Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Зинаида Гиппиус: С мужем были неразлучны полвека

Общество
 Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. А. Злобин. Конец 1919 — начало 1920 года.
Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. А. Злобин. Конец 1919 — начало 1920 года.

Основатели «Религиознофилософского общества» в Петербурге до революции, через которое прошли едва ли не все значительные отечественные поэты, писатели, философы, историки.

Основатели общества «Зеленая лампа» в Париже после революции. Они являли собой законодателей художественной моды, вкусов, репутаций. Им было мало собственного творчества. Их влекло кипение в буре общественных страстей. Быть вхожими в их дом, быть приглашенными на их вечера означало быть принятыми в литературе. Гиппиус вышла замуж за Мережковского в двадцать лет.

Он, маленький, худосочный, старше ее, сильно грассировал. Она — красавица, высокая, стройная, узкобедрая, похожая на юношу. Хорошо посаженная гордая головка на длинной шее с дважды обвитой вокруг золотой косой.

Глаза большие, зеленые, русалочьи. Яркий рот. Так же она выглядела и в тридцать лет — как «обольстительный подросток», по чьему-то отзыву.

Губы ее часто растягивала улыбка, в которой не было доброты. Напротив, казалось, вот-вот с этих губ сорвется колючее слово. Она была высокомерна и дерзка, любила смущать людей острыми замечаниями и пристальным взглядом через лорнетку. За ней ходила слава декадентки, эстетки и ломаки. Ей нравилось вести себя вызывающе. Она и одевалась не как все, сама сочиняя свои платья. Обтягивалась блестящей материей, как чешуей, либо погружалась в немыслимые оборки и рюши, либо набрасывала белую шелковую тунику, перехваченную золотым шнурком, с крыльями, как у ангела. Лицо сильно белила и румянила.

Когда она, с этим белым лицом и этими белыми крыльями, читала свои стихи: «Я люблю себя, как Бога», — зал делился: одни свистели, другие аплодировали. Холодное тщеславие было снаружи. Внутри горел глубокий неугасимый огонь.

Это умели распознать одни, и это не желали признавать другие. Кто-то сказал о ней: «неистовая душа». Александр Блок испытывал к ней тягу и уважение. Андрей Белый называл ее Зинаидой Прекрасной. Двумя словами он описал ее облик: «точно оса в человеческий рост», Лев Троцкий отозвался злее: в нечистую силу-де не верю, но одну ведьму знал — Зинаиду Николаевну Гиппиус. Ее псевдоним как критика — Антон Крайний.

Ей нравилось выступать от лица мужчины. В этом качестве она позволяла себе действительно крайние резкости. Ей ничего не стоило написать в рецензии: «рыжая бездарность», «недоносок» и даже «идиот» или «кретин». Стихи также писала от мужского лица:

В минуты вещих одиночеств

Я проклял берег твой, Нева,

И вот сбылись моих пророчеств

Неосторожные слова.

В то же время она умела быть прозорливой по отношению к тем, кого любила. По словам мемуаристки, она нередко повторяла: «Когда любишь человека, видишь его таким, каким его задумал Бог». Писала она много, но выпустила всего две тоненьких книжки стихов, потому что была требовательна к себе, что давало ей основания быть требовательной к другим.

Слова — как пена, невозвратимы и ничтожны.

Слова — измена, когда молитвы невозможны.

Себя, как и Мережковского, искренне считала отдельными людьми, не судимыми общими для всех законами.

Дана мне грозная отрада, Моя необщая стезя.

Но говорить о ней не надо, Но рассказать о ней нельзя.

Она прожила с мужем пятьдесят три года.

Случился в их жизни забавный эпизод. Путешествуя по Италии, они забыли в одном из отелей Рима ключи от чемоданов. Пришлось возвращаться из другого города. Сперва туда, потом обратно. Рассказывая о поездке, Зинаида Николаевна сокрушалась о тратах: билеты дороги, а Дмитрию Сергеевичу обязательно требовался спальный вагон. Кто-то из собеседников спросил, почему же было не съездить одному, второй мог бы подождать. Зинаида Николаевна удивилась. «Это невозможно!» — заявила она, добавив, что они никогда, ни на один день, ни на одну ночь не расставались.

В дневнике она признавалась с присущей ей двойственностью: «Да, верю в любовь как в силу великую, как в чудо земли. Верю, но знаю, что чуда нет и не будет». Это был непонятный брак.

Хотя точнее сказать: непонятно-счастливый. Он непонятно возник. Буквально через несколько дней знакомства, без объяснения в любви, без предложения руки и сердца, сделалось ясно, что они станут мужем и женой. Совершали длинные прогулки, увлеченно беседовали обо всем на свете, словно тысячу лет знакомы.

Умственные страсти, свойственные обоим, всецело захватили их. После венчания новый день ничем не отличался от старого: также продолжали читать в ее комнате вчерашнюю книгу, также обедали, потом он ушел к себе в гостиницу, а она легла спать. На следующий день она крепко спала, когда мама крикнула через дверь: «Ты еще спишь, а уж муж пришел. Вставай!» Они были очень разные люди. Она работала по ночам и поздно вставала. Он рано ложился и, что бы ни происходило вокруг, с утра садился за письменный стол и писал свои положенные четыре часа, остальное время проводя в философских диспутах с друзьями и женой. Он был блестящий импровизатор и блестящий спорщик.

Спорили друг с другом до бесконечности. «Нет, Димитрий, я не согласна» — эта ее фраза осталась в памяти всех, кто бывал в их салонах. При этом — полное взаимопонимание, сохранявшееся целую жизнь. Однажды она сказала ему: «Я умнее тебя. Ты талантлив, у тебя бывают гениальные прозрения, но я умнее».

Их литературный секретарь Владимир Злобин подтверждал: «Производительная способность Мережковского феноменальна. Но идей — собственных, творческих — у него нет. Зинаида Николаевна угадывает его настоящую природу... Она дает главное — идею». Главной идеей ее жизни была любовь к России. Этой любовью она жила.

Если гаснет свет — я ничего не вижу.

Если человек — зверь, я его ненавижу.

Если человек хуже зверя — я его убиваю.

Если кончена моя Россия — я умираю.

Так она чувствовала. Она ждала, вместе со многими другими, революции в России как освобождения. Дождалась — как крови, грязи и глупости всех, начиная с членов Временного правительства и кончая большевиками.

В сухих, четких, трагедийных «Петербургских дневниках» она день за днем прослеживает исчезновение порядка и порядочности, отсутствие всяких толковых планов что с одной, что с другой стороны, наступление голода, холода, отупения, варварства. Все пережила со своей страной. Писала: «Мы думали, что дошли до пределов страдания, а наши дни были еще как праздник.

Мы надеялись на скорый конец проклятого пути, а он, самый-то проклятый, еще почти не начался. Большевики, не знавшие ни русской интеллигенции, ни русского народа, неуверенные в себе и в том, что им позволят, еще робко протягивали лапы к разным вещам. Попробуют, видят — ничего, осмелеют. Хапнут».

Ее обвиняли в рисовке, но вот стихи, названные «Отъезд». О расставании с родиной. О каком эстетизме, о каком художническом высокомерии можно тут говорить! Такое впечатление, что они почти беспомощны, почти косноязычны, настолько сильно чувство горя и растерянности, какое владеет автором.

До самой смерти...

Кто бы мог подумать? (Санки у подъезда, вечер, снег).

Знаю. Знаю. Но как было думать,

Что это — до смерти? Совсем? Навек?

Молчите, молчите, не надо надежды.

(Вечер, ветер, снег, дома).

Но кто бы мог подумать, что нет надежды...

(Санки. Вечер. Ветер. Тьма).

В дневнике — признание: «Стихи я всегда пишу, как молюсь». Считалось, что она — поэт, он — прозаик. Его романы больше похожи на биографии-исследования: «Лев Толстой и Достоевский», «Гоголь и черт», «Александр Первый», «Леонардо да Винчи». В свое время они гремели. Гораздо меньше известно, что в ее сундуках было найдено семнадцать романов.

Он рассчитывал на Нобелевскую премию и не стеснялся произнести вслух на одном из собраний: «Человек почти всегда добивается того, о чем мечтает, чего страстно желает, беспрестанно, днем и ночью, во сне и наяву, — каждую минуту. Например, как я хочу получить Нобелевскую премию». Они оба были уверены, что он ее получит. Получил Бунин.

После смерти Дмитрия Сергеевича Зинаида Николаевна впала в отчаяние, которого никогда прежде не испытывала. Оказалось, он и впрямь единственный, кто был ей необходим. Она сказала: «Я умерла, осталось умереть только телу». Она нашла в себе силы сесть за длинную поэму «Последний круг». О нем. О себе. Об их земной и неземной связи. Она скончалась тихо, без страданий спустя четыре года. Бунин, не ходивший ни на какие панихиды и отпевания, всегда боявшийся покойников, пришел, постоял в углу, посмотрел на нее в гробу и заплакал.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.