Ожившее кино: новая театральная форма
В репертуаре «Современника» появился спектакль «В списках не значился» по повести Бориса Васильева. Необычная постановка соединяет два вида искусства.
Премьера фильма «В списках не значился» состоялась 1 мая. Его вместе с артистами Театра Олега Табакова снял режиссер Сергей Коротаев. Продюсер проекта, художественный руководитель Театра Олега Табакова и «Современника» Владимир Машков выступил продюсером картины и сыграл старшину Степана Матвеевича, а сейчас стал и режиссером сценической версии знаменитой повести о сопротивлении защитников Брестской крепости, первой принявшей на себя удар фашистов.
Спектакль представляет собой не сценическую версию кино, а особую новаторскую театральную форму. Так, эпизоды из фильма не просто становятся видеодекорацией, а продолжают действие — зритель видит героев на экране, и тут же они оживают перед ним. Самое ценное в такой форме — близость к зрителю и эмоциональное воздействие, а потому режиссер использовал и иммерсивные приемы. Вместе с языками пламени, врывающимися в подвалы крепости, в зрительный зал переходит и жар, и грохот выстрелов, раздающийся благодаря акустическим решениям по всему залу.
— На репетициях Владимир Львович нам постоянно говорил: «Выйди из вагончика», напоминая о том, что нужно изменить манеру игры, — рассказывает исполнитель главной роли лейтенанта Плужникова Владислав Миллер. — Дело в том, что если в кино даже движение глаз — яркая выразительная краска, то в театре иное существование, но при этом нам нужно было добиться органичности в сочетании мизансцен и транслируемых кадров.
Для того чтобы актеры максимально точно могли передать на экране образы героев произведения, проникнуть глубже в переживания и чувства своих персонажей, команда вместе с консультантом, генерал-майором Вооруженных сил РФ Владимиром Киселевым побывала в творческой командировке в Калужской области. Там не было связи, а учебные боевые тревоги и постановочные обстрелы заставили почувствовать на себе тот страх, который на самом деле испытали те, кто 22 июня 1941 года еще верил в соблюдение пакта о ненападении, заключенного между СССР и фашистской Германией. Регулярные тренировки и обучение стрельбе актеров позволило добиться в кадре абсолютной достоверности.
Но, как известно, театр — искусство условное. Картина снималась в кинопарке «Москино» в масштабных декорациях, но художник Александр Боровский придумал другое визуальное решение. Он разработал минималистичную сценографию, усиливающую ощущение камерности происходящего на сцене на контрасте с панорамными кадрами из фильма. Каменные ярусы с пробитыми снарядами дырами одновременно «играют» и вокзал в Бресте, куда прибывает 19-летний мечтательный идеалист Коля Плужников, получивший долгожданное назначение, и казематы крепости, которую ему придется оборонять в течение долгих девяти месяцев.
Градус эмоций здесь раскручен на максимум, но тем не менее в искусной игре на нерве зрителя нет стремления развлечь или стать нарочито оригинальным — скорее, это честный поиск нового языка, и в первую очередь он нацелен на молодого зрителя, от которого события Великой Отечественной войны уже очень далеки.
Спектакль стал данью памяти и уважения Великой Победе и исторической правде, но при этом и мостиком между поколениями, помогающими не просто узнать, а почувствовать, как все было на самом деле и почему вражеские генералы отдали честь последнему защитнику непокоренной крепости.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Машков, режиссер спектакля:
— То, что происходило в Брестской крепости, те послания, которые оставили на кирпичах ее защитники, были с нами с самого начала нашей работы. Такая же история сейчас повторяется наяву, и такие же молодые ребята сейчас защищают нашу Родину, проявляя высший героизм, борются за нашу землю. Мы осознавали ответственность, лежащую на наших плечах, и хотим напоминать зрителю о тех великих событиях, ведь все это — наши деды, прадеды, отцы.