Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Загадка с одним Неизвестным. К столетию мастера

Общество
Загадка с одним Неизвестным. К столетию мастера
Фото: РИА Новости

Сегодня, 9 апреля 2025 года, отмечается столетие со дня рождения Эрнста Неизвестного. Накануне галерея Веллум и Культурный центр Community представили мультиформатный проект «Неизвестный 100», который без всякого преувеличения можно назвать уникальным.

Проект объединил масштабную выставку с участием музейных и частных собраний; издательскую программу с выпуском художественного альбома и художественно-биографической книги; интерактивный спектакль; образовательную программу с лекциями, дискуссиями и public-talk. В конце года покажут новый фильм, первые кадры из которого были представлены 8 апреля на пресс-бранче. Картина соберет и соединит в бесценное ожерелье такие жемчужины, как неопубликованные ранее документы, редчайшие фотографии скульптора и изображения его работ.

Всего этого могло бы и не быть, если бы не бешеная энергетика известной галеристки, искусствоведа Любови Агафоновой. Есть понятие «популяризатор науки», Любовь же — «популяризатор искусства». И на самом деле подготовка к этой дате началась по инициативе Агафоновой более десяти лет назад! За это время удалось провести колоссальную работу по сбору данных о творческом наследии великого скульптора, причем в настоящий водоворот вокруг дорогого для многих имени были включены и исследователи его творчества, и различные искусствоведы, и просто друзья Мастера. Материал был не просто собран, а проанализирован и систематизирован.

Работа с малоизвестными архивными документами музеев и частных коллекций позволила по-новому посмотреть на художественные нарративы скульптора и расширить представления о его творчестве. Этот подлинный клад — собранные материалы — стал той основой, на которой творческий коллектив подготовил художественного альбом, а также была создана повесть о судьбе автора. Организаторы уверены: биографическая повесть об Эрнсте Неизвестном станет не только данью уважения ему, но и ценным вкладом в популяризацию его наследия.

Мы попросили рассказать о великом скульпторе Любовь Агафонову:

— Несмотря на успешную карьеру как в СССР, так и в эмиграции, Эрнст Неизвестный у нас, как говорится, не на слуху. Да, мы знаем его трагические и курьезные перипетии с Хрущевым, его популярность и коммерческую востребованность в Америке и Европе, нам известен его «глянец» и политически окрашенные работы эпохи перестройки, его памятник жертвам репрессий и фигурку «Тэффи», которую вручают как приз… Но его многоуровневое значение для единого художественного процесса русской и мировой культуры пока до конца не осмыслено и не понято ни зрителями, ни искусствоведами. Уверена: в свете столетней годовщины творчество Эрнста Неизвестного следует рассматривать не только как часть истории искусства, но и как отражение культурного кода России. Надо понимать: он создал ту новую визуальную лексику, тот стандарт изобразительного языка, который навсегда изменил как отечественный, так и общемировой художественный вкус.

Биография и судьба Эрнста Неизвестного уникальны, говорит Агафонова.

— Представьте только: за две недели до окончания войны разрывная пуля пробила десантнику Эрнсту Неизвестному грудь, выбила три ребра и порвала плевру. Его сочли погибшим, отправили родителям похоронку и даже успели посмертно наградить за героизм. А он — выжил. Бесчеловечность войны оказалась для него, тогда молодого человека, исходным опытом, изменив его отношение к жизни, заставив по-новому взглянуть на искусство. По его словам, противоположность «жизнь-смерть» стала фиксацией реальности, «почти навязчивой идеей, способной гораздо полнее и глубже выразить внутреннее состояние души человека».

По словам Агафоновой, молодой скульптор не интересовался соцреализмом, но принципиально не хотел уходить в творческое подполье. На скандальной выставке в Манеже в 1962 году Неизвестный был единственным художником, посмевшим не только возражать Никите Хрущеву, но и попытавшимся втолковать ему смысл «дегенеративного искусства». Судьба причудлива: именно Неизвестный создаст знаменитый памятник на могиле Генсека на Новодевичьем…

— В его жизни одни испытания сменялись другими: война, политические интриги, изгнание. Его полвека ругали, а затем превозносили. А он имел смелость оставаться собой, считал, что его «защищают высшие силы», и воссоздавал в своих произведениях мир человека, его язык и душу, — рассказывает Агафонова. — Его судьба была типичной для своей эпохи. В эмиграции, в США, он обрел мировое признание, но упрямо называл себя «русским скульптором в Америке».…

Выставка к юбилею великого русского мастера, художника, философа и скульптора поражает масштабом и продуманностью. Тут собрано более ста работ мастера, а интерактивный спектакль подарит ощущение личного знакомства с ним. Ближе к концу года выйдет и фильм, первые кадры из которого были представлены вчера. Картина соединит в драгоценное ожерелье такие жемчужины, как неопубликованные ранее документы, редкие фото скульптора и изображения его работ. В загадке с одним Неизвестным решение одно: прийти на выставку, увидеть, полюбить…

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.