Закон о рекламе в запрещенных соцсетях: как не нарваться на штраф
Сюжет:
Эксклюзивы ВМС 1 сентября в России нельзя будет размещать рекламу на заблокированных в РФ ресурсах, таких как Instagram* и Facebook* (принадлежат Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ). Подробнее о том, как будет работать новый закон, «Вечерняя Москва» узнала у адвоката, управляющего партнера международной юридической организации Legal World Ирины Калининой.
Что запрещает новый закон
Закон вносит поправки в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 12) и в ФЗ «О рекламе» (ст. 5), рассказала юрист.
— Так как в нашей стране Instagram* и Facebook* были включены в перечень запрещенных и, соответственно, заблокированы на территории РФ, то размещение любой рекламы не только сторонних рекламодателей, но и своих собственных услуг, будь вы юрист, адвокат, кондитер или клиника косметологии, с 1 сентября подпадает под действие нового закона, и владельцам аккаунта грозят солидные штрафы, — пояснила Калинина.
Размеры штрафов:
- для физических лиц — от 2 до 2,5 тысячи руб.;
- для индивидуальных предпринимателей — от 4 до 20 тысяч руб.;
- для юридических лиц — от 100 до 500 тысяч руб.
Что необходимо сделать, чтобы не нарваться на штраф:
- удалить все посты и сторис с рекламой за предыдущие 1,5–2 года.
- убрать все ссылки, QR-коды, отметки рекламодателей;
- проверить закрепления, особенно шапку профиля и сторис на предмет ссылок на рекламные продукты.
— Так как закон не имеет указания, что действия его распространяются только на публикации, сделанные после вступления этого самого закона, то, чтобы «перестраховаться», лучше убрать публикации за ранний период, чтобы вас не смогли привлечь к административной ответственности, — посоветовала эксперт.
По мнению юриста, проверки сначала затронут блогеров-миллионников, но потом и более маленьких.
— Скорее всего, также проверят тех, кто в свою очередь зарегистрировался в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) — официальная база данных Роскомнадзора. ЕРИР — это реестр, в который собирается информация обо всей интернет-рекламе, размещаемой на территории России. В нем содержатся сведения о рекламодателях, посредниках, владельцах интернет-площадок и рекламных объявлениях. Поэтому рекомендуется внимательно просмотреть весь контент и убрать лишнюю информацию, — заключила Калинина.
Как рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин, ответственность за рекламу в Instagram* и Facebook* будет распространяться и на ранее опубликованные материалы, если блогер попытается продвигать или обновлять такие посты после вступления закона в силу.
— Удалять всю старую рекламу не нужно, но попытка ее актуализировать и продвигать (в том числе используя различные механизмы платформ) может привести к последствиям, — написал Горелкин в своем Telegram-канале.
С 1 сентября 2025 года в России вступают в силу и новые правила для автомобилистов. Подробнее о том, что изменится для водителей этой осенью, — в материале «ВМ».
*Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ.