Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Почем фунт чая: как Алексей Губкин сделал чаепитие российской национальной традицией

Общество
Почем фунт чая: как Алексей Губкин сделал чаепитие российской национальной традицией
Фото: Пресс-служба Департамента по конкурентной политике

Российские предприниматели, которые развивали свое дело на рубеже XIX–XX веков, – какой след они оставили в истории и благодаря чему преуспели в коммерции, политике, общественной жизни? Ответы на эти вопросы ищем в новом просветительском проекте Департамента города Москвы по конкурентной политике «Субботние хроники: истории московских поставщиков».

Алексей Семенович Губкин — выходец из семьи кунгурских купцов — в XIX веке сделал чай традиционным русским напитком. Для этого ему потребовалось проявить яркие качества коммерсанта и не побояться снарядить настоящую экспедицию на границу с Монголией.

Два столетия назад чай был редким и элитным напитком, который могли позволить себе только состоятельные люди. Вплоть до последней трети XIX века он поставлялся в нашу страну исключительно из Китая — через приграничный с Монголией город Кяхта. Путь с плантаций до Кяхты составлял четыре тысячи километров, а оттуда до Москвы — еще шесть тысяч. На транспортировку уходило не меньше полугода. Таким образом, чайный бизнес требовал огромных оборотных средств, а возврата капиталов приходилось ожидать долго.

По российским законам того времени было запрещено расплачиваться с китайцами золотом, серебром или векселями и ценной пушниной. Торговля шла по бартеру. Чай брали в основном в обмен на текстиль или кожу. С конца 1830-х годов начались бурное развитие фабричной промышленности и рост конкуренции в этой области: ткани подешевели, а их обмен на чай стал выгодным российской стороне. Одним из первых этим воспользовался Алексей Губкин. Он пошел на большой риск, снарядив несколько возов с продукцией российских ремесленников и отправившись в Кяхту. Там он сумел выгодно обменять свои товары на тюки с чаем, а затем реализовать продукцию на Ирбитской ярмарке. Это и положило начало его бизнесу — в 1840 году он открыл в городе Кунгуре Пермской губернии свою фирму по торговле чаем.

Алексей Губкин подошел к новой деятельности основательно, сделав процесс торговли более цивилизованным. Отсутствие общепринятых стандартов приводило к тому, что оптовик не мог быть уверенным в качестве товара. Губкин же первым занялся сортировкой и нормировкой чая. Благодаря ему в этой сфере появились четкие соотношения цены, веса и прибыли. Для конечного покупателя предприниматель ввел в обиход мелкую развеску — фунты, полуфунты, четвертушки, осьмушки, золотники. В результате напиток стал гораздо более доступным для широких слоев населения страны.

В 1882 году Алексей Семенович переехал в Москву и перевел свою контору в Старый Гостиный двор на Варварке. Спустя год огромный бизнес унаследовал его внук — Александр Григорьевич Кузнецов, который серьезно расширил производство. Так в Москве появилась крупнейшая в России чаеразвесочная фабрика на Нижней Сыромятнической улице. На предприятии было паровое оборудование, водопровод, электростанция. Продукцию фасовали в бумажную упаковку либо в чайницы из жести, папье-маше. Товарищество Губкина – Кузнецова продавало каждый третий фунт чая в стране, и к 1916 году оборот фирмы, которая имела собственные плантации в Китае, а также склады в 40 крупных городах страны, достиг фантастической суммы 65 миллионов рублей. Ассортимент был расширен за счет цейлонских и индийских чаев.

Еще в молодые годы Алексей Губкин дал обет: «По копейке с каждого рубля отдавать Богу». Так он стал одним из самых крупных благотворителей в стране и жертвовал средства на строительство училищ, приютов.

Девиз фирмы Губкина гласил: «Наилучший продукт по дешевой цене в любое время, в любом месте доставить потребителю». Такой подход позволил постепенно создать крупнейшее предприятие по торговле чаем в стране и перевести традицию чаепития в разряд национальных.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.