Главное
Истории
Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Александр Клюквин: В театре молодой актер заново начинает учиться

Общество
Александр Клюквин: В театре молодой актер заново начинает учиться
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Более 100 работ в кино, больше 200 на сцене и трудно поддающееся подсчету количество озвученных им персонажей фильмов и книг — вот послужной список актера Александра Клюквина.

«Вечерняя Москва» побеседовала с народным артистом России Александром Клюквиным накануне важной для него даты — 69-летия.

— Александр, так что из того, чем вы занимаетесь, для вас главное?

— Выделить что-то одно сложно. Но, пожалуй, все подстроено под театр. Малому я служу уже 48-й сезон. И здесь ко всей моей прочей работе относятся с пониманием.

Я же, когда бываю на спектаклях в других театрах, обычно думаю: «Господи, какое счастье, что я работаю в Малом театре!» Я человек советский, и мне не нравится, например, когда на сцене демонстрируют что-то голое и есть масса недосказанностей. Мол, додумайте сами, что я имел в виду. А я не хочу, господин режиссер! Вы пьесу поставьте так, чтобы я хотя бы понимал, о чем идет речь. Театр — это исследование человеческих взаимоотношений. Если же я вижу на сцене лишь режиссерскую задумку, не более, ухожу. Неинтересно категорически.

— А если говорить о кино?

— Наш кинематограф постепенно выздоравливает. Появляются очень хорошие фильмы, но только если они не скопированы с американских, как, допустим, некоторые сказки, которые мы с вами видели в последнее время, — с большим количеством эффектов и где актеры говорят «через губу». Но когда из советского кинематографа, лучшего в мире, и из американского, который когда-то тоже был лучшим, берется самое хорошее, творчески это переосмысливается, тогда получается кино. Школа у нас и у американцев ведь одна. Европа к ней не относится.

— Скажите, а насколько важен голос в актерской профессии?

— Очень важен. После таланта он на втором месте, потом идут удача и работоспособность. Кстати, в училище занятия по сценической речи я считал чем-то лишним. Был молодой, мало что понимал. Думал, что самое главное — актерское мастерство. Но когда пришел в театр и отработал там года три, на связках образовались узлы. Врач сказал, что их придется резать и говорить я буду мало и тихо, почти шепотом. Заявил, что надо попрощаться с профессией. Но именно в театре меня спасли. Уверили, что не надо делать операцию, вылечат и без нее. Наша заслуженная актриса Ольга Чуваева рассказала о необходимых упражнениях. Я был освобожден от спектаклей на пару месяцев, делал ингаляции. Подключилась медчасть. В итоге проблему решили, голос поставили. Теперь есть возможность им работать так, как и сколько хочу.

А вообще, в театре человек начинает учиться всему заново. Училище дает только азы, азбуку. В целом надо не стесняться разговаривать и произносить все буквы в словах и не только на сцене, но и в жизни тоже. Не «тока», «стока», «скока» и «кода», а «только», «столько», «сколько» и «когда»! Но есть в нашей профессии и секреты, в которые вдаваться следует только человеку, понимающему это. Там очень много подводных камней.

— Мне кажется, что таким количеством книг, озвученных вами, мало кто может похвастаться...

— В целом я записал их уже более 600, на очереди еще пять. Ко всему прочему озвучиваю документальные фильмы и анонсы на телеканале «Россия». В общем, тружусь с утра до ночи. Времени на то, чтобы все совмещать, конечно, не хватает. Отрываю его от семьи, от здоровья, но работать ведь надо. Хорошо, что записывающая студия теперь находится у меня дома. Благодарен жене: она ее создала. И я стал успевать делать гораздо больше. Часто после спектакля приезжаю домой и начинаю озвучивать...

— Количество работ по озвучиванию Александра Клюквина на сегодняшний день сосчитать невозможно...

— Лет 15 назад я попробовал это сделать, грубо прикинул: записей получилось около пяти тысяч. Думаю, что сейчас перевалило уже тысяч за двадцать.

— Как вам удается голосом настолько точно передавать характеры своих героев?

— Я не обыгрываю их голосом, а превращаюсь в них. Допустим, в одном из озвученных мной произведений больше 80 персонажей: дети, женщины, великаны, чудовища… А читаю-то я один. Голос, конечно, несколько меняется, но прежде всего я работаю с характерами. Превращаюсь в того человека, который говорит, причем умею это делать быстро. И, допустим, если вся книга в чистом варианте идет 15–20 часов, я с ней справляюсь максимум за сутки — с правками и ошибками, которые потом вычищаю.

Каждая книга читается поновому, потому что она написана другим автором, про других людей, находящихся в иных обстоятельствах. А для этого надо понимать, что ты делаешь, владеть профессией. Многие, кого я пытаюсь слушать, от нее, к сожалению, далеки.

— Когда беретесь за тот или иной проект, на что обращаете внимание в первую очередь?

— Пытаюсь понять, не графоманство ли это. Неинтересно, когда идет бессмысленный поток сознания с плохо подобранными словами. Видно, что человек не имеет к литературе никакого отношения. Но ему кажется, что он писатель и пишет здорово, а на самом деле отвратительно, скучно. За такие книги не берусь.

Я не люблю читать со сцены, тем более наизусть. Сразу об этом предупреждаю. Нравится, когда передо мной текст. Тогда я свободен и не думаю о том, а вдруг что-то забуду. И опять же, каждый раз буду читать по-новому, не заучивая. В этом я вижу основной талант чтеца.

Вам же все равно, есть у меня в руках книга или нет. Основное — слушать и понимать. Как в том анекдоте: вам шашечки или ехать? Вспомнил дорожную ситуацию, когда остановивший меня гаишник узнал, что именно я озвучивал Альфа, и отпустил.

Кстати, комедийный телесериал об инопланетянине Альфе, живущем в американской семье, я считаю одним из лучших. Там нет героев-подонков, нет ложной беременности и прочей ерунды, нет бесконечного «нам надо поговорить»… Альф, мой самый обожаемый герой, — юморной хулиган, но крайне доброе и любящее создание.

А вообще, больше всего мне нравится озвучивать хорошие документальные фильмы и книги. Я очень люблю русскую классику.

— Бывает ли, что критикуете свою работу, когда слушаете себя в записи?

— Просто отмечаю, где все сделал правильно, а где нет. Такое тоже бывает. Я ведь не бог. Но, как ни странно, пусть в меня начнут сейчас кидать тапки и шлепанцы, я собой доволен, лучше Александра Клюквина в озвучивании нет никого. Это жена настояла, чтобы я так сказал (смеется).

— Голос — ваш инструмент. Существуют различные способы ухода за ним. А как оберегаете его вы?

— Хоть я довольно быстро простываю, но никакие растворы и сырые яйца для смягчения и сочности голоса не употребляю. Это все вранье и ерунда. Но очень хороший способ — полоскать горло одним спиртным благородным напитком. Только он должен быть чистым, ничем не разбавленным. Можно со льдом. Более того, я пью слишком горячий чай, ем соленые огурцы и квашеную капусту, которую делают жена и теща. Для голоса вредно, но мне пока не мешает.

— А о чем думаете накануне дня рождения?

— Этот праздник я бы назвал «черт возьми, как давно я живу!». Я не грущу и ничего не анализирую. Жизнью пока доволен. Счастлив в семье, да и на работе все хорошо.

САМЫЕ ЯРКИЕ КИНОРОЛИ

  • Каменская-3 (2003): Евгений Якимов;
  • Институт благородных девиц (2010–2011): Шестаков;
  • Адмиралъ (2008): Виктор Николаевич Пепеляев;
  • Петр Лещенко. Все, что было (2013): Федор Иванович Шаляпин;
  • Десантура (2009): Подполковник;
  • Оффлайн (2022): Кротов
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.