Достижения мирного атома служат на благо общества
3 декабря 1959 года в эксплуатацию был введен первый в мире атомный ледокол «Ленин». В честь этого события музей «Атом» организовал необычную прогулку.
Экскурсия началась в зале, в котором рассказали про то, что такое атом, как ученым удалось его расщепить и получить огромное количество энергии, которую было решено превратить в первую в мире атомную бомбу. Позже экскурсовод Анна Волынская отметила, что обнаружение атомной энергии принесло достаточно пользы.
— Люди научились создавать машины и атомные ледоколы, которые помогают человечеству. Был даже засекреченный проект — атомные поезда в России, — дополнила Анна.
Часть экскурсии провели члены действующих экипажей атомных ледоколов — сотрудники «Атомфлота».
— Между спуском на воду и введением в эксплуатацию у ледокола очень большая разница, потому что это судно невозможно построить на верфи. Ледокол «Ленин» на воду был спущен в 1957 году, а в первое плавание отправился в 1959-м, — рассказала Анна Волынская.
Работа ледокола на самом деле очень сложная. Своей тяжестью он как бы наползает на льдину и раскалывает ее своим весом. Подобную работу члены экипажа проделывают в течение четырех месяцев.
— Всем известно, что Северный морской путь — это кладовая больших запасов углеводородов и редкоземельных металлов. Технологии динамично развиваются, и человек научился добывать эти ископаемые. Для того чтобы обеспечить вывоз того же металла, необходимы крупные суда. Атомные ледоколы как раз помогают расчистить путь, — рассказал капитан головного атомного ледокола «Арктика» Василий Губкин.
Он дополнил, что Северный морской путь — это замерзающие моря. Ледоколы же обеспечивают транзит из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион.
— Этот путь короче и безопаснее, ведь в южных морях можно встретить пиратов. В Арктике много медведей, и это говорит о высоком уровне экологии в регионе. Ледокол работает на ядерном топливе, соответственно, не производит никакого выброса в атмосферу. Любой пищевой продукт утилизируется внутри ледокола. Там есть специальные для этого отсеки, — отметил Губкин.
Для того чтобы стать членом экипажа, необходимо получить высшее инженерное образование. Помимо этого, надо пройти особую подготовка на тренажере. Однако члены экипажа отмечают, что получение истинного ледокольного опыта возможно только на настоящем судне, а не дистанционно.
— Надо знать, что сейчас атомный ледокол без подзарядки может работать до семи лет. Сейчас в Санкт-Петербурге мы создаем новый тренажерный комплекс, который полностью имитирует работу ледокола. Все манипуляторы и ручки управления, а также связь с другими судами выполнены с наибольшей точностью. Мы далеки от идеала, но стараемся создавать процессы, приближенные к реальным, — рассказал старший помощник капитана атомного ледокола «Арктика» Никита Боев.
Новые тренажеры позволяют отрабатывать базовые, околоаварийные и аварийные ситуации.
— Обычно в такие экспедиции отправляется высококлассный и подготовленный экипаж, но никто не застрахован от аварийных ситуаций. Например, посадка судна на мель, — отметил Боев.
До 8 декабря на ВДНХ впервые проходит «Атомная неделя». Фестиваль приурочен к 65-летию единственного в мире атомного ледокольного флота и посвящен достижениям российской атомной энергетики. В музее «Атом» гости могут посетить развивающие мастер-классы и экскурсии.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Ходус, главный механик экипажа атомного ледокола «Ямал»:
— Многие члены экипажей ледокола получают медали за службу. К примеру, я свою получил за ремонт атомного реактора несколько лет назад. Работа на судне и его ремонт не такие опасные, если знаешь свою работу хорошо. Я часто привожу в пример то, что многие люди самостоятельно чинят электричество дома. Оно бывает опасным, если не знаешь, как с ним обращаться. Так же и в работе с атомным ледоколом.