«Она не дает — есть решение»: что грозит поставщикам за призывы к насилию на Wildberries
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ Сети вызвали переполох некоторые поставщики Wildberries, которые продают возбудители для женщин. В своих карточках товаров они используют неоднозначные описания и призывают мужчин подмешивать женщинам в напитки порошок или капли, под действием которых те «будут готовы на все». «Вечерняя Москва» разбиралась, возможно ли привлечь поставщиков к ответственности за непристойное продвижение товаров.
Что произошло
На виртуальном прилавке маркетплейса стали появляться возбуждающие порошки, капли и таблетки с провокационными лозунгами: «Она не дает, есть решение. Кидай таблетку в напиток и имей ее 24 на 7», «Ты не просто мужчина, ты герой своей жизни. Владей моментом, ситуацией, ею». Это вызвало шквал возмущения в Сети, потому что фактически объявления содержат в себе скрытый посыл: подмешайте женщине вещество и склоните к близости.
К моменту выхода материала многие товары с такими карточками уже недоступны, однако еще сутки назад купить «волшебную пилюлю» с призывом к насилию было возможно.
Что говорят в Wildberries
Представитель пресс-службы Wildberries Дмитрий Борщевский сообщил, что модераторы Wildberries оперативно удаляют продукцию с такими карточками, потому что они противоречат моральным принципам и нарушают внутренние правила площадки по оформлению товаров.
— Конкретно в этих карточках специалисты выявили призыв к насилию. Wildberries уделяет особое внимание безопасности и качеству представленной продукции и исходит из принципа добросовестности продавцов. Согласно действующим правилам, продавцы должны отражать полную информацию о потребительских свойствах товара в карточке и предоставлять необходимые документы (в зависимости от категории товара), подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям. Принимая оферту, они подтверждают, что их товары соответствуют всем нормам законодательства РФ и правилам онлайн-площадки, — пояснил собеседник «ВМ».
Сам маркетплейс всегда оперативно реагирует на подобные ситуации, заверил представитель.
— Мы всегда обращаем внимание на обращения от клиентов, государственных органов и общественных организаций, проводим внутренние проверки товаров при обнаружении каких-либо нарушений и принимаем соответствующие меры, — пояснил Борщевский.
Можно ли привлечь к ответственности
По словам адвоката Ильи Фролова, согласно статье 133 Уголовного кодекса РФ «Принуждение к действиям сексуального характера», к ответственности может быть привлечен только тот человек, который принуждал другого человека вступить с ним в половой акт (потенциальный покупатель порошков-возбудителей).
— Если мужчина использовал средство для возбуждения, не сказав об этом женщине, его могут привлечь к ответственности. При худшем исходе ему могут вменить статью 131 УК РФ «Изнасилование», — пояснил спикер.
А в отношении поставщика товара законодательство РФ предъявляет следующие требования:
- достоверность описания данного товара (то есть описание на коробке и реальный состав товара);
- наличие или отсутствие побочных эффектов;
- противопоказания;
- разрешение распространения данного товара на территории России без лицензии или с обязательным лицензированием.
— Если какое-то из этих требований было нарушено, а сама карточка товара способствует росту социальной напряженности или же просто оскорбляет человека, можно обратиться в органы контроля: Роспотребнадзор, прокуратуру, уполномоченному по правам человека, а также и к самому маркетплейсу, — пояснил Фролов.
Адвокат также подчеркнул, что в случае с онлайн-магазинами доказать оскорбительный характер карточек можно через лингвистическую экспертизу, которая покажет, имеется ли в лозунге побуждение к насильственным действиям.
Нарушений могут не найти
В свою очередь бывший следователь и адвокат Вадим Багатурия считает, что восприятие контента в Сети всегда субъективно, поэтому вряд ли здесь найдутся основания для привлечения к уголовной ответственности.
— Женскую аудиторию, конечно, расстраивает карточка товара, в которой указывают, что она «будет готова легко отдаться любому». Но мужская аудитория будет воспринимать этот призыв иначе. По крайней мере, оскорбительных слов ни одна карточка не содержит, половых органов на картинках тоже нет. С точки зрения качества продукт тоже может оказаться абсолютно безвредным, и тогда придраться к поставщику и производителю будет невозможно, поэтому состава преступления здесь нет, — сказал он.
Он также подчеркнул, что по статье 131 УК РФ изнасилованием считается половой акт против воли потерпевшей. А в случае с продажей возбудительных добавок речи о последующем сексе не идет.
— Если женщине подмешали возбуждающие капли, она почувствовала прилив возбуждения — это не значит, что она согласится на половой акт. К примеру, если она увидела шедеврального мужчину, она же не набросится на него под воздействием капель. Это сопоставимо с тем, когда мужчины видят женщин в короткой юбке, она их возбуждает, но они не бросаются ее насиловать. То есть подобная карточка не подавляет волю женщины,— пояснил Багатурия.
Как обезопасить себя в ночных клубах
Как рассказал врач-психиатр, нарколог Александр Ковтун, в ночных клубах девушкам чаще всего подмешивают в коктейли психостимулирующие вещества, среди которых:
- амфетамин;
- кокаин.
Главная опасность состоит в том, что эти психостимуляторы невозможно идентифицировать без экспертиз, предупредил Ковтун.
— Такие вещества очень хорошо растворяются, а в спирте этот процесс протекает быстрее. Поэтому понять по запаху, вкусу, цвету и консистенции наличие психотропных веществ в напитке невозможно, — пояснил врач.
Однако общее самочувствие может насторожить человека, заверил специалист. В частности, наличие психостимулирующих веществ в крови выдают такие симптомы, как:
- упадок сил;
- головокружение;
- общая слабость.
В этом случае врач рекомендовал сразу уезжать домой, чтобы избежать ситуаций, которые могут навредить психике и здоровью женщины.
Также на пунктах выдачи нередки случаи подмены товаров. Так совсем недавно вместо заказанного 3D-принтера москвич Георгий получил коробку с водой. Вернуть потраченные средства не удавалось на протяжении трех недель. Однако благодаря редакции «Вечерней Москвы» несправедливость удалось пресечь, и мужчина получил деньги за товар в полном объеме.