Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Королева поэтического слова ощущала себя одинокой

Общество
Королева поэтического слова ощущала себя одинокой
Фото: Игорь Зотин/ТАСС

Сегодня мы вспоминаем Беллу Ахмадулину — поэт-легенда, чья звезда зажглась в период оттепели, редкая красавица, властительница дум родилась 10 апреля 1937 и ушла в ноябре 2010 года в подмосковном Переделкино, наполненном тенями великих мастеров слова.

Лирика Ахмадулиной — не золотой, а платиновый фонд нашей литературы. Все в ней — от хрупкой фигурки и необычной манеры читать стихи до необычайной смелости ее как человека — не раз становилась предметом исследований, но по-настоящему глубокий труд, справедливо претендующий на высокое звание первой полной биографии этой великой женщины, вышел три года назад. Его авторы, покойная Марина Завада и Юрий Куликов, издали том «Цвет и тени Беллы Ахмадулиной», проведя колоссальную исследовательскую работу, и вряд ли когда-либо иной труд «перебьет» этот глубиной. В преддверии памятного для поклонников Беллы Ахмадулиной дня вы поговорили с Юрием Куликовым о самых любопытных моментах, описанных в книге.

— Юрий Петрович, книга вольно-невольно рушит многие наши представления о тех или иных людях, фактах, событиях. Например, в ней серьезный кусок уделен истории самиздатовского «Метрополя». В целом она более-менее известна, но книга открывает в этой эпопее новые страницы. Расскажите об этом.

— Для Ахмадулиной болезненным отголоском «Метрополя» был весь 1979 год. Отдавался эхом, аукался, выходил боком. В книге мы не стали приводить в подробностях историю с альманахом: она действительно досконально описана, исследована, страсти преуменьшены или преувеличены, в зависимости от авторского угла зрения. Дали слово действующим лицам и близким к ним наблюдателям.

Виктор Ерофеев, придумавший «Метрополь», считал, что проект плюралистического альманаха нужен для будущей модели страны, он же набросал предполагаемый список авторов. В нем, например, были Окуджава и Трифонов. Булат Шалвович сначала согласился, а потом отказался. Трифонов сразу сказал «нет». «Когда у человека своя игра, он в чужую не играет», — так он замечательно ответил на приглашение в альманах. У Андрея Битова тоже была своя игра, он только что выпустил за границей роман «Пушкинский дом». Но, сказал нам, не проявил достаточной твердости и зря участвовал в «Метрополе»: «Потому что это было не мое дело. И команда эта не моя, если хотите. Белла — моя, Фазиль — мой, а остальная команда — не моя. Но я согласился «вложиться». Дышать было нечем, подцензурным становилось практически все, так что идея казалась близкой, родной. Ахмадулина же согласилась, потому что не могла предать друзей. Хотя она свободный человек и вполне способна отказаться… Белла всегда поступала безошибочно, не любила коллективных акций, предпочитала индивидуальное поведение. Когда надо было кого-то защитить, писала персонально. Это важно, чтобы не попасть по чужому поводу в глупое положение. Белла отвечала за свое мнение, за свои слова. Но имела в виду, что в «Метрополе» были люди, с которыми она могла разделить свое представление о жизни. То же самое и со мной. Никакого подвига. Я дал свой текст и привлек три-четыре человека, попав, таким образом, в составители. А Белла ручалась только за свой текст. «Метрополь» — аксеновское дело, Вася — ее друг. Не мой. И я вообще не человек команды. Мне это не нужно. А кому нужно? Вот это уже интересно. Было ли в «Метрополе» употребление одних другими? Тут история более тонкая и не такая уютная, как через годы ее описывали. Еще не пришло время рассказать, как все было на самом деле. Это не значит, что время не придет. Но, вероятно, без меня. Я не хочу ни с кем сводить счеты. А счеты есть. Счеты есть. Разным участникам «Метрополя» нужно было разное. Белла, допустим, выступила за компанию и потому что ее попросил Василий Павлович. «Метрополь» не мог без Ахмадулиной обойтись, она без него — вполне. Это хороший проверочный маркер. Могу сказать четко: нельзя было, если шли по общему делу, иметь личные расчеты внутри этого дела, нельзя подставлять других. Вступить на полном доверии и потом сделать ноги? А такое произошло. Да, одним было пофиг, как мне. Высоцкий радовался, поскольку его впервые опубликовали. Зато кое-кто приобретал возможность вскочить на подножку, чувствуя, что предприятие принесет какой-то звон… Кому-то уезжать, кому-то оставаться. «Метрополь» — не простой, преждевременный вопрос. Меня бесит разговор о нем, как любой разговор о шестидесятничестве. Мне чуждо все, что дает навар, чуждо все, кроме собственной свободы. И Белле, уверен, тоже. Она попала в общее дело, но письмо в Союз писателей по поводу исключения Ерофеева и Попова написала сама, а не в коллективе. Но я не хочу все это ворошить. И при такой постановке, когда тебя кидают… столько подлости… столько грязи… я сказал, что не выйду из Союза писателей. Вот что я сказал. И Белла, которая знала, что такое либеральный террор, понимала, подо что я подставляюсь. Но своей фразой я открыл возможность и ей не выходить из Союза, и Фазилю. Все, что я говорил, я говорил внутри круга, в лицо тем, кто нас подставлял… С «Метрополем» было предательство, была подлянка, были ссоры, повторю: играть в свою игру за счет других — недопустимо. Я эту мысль отстаивал, и Белла видела в моем поведении не трусость, а поступок. Она оценила мое поведение. Те, кто не собирался на этой волне валить за бугор, оказались в весьма скверном положении. Провокационная ситуация в правильно выбранный момент: поиграли в «Метрополь», попинали его ногами, как консервную банку. То был чисто политический, вонючий, противный и отвлекающий маневр. Я заплатил свою цену, Белла — свою. Эта история надоела мне больше пареной редьки. Ну, выпустили альманах и выпустили. Плохой, слабый. Но и Белла не проиграла… Она сама играла во многие игры, но делала это изящно. Ей нужно было сыграть, чтобы и не запятнать себя, и сохранить репутацию, и преувеличить ее. Могла, могла играть, и это не было невыгодным делом».

— Ничего себе откровения. А диссиденты как себя вели?

— А видите ли, писателей- диссидентов попросили не беспокоиться: их «метропОльцы» в свою компанию не взяли. Кого-то это обидело и даже оскорбило. Владимир Войнович был уязвлен. Не раз называл отказ «метрОпольцев» от сотрудничества с писателями-диссидентами предательством.

«Метропольцы», их друзья и противники давно выяснили отношения. Возможно, наиболее язвительное прозвище получил Вознесенский. Искандер назвал его «дрейфящая льдина»: Андрей Андреевич не уклонился от предложения, отдал в «Метрополь» стихи (прежде напечатанные под другим названием в «Дружбе народов») и — в разгар драки — улетел на Северный полюс. Потом долго оправдывался… Не все приняли объяснения, Ахмадулина лишь пожала плечами. А про «Метрополь» говорила нам: «Я так радовалась, когда появился «Метрополь». Не за себя. Что другие могут напечататься. А я уже была. «Только старости недостает. / Остальное уже совершилось». Всё было. Было и прошло. И забылось… Но уж после «Метрополя» — под полным запретом! Да меня всегда не печатали. Если и промелькну где-то, смотришь: опять провинилась». Не все, как Битов, посчитали альманах зряшным делом. Вениамин Каверин, писатель другого поколения и темперамента, отдал акции должное: «Значение «Метрополя» не в том, что в нем напечатаны произведения, украсившие нашу литературу, а в том, что в годы общественного молчания он показал, что общественное мнение не только существует, но обладает своим вкусом и тактом. Недаром же так всполошились вельможи Союза».

— Много ли открытий вы совершили, работая над книгой?

— Открытий немало, потому что за каждой строкой книги или документ (мы работали в семи архивах), или разговор с самой Ахмадулиной, или — с ее родными, друзьями, словом, с ближним кругом, с тем же Евтушенко. Ну, и конечно, в книге немало никогда прежде не печатавшихся стихов. Дочь, Анна Ахмадулина, дала нам для публикации несколько «детских» стихотворений, давным-давно присылаемых мамой на почтовых открытках из Крыма.

— Юрий Петрович, главный вывод из ваших с Мариной Завадой встреч и разговоров с Беллой Ахатовной — какой она была? Ее знал весь мир, но в конце вашей книги она производит впечатление человека безмерно одинокого внутренне — хотя у нее много друзей, знакомых, поклонников, она замужем… Или это неверно пойманное ощущение?

— Вы абсолютно правы. И, наверное, главная (но не единственная) из причин одиночества — немыслимая слепота, ведь Белла Ахатовна в последние годы практически ничего не видела, болезнь-то проглядели… Муж утром уходил в мастерскую, и она целые дни проводила одна. Каково это Ахмадулиной, привыкшей к толпам почитателей, обожаемой друзьями и обожающей публичные выступления?! Не могла читать, не могла водить пером по бумаге… Ежедневная пытка. Но когда мы с ней разговаривали — дома, или по телефону — она всегда оставалась блистательной, парадоксальной и обаятельной Беллой Ахмадулиной. Позавидуешь тем, кого она считала своим другом. Лучшего товарища — верного, надежного, любящего, остроумного — трудно даже представить.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.