Загадка с одним Неизвестным. К столетию мастера
Сегодня, 9 апреля 2025 года, отмечается столетие со дня рождения Эрнста Неизвестного. Накануне галерея Веллум и Культурный центр Community представили мультиформатный проект «Неизвестный 100», который без всякого преувеличения можно назвать уникальным.
Проект объединил масштабную выставку с участием музейных и частных собраний; издательскую программу с выпуском художественного альбома и художественно-биографической книги; интерактивный спектакль; образовательную программу с лекциями, дискуссиями и public-talk. В конце года покажут новый фильм, первые кадры из которого были представлены 8 апреля на пресс-бранче. Картина соберет и соединит в бесценное ожерелье такие жемчужины, как неопубликованные ранее документы, редчайшие фотографии скульптора и изображения его работ.
Всего этого могло бы и не быть, если бы не бешеная энергетика известной галеристки, искусствоведа Любови Агафоновой. Есть понятие «популяризатор науки», Любовь же — «популяризатор искусства». И на самом деле подготовка к этой дате началась по инициативе Агафоновой более десяти лет назад! За это время удалось провести колоссальную работу по сбору данных о творческом наследии великого скульптора, причем в настоящий водоворот вокруг дорогого для многих имени были включены и исследователи его творчества, и различные искусствоведы, и просто друзья Мастера. Материал был не просто собран, а проанализирован и систематизирован.
Работа с малоизвестными архивными документами музеев и частных коллекций позволила по-новому посмотреть на художественные нарративы скульптора и расширить представления о его творчестве. Этот подлинный клад — собранные материалы — стал той основой, на которой творческий коллектив подготовил художественного альбом, а также была создана повесть о судьбе автора. Организаторы уверены: биографическая повесть об Эрнсте Неизвестном станет не только данью уважения ему, но и ценным вкладом в популяризацию его наследия.
Мы попросили рассказать о великом скульпторе Любовь Агафонову:
— Несмотря на успешную карьеру как в СССР, так и в эмиграции, Эрнст Неизвестный у нас, как говорится, не на слуху. Да, мы знаем его трагические и курьезные перипетии с Хрущевым, его популярность и коммерческую востребованность в Америке и Европе, нам известен его «глянец» и политически окрашенные работы эпохи перестройки, его памятник жертвам репрессий и фигурку «Тэффи», которую вручают как приз… Но его многоуровневое значение для единого художественного процесса русской и мировой культуры пока до конца не осмыслено и не понято ни зрителями, ни искусствоведами. Уверена: в свете столетней годовщины творчество Эрнста Неизвестного следует рассматривать не только как часть истории искусства, но и как отражение культурного кода России. Надо понимать: он создал ту новую визуальную лексику, тот стандарт изобразительного языка, который навсегда изменил как отечественный, так и общемировой художественный вкус.
Биография и судьба Эрнста Неизвестного уникальны, говорит Агафонова.
— Представьте только: за две недели до окончания войны разрывная пуля пробила десантнику Эрнсту Неизвестному грудь, выбила три ребра и порвала плевру. Его сочли погибшим, отправили родителям похоронку и даже успели посмертно наградить за героизм. А он — выжил. Бесчеловечность войны оказалась для него, тогда молодого человека, исходным опытом, изменив его отношение к жизни, заставив по-новому взглянуть на искусство. По его словам, противоположность «жизнь-смерть» стала фиксацией реальности, «почти навязчивой идеей, способной гораздо полнее и глубже выразить внутреннее состояние души человека».
По словам Агафоновой, молодой скульптор не интересовался соцреализмом, но принципиально не хотел уходить в творческое подполье. На скандальной выставке в Манеже в 1962 году Неизвестный был единственным художником, посмевшим не только возражать Никите Хрущеву, но и попытавшимся втолковать ему смысл «дегенеративного искусства». Судьба причудлива: именно Неизвестный создаст знаменитый памятник на могиле Генсека на Новодевичьем…
— В его жизни одни испытания сменялись другими: война, политические интриги, изгнание. Его полвека ругали, а затем превозносили. А он имел смелость оставаться собой, считал, что его «защищают высшие силы», и воссоздавал в своих произведениях мир человека, его язык и душу, — рассказывает Агафонова. — Его судьба была типичной для своей эпохи. В эмиграции, в США, он обрел мировое признание, но упрямо называл себя «русским скульптором в Америке».…
Выставка к юбилею великого русского мастера, художника, философа и скульптора поражает масштабом и продуманностью. Тут собрано более ста работ мастера, а интерактивный спектакль подарит ощущение личного знакомства с ним. Ближе к концу года выйдет и фильм, первые кадры из которого были представлены вчера. Картина соединит в драгоценное ожерелье такие жемчужины, как неопубликованные ранее документы, редкие фото скульптора и изображения его работ. В загадке с одним Неизвестным решение одно: прийти на выставку, увидеть, полюбить…