Вита Кириченко, учитель года России: Хочу, чтобы столица стала городом грамотных людей
Эта учительница не боится использовать на уроках непривычный материал: анализировать цитаты из электронных СМИ и обращать внимание на ошибки на рекламе и афишах. Более того, она надеется совместно с ребятами улучшить облик города, избавив его от безграмотных объявлений.
Вита Викторовна, всех очаровала ваша педагогическая инициатива «Москва — город грамотных людей». С чего все началось? Наверное, вы заметили особенно нелепую вывеску и душа закипела…
Все началось с еще более глобального проекта — «Искажение русского языка как угроза национальной безопасности». Мы занимались им год назад. Ребята стали приносить листовки с ошибками, и я сказала: вы бы двигались дальше в этом направлении. У вас у всех в руках гаджеты, заметили табличку или баннер с ошибкой — фотографируйте. Я тоже подмечаю ошибки в вывесках, даже на бегу, такое уж у меня профессиональное зрение. Мы уже собрали большую подборку фотографий.
Можно посмотреть? «На газонах запрещено играть в мячЬ», «РаСрочка до трех лет». Ну, ценниками вроде «Лимон сушОный» уже никого не удивишь... Ой, а это что за баннер — «День роСийской милиции»? Вот позорище!
Просто собрать ошибки и посмеяться над ними мало. Мы решили превратить наши наблюдения в социальный проект. Фотографии будут отправляться в специальный общественный совет (территориальную комиссию, куда будет входить специалист по русскому языку, а еще, возможно, юрист и представитель округа), а он уже будет воздействовать на юридическое лицо, по вине которого город «украсила» безграмотная вывеска. Конечно, привлечь коммерсанта к административной ответственности за ошибку нельзя — у нас ведь даже нет закона о русском языке. Но, возможно, получится придумать форму общественного порицания.
Я говорила с вашими учениками — они в восторге от такой работы. А еще всем очень нравится, что вы на уроках анализируете наряду с примерами из учебников цитаты из Интернета.
Как еще показать, что мы изучаем русский не для школы, а для жизни? Я обращаюсь к тем текстам, что нас окружают, мимо которых и захочешь — не пройдешь…
Часто в падении грамотности и культуры винят ЕГЭ…
Те, кто делает сегодня рекламу, окончили школу еще в эпоху традиционных экзаменов. Это не помешало им писать с ошибками (смеется). Не надо демонизировать Единый государственный экзамен. Как форма проверки знаний по русскому языку — в нынешнем своем виде — он не так и плох. Это объективная проверка, ученик остается один на один с тестом.
А чтобы получить 100 баллов, нужно безупречно выполнить и задания третьей части, в которых проверяется способность излагать свои мысли. Это миф, будто ЕГЭ позволяет выходить в отличники тем, кто двух слов связать не может.
Что касается проверки знаний по литературе, мне, конечно, жаль традиционного сочинения. Правда, в последнее время и оно стало превращаться в формальность из-за изобилия этих сборников с «золотыми сочинениями», откуда многие откровенно списывали.
А у вас на уроках дети пишут сочинения? Как вы добиваетесь того, чтобы они работали самостоятельно?
Стараюсь давать темы, которые позволяют выразить и свое отношение к произведению. Например, при изучении Достоевского можно выбрать: «Роман «Преступление и наказание» в моей читательской биографии». И пусть ученик напишет, что Достоевский, допустим, нагоняет на него тоску и уныние. Но сделает это аргументированно, проанализирует отрывки из романа, которые ему нравятся. Я поставлю ему пятерку и припишу: «Авторскую позицию не разделяю».
А для тех, кто углубленно интересуется литературой, у нас работают «Поэтические гостиные». Собираемся у меня в кабинете, приносим чай, печенье, гитару. Бывают вечера тематические, бывают авторские (ребята читают свои произведения).
В нашем центре образования ведущие профили обучения экономический, юридический, социально-экономический. Много внимания уделяется иностранным языкам. В таких школах дети часто не проявляют интереса к якобы ненужным им предметам. Я горжусь, что многие мои ученики выбирают в 11-м классе ЕГЭ по литературе и русскому, а некоторые поступают потом учиться филологические факультеты, Литературный институт.
Вита Викторовна, а что бы вы пожелали учителям и ученикам?
Коллегам я хочу напомнить два простых девиза: «Учить учиться» и «Главное — оптимизм». А школьникам совет: берите от школы лучшее, не откладывайте на потом возможность получить знания.
Справка
Вита Кириченко (1966 г. р.), окончила филологический факультет Киевского государственного педагогического института имени А. М. Горького (1988) и факультет психологии Московского института открытого образования (2000).
Имеет награды: «Отличник просвещения», «Почетный работник общего образования Российской Федерации», дважды побеждала в конкурсе «Самый классный классный» и получала грант Москвы. Приглашает всех на свой сайт www.vitavik.ru