сейчас такого нет, — заявил собеседник «ВМ».
Маршалы и электрошокеры
Вся ответственность в случае конфликта возлагается на бортпроводников, и если они превысят полномочия, например, применят силу к дебоширу, то на них подадут в суд, и они проиграют, ведь «пассажир всегда прав». Теоретически проблему могут решить воздушные маршалы, как в США. Их вооружают и они находятся на борту инкогнито, но готовы действовать в случае необходимости.
— Но как им платить пенсии? Они же летают вместе с экипажем, но не входят в летный состав. Правовой составляющей нет. Государство откажется платить им летную пенсию. Молодые мальчишки еще могут так полетать год, два, три, пока не женаты, но потом — кому такая работа будет нужна, — считает Сытник.
Применение каких-то специальных средств, например электрошокера, — тоже не самое удачное решение: у дебошира могут оказаться проблемы со здоровьем, с сердечно-сосудистой системой, и удар электрошока может вызвать для него негативные последствия, предупредил специалист.
— Авиакомпании мира решают этот вопрос так: бортпроводники проходят специальные курсы, изучают контактный бой и особые приемы, которыми смогут усмирить дебошира. На больших самолетах бывает до 12 таких проводников. У нас во Внукове на Ил-76 бригады из 12 стюардов подбирали таким образом, чтобы на борту было как минимум двое мужчин, владеющих этими приемами, — вспомнил собеседник «ВМ». — Иногда выходил штурман или второй пилот и усмирял буйного пассажира. Но потом летные экипажи стали отказываться от применения оружия.
Последствия дебоша на борту
Сейчас из-за дебошира на борту самолет может совершить вынужденную посадку в другом аэропорту, а не в конечном пункте следования. Конечно, это доставляет неудобство всем остальным пассажирам. Но и для самого дебошира это может обернуться крупными неприятностями: как денежным штрафом, так и уголовным делом. Сытник считает, что эти наказания не нужно увеличивать в размере.
— Необходимо больше вести разъяснительную работу среди пассажиров, чтобы они понимали, чем могут обернуться дебоши на борту. Может быть, кто-то сейчас прочитает это и задумается. Однозначного решения нет. Просто у нас, как у великой, очень грамотной и социально ориентированной нации, должна быть общая культура поведения, — заключил пилот.