Арктическая гонка: что даст России развитие этого сурового региона
Сюжет:
Эксклюзивы ВМРост температуры в Арктике до конца XXI века может составить от 6 до 10 градусов, при этом станет короче зима, а в Мурманской и Архангельской областях исчезнет вечная мерзлота. Об этом сообщили ученые Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. Глобальное потепление климата уже вызвало в России резкий рост площади пахотных земель и увеличение урожаев. Прежде всего — пшеницы. Что даст нашей стране потепление в Арктике, «ВМ» рассказали эксперты.
Прогноз ученых — сенсация! «Согласно исследованиям, проведенным учеными Института океанологии и Института водных проблем РАН, температура западной части Российской Арктики с середины XX века повысилась на 2–4 градуса и к концу XXI века может увеличиться еще на 6–10 градусов. Причем в ближайшие 30 лет это потепление составит 2–3 градуса», — говорится в сообщении Российской академии наук. Там же указано, что «температура в Арктике растет быстрее, чем в среднем на планете». По данным ученых, «наиболее сильное увеличение температуры воздуха наблюдалось в ноябре и апреле, что свидетельствует о произошедшем смещении границ сезонов — более позднем начале зимы и раннем ее завершении». Еще один вывод — «налицо фазовый переход, который станет причиной растепления вечномерзлых грунтов на всей территории Мурманской и Архангельской областей». К чему в перспективе приведет резкое потепление на полюсе?
В погоне за энергией
— Потепление Арктики имеет плюсы и минусы, — считает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Ведь сейчас все дороги, жилые дома, инженерные сооружения построены в арктических регионах особым способом — с учетом вечной мерзлоты. Здания, например, стоят на специальных сваях. Если мерзлота тает, всю инфраструктуру — жилье, дороги, соучреждения — придется перестраивать, то есть ставить на более подвижный грунт. С одной стороны, это огромные затраты. С другой — отличный повод инфраструктуру обновить, устроить арктическую реновацию. Кстати, это все равно придется делать, потому что Арктику — хотим мы этого или нет — развивать необходимо. Иначе ее «разовьют» другие. Мы должны быть первыми, кто за Арктику возьмется.
Старший преподаватель кафедры океанологии географического факультета МГУ Сергей Мухаметов, в свою очередь, считает, что повышение температуры в Арктическом регионе скорее выгодно нам и невыгодно европейцам.
— Из-за потепления Арктики меняется циркуляция атмосферы Земли. В результате ультраполярные вторжения в Европу станут более частым явлением, — пояснил эксперт.
Одно из подобных вторжений произошло в феврале 2021 года, когда в Прибалтике ударили 20-градусные морозы, на Украине, в Польше и Чехии температура понизилась до минус 15. Холодно, конечно, было и в России. Но наша инфраструктура к подобному «минусу» готова, а европейская — нет.
— Европейцы, как правило, греются электричеством. Если холодно, включил кондиционер на обогрев, — пояснил урбанист Григорий Мельник. — Но солнечные батареи и ветряки не могли дать нужного количества энергии, стали возникать перебои. Люди выходили из домов и грелись в автомобилях, включая печки.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, рассказал, что в Швеции сначала торжественно закрыли последнюю угольную котельную, а потом, когда электричества в морозы стало не хватать, начали сжигать мазут, который для атмосферы даже вреднее угля. Греться-то надо! Дошло до того, что власти страны даже стали крутить ролики по ТВ, призывающие не включать пылесос без необходимости: «Прежде чем убраться, подумайте. Электричество сейчас не только дорогое, но и грязное».
— Зеленая энергетика — это, конечно, хорошо — экологично и прогрессивно, — пояснил Григорий Мельник. — Но в случае погодных аномалий она не «вывозит». А ведь потепление климата приводит в той же Европе и к волнам летней жары, когда включать кондиционеры приходится уже на охлаждение. И у европейцев снова возникают проблемы. Во-первых, зеленое электричество намного дороже обычного.
Во-вторых, оно не всегда есть, потому что ветряки и солнечные батареи не могут работать непрерывно. Если темно или штиль, они ничего не вырабатывают.
При этом Арктика таит огромные запасы традиционных энергетических ресурсов.
Что там в недрах
Согласно исследованию Геологической службы США, в Арктике сосредоточено 13 процентов мировых вероятных запасов нефти и 30 процентов природного газа, половина из которых принадлежит России. Разведанные запасы нефти в Арктике составляют 90 млрд баррелей, или 6 процентов мировых. Более 80 процентов запасов углеводородов находится на шельфе — подводном продолжении материка.
Также в Арктике сосредоточены запасы других полезных ископаемых. Например, 10 процентов мировых доказанных запасов никеля, 19 процентов запасов металлов платиновой группы, около 10 процентов титана, а также золота, цинка и кобальта. Наиболее крупные арктические месторождения — именно у нас: в Якутии, на Кольском полуострове, в Красноярском крае (Норильск) и в Восточной Сибири.
— Пока вкладываться в добычу полезных ископаемых в Арктике смысла нет: там очень холодно, а значит, себестоимость полученной продукции будет высокой. Ведь в арктических условиях дорого все: эксплуатация оборудования, доставка и расход топлива, расходы на оплату труда и проживание сотрудников, — рассуждает Виктор Кудрявцев. — Однако со временем цена природных ресурсов неизбежно будет расти. Дело в том, что в технологическом плане человечество уперлось в тупик. Чем заменить, например, тот же никель, титан и кобальт? Чем заменить нефть, если из нее производят все — от духов до смартфонов? Чем заменить газ, если та же Германия и Швеция, например, отказались от АЭС, а зеленая энергетика их потребности в электричестве не закрывает? Человечество, повторю, в технологическом тупике. Существующие природные ресурсы заменить нечем. Как только мы потратим те, что добыть относительно просто, перейдем к тем, что добыть сложно и дорого. Вот тут нам и понадобится Арктика — еще не вычерпанная кладовая.
Пирог со льдом
Северный полюс и прилегающая к нему часть Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной из стран, зато сразу несколько стран имеют так называемые исключительные экономические зоны, которые простираются на 200 морских миль (350 км) от границы территориальных вод этих государств. Таким образом, немалая часть Арктики фактически закреплена за Россией, США, Канадой, Данией (ведь этой карликовой стране принадлежит Гренландия) и Норвегией. При этом, что любопытно, точно поделить «пирог со льдом» многие страны не могут. Так, например, Россия и Дания спорят относительно принадлежности подводных хребтов Ломоносова и Менделеева площадью около 1,2 миллиона квадратных километров. На их шельфе есть крупные месторождения нефти и газа. Россия считает, что эти хребты — непосредственное продолжение континента, а значит, принадлежат РФ. Дания же считает, что эти хребты — продолжение Гренландии. Также Россия и Норвегия спорят относительно морской границы в Баренцевом море — в районе острова Шпицберген. Еще бы — в этой акватории есть богатые запасы нефти и газа. О морских границах также спорят Дания и Канада и даже Канада с США — ближайшие союзники.
— Казалось бы, нет никакой разницы, где там во льдах, на краю света, где никто никогда, кроме белых медведей, не жил, проходит граница. Но разница есть. Страны смотрят в будущее, понимая, что Арктика — мощный ресурс, за который нужно уже сейчас бороться, — пояснил политолог Григорий Савельев.
Вдоль Сибири — на корабле
По словам Виктора Кудрявцева, в связи с таянием льдов Арктика становится одним из главных в мире логистических коридоров.
— Мировая экономика — это рынок больших продавцов и больших покупателей. Кто главный продавец? Тот, кто производит, — Китай. К нему подтягивается Индия, — пояснил эксперт. — Кто главный покупатель? Европа — около полумиллиарда человек и США — примерно треть миллиарда. Между ними должен быть налажен транзит. Если брать самый богатый рынок, европейский, то главный для Китая и Индии транзитный путь — через Суэцкий канал. Он самый короткий, быстрый, а значит, дешевый. Но — не самый безопасный. Сейчас, например, в Красном море вовсю «развлекаются» хуситы — обстреливают корабли стран, которые им не нравятся. В результате растут расходы на страховку грузов. Плюс США уже давно проводят политику сдерживания Китая, а значит, в любой момент доступ китайских товаров через Суэц может быть заблокирован. Вывод: Китаю нужен другой путь в Европу. Можно идти в обход Африки, через Атлантику, но Атлантика — «американская лужа». Там китайские грузы тоже можно легко заблокировать или сделать их транзит крайне опасным: нанять, например, африканских пиратов. Единственный для Китая безопасный путь — через Россию.
Как пояснил эксперт, железнодорожный транзит уже работает, но Транссиб с огромным потоком китайских грузов уже давно не справляется. В 2021 году на достройку БАМа — Байкало-Амурской магистрали, которая могла быть хоть отчасти разрешить проблему — бросили все десять бригад железнодорожных войск! Но проблему так и не решили.
— При этом, надо понимать, самый дешевый транзит всегда был морским, — уточняет Виктор Кудрявцев. — Поэтому, очевидно, нам придется развивать Северный морской путь — из Китая в Европу по Северному Ледовитому океану. С учетом того, что Арктика постепенно освобождается ото льдов, этот путь будет более быстрым и менее дорогим, чем до сих пор.
Разумеется, ледоколы все равно понадобятся. Но в России — самый большой парк ледоколов в мире — 84 единицы. У Канады, для сравнения, — всего 24, у США — 7, у Китая — 8. Больше того, Россия — единственная страна в мире, имеющая атомные ледоколы. Неудивительно, что этом году объем грузоперевозок по Северному морскому пути может превысить рекордные три миллиона тонн, заявил глава Росатома Алексей Лихачев.
— Строительство грузового флота ледокольного класса является важнейшей задачей по развитию Северного морского пути на ближайшие пять лет, — заявил он на полях Восточного экономического форума. — До 2030 года будут построены около 100 судов различной направленности, включая контейнеровозы. Могу также сказать, что сейчас строится ледокол нового поколения. Это совершенно космические решения по сравнению даже с действующими ледоколами. Очень надеемся, что начиная с 2030-х годов именно он будет стоять в центре обеспечения круглогодичной и системной перевозки на восточном маршруте в самых тяжелых погодных условиях.
По словам Лихачева, для реализации столь масштабного проекта планируется привлечь партнеров из Китая, других стран Юго-Восточной Азии, а также ОАЭ.
— Логично: Китай и соседи заинтересованы в быстром и безопасном транзите своих грузов. А Эмираты — в выгодных вложениях капиталов, — пояснил Виктор Кудрявцев.
В конце октября российское правительство озвучило планы: к 2035 году перевозную мощность Северного морского пути планируется увеличить до 150 млн тонн. А 16 опорных агломераций Арктической зоны уже получили свои мастер-планы развития. Речь идет, конечно же, о портах: Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Дудинке, Тикси, Певеке, Сабетте и другие. Кстати, порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря — самый молодой арктический порт России: его строительство началось в 2012 году, а уже через год порт принял первые суда! Порт строился в рамках проекта «Ямал СПГ» под вполне конкретные задачи: транспортировку сжиженного природного газа и обеспечение круглогодичной навигации по Севморпути.
— Сейчас благодаря Арктике мы успешно конкурируем за рынок сжиженного природного газа с США, — рассказывает Виктор Кудрявцев. — Доходит до анекдота: Европа российский газ покупать отказывается и ввела соответствующие санкции. А у США она его покупает. При этом зачастую это газ не американский, а наш, российский. Ему «меняют гражданство» и втридорога продают европейцам.
Точка роста
Сейчас, по данным российского правительства, на Арктику приходится 15 процентов ВВП страны и 20 процентов всего российского экспорта. Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев резюмирует:
— Арктика стала одной из главных на планете «точек роста». Битва за Арктику для руководства США сейчас стала такой же принципиальной вещью, как в свое время — «космическая гонка». Именно в Арктике тестируются многие современные технологии. Именно в Арктике становится ясно, кто опередит всех остальных в научно-техническом развитии. Россия пока эту гонку выигрывает.
Что дальше? Жить в Арктике, конечно, мало кто будет. Население целых городов — прежде всего, конечно, портов — будет жить и работать здесь вахтовым методом, как и персонал буровых установок. Но тот, кто Арктику быстрее освоит, получит огромное преимущество. И в плане разработки природных ресурсов, и в плане создания новых логистических коридоров. Битва за Арктику станет не военным сражением, а экономическим соревнованием, как и битва за космос. Хотя и чисто военная составляющая будет иметь место: порты и месторождения природных ресурсов должен кто-то прикрывать.
ГЕОГРАФИЯ
Арктическая зона России частично и полностью охватывает девять регионов: Мурманскую область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также Республику Карелия, Архангельскую область, Республику Коми, Красноярский край и Республику Саха (Якутия). Площадь арктических территорий — 4,8 млн кв. километров, или около 28 процентов территории страны. Здесь проживают около 2,6 млн человек — больше половины населения мировой Арктики. В Арктике насчитывается 39 городов и 43 поселка городского типа. Около 30 процентов населения российской Арктики живут в двух крупных городах — Архангельске и Мурманске. Еще четыре города относятся к большим — превышают по численности 100 тысяч человек. Это Северодвинск, Норильск, Новый Уренгой и Ноябрьск. В них проживают 584,6 тысячи человек.
В ТЕМУ
Россия продолжит наращивать грузопоток по Северному морскому пути. Об этом заявил президент России Владимир Путин на Восточном экономическом форуме.
— Будем и дальше наращивать грузопоток, в том числе за счет активного освоения арктических месторождений, перенаправления грузов с запада на восток, за счет увеличения транзита, — сказал Путин.
Как отметил глава государства, два года назад по Северному морскому пути были запущены каботажные — т.е. между портами одной страны — рейсы. А сегодня в этой схеме задействованы 14 портов Северо-Западного региона, Арктики и Дальнего Востока. По итогам прошлого года мощность этих портов превысила 40 миллионов тонн. Теперь важно налаживать поток грузов между ними: для этого необходимы новые современные суда, которые еще только предстоит построить.