Главное
Истории
Патрики

Патрики

Андрей Мягков: история любви

Андрей Мягков: история любви

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Евгений Моргунов: история любви

Евгений Моргунов: история любви

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Российские женщины массово омолаживаются с помощью гигантских улиток

Российские женщины массово омолаживаются с помощью гигантских улиток

Полицейский с Петровки. Выпуск 46

Полицейский с Петровки. Выпуск 46

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Продолжая традиции

Общество
Виктория Евдокимова в усадьбе попала на концерт любимого музыканта
Виктория Евдокимова в усадьбе попала на концерт любимого музыканта / Фото: Дмитрий Дубинский / Вечерняя Москва

В усадьбе Прове–Калиш на Новой Басманной улице прошел летний музыкальный фестиваль. Посетители не только насладились творчеством артистов, но и увидели интерьеры старинного особняка.

Роскошный трехэтажный дом промышленник и меценат Иван Прове построил для своих младших детей-близнецов Федора (Теодора) и Адели. Проект реализовал архитектор Карл Трейман в 1895 году. Особняк выполнен в стиле французского неоренессанса. И это не просто дань уходящей моде, а вполне рациональное решение. Если встать лицом к дому, который с самого начала был рассчитан на двух владельцев, и провести линию по центру, то получатся полностью симметричные половины. К каждой из них примыкали флигели: левый достался Адели, правый — Федору.

— Однако дом делился не по вертикали, а по горизонтали, — уточнила москвовед, экскурсовод Мария Калиш, праправнучка Адели Калиш. — Нижний этаж предназначался брату, верхний — сестре.

Первый этаж был общим. Там располагались хозяйственные помещения и комнаты прислуги. При этом для каждого владельца сделали отдельный парадный вход, о чем свидетельствуют вензеля на картушах, размещенных над подъездами. Справа читается «ФП» — Федор Прове, слева — «АК», то есть Адель Калиш: в 1893 году дочь Прове вышла замуж за купца Георгия Калиша. В новый дом семья въехала с годовалой дочерью и новорожденным сыном.

— Всего у Адели было шестеро детей, и все занимались музыкой, которая стала неотъемлемой частью их семейной жизни, — рассказала Мария. — В частности, мой прадед Герман Калиш играл на скрипке. Уже будучи взрослым, получив степень доктора технических наук, он стал одним из инициаторов создания оркестра Дома ученых, был его капельмейстером и первой скрипкой.

В том, что сейчас усадьбу между собой делят два музыкальных коллектива — половину Федора занимает Московский камерный хор («Хор Минина»), половину Адель — Русский хор имени Свешникова, потомок семьи Калиш видит своего рода продолжение заложенных традиций, хотя семья и прожила в этом доме недолго.

Со временем Федор Прове перебрался жить за город, и Адель выкупила у брата его половину. Однако уже в 1915 году семья Калиш, оказавшись на грани разорения, вынуждена была сдавать дом, а потом и вовсе покинула усадьбу. После революции 1917 года особняк национализировали. Долгое время его занимали разные медучреждения.

— Первый раз я попала в этот особняк совсем маленькой девочкой — пришла сюда вместе с родителями, чтобы получить какуюто справку, — поделилась воспоминанием москвовед Мария Калиш.

Сегодня попасть в усадьбу Прове–Калиш можно с экскурсией — например, в рамках фестиваля «Усадьбы Москвы» — или придя на концерт. В большом и малом залах Хора Минина регулярно проходят мероприятия.

— Здание без людей превращается в памятник, а хотелось бы, чтобы дом был живым, — обозначил свою позицию директор Хора Минина Евгений Стодушный.

Именно поэтому летом усадьба не ушла вместе с хором на каникулы, а распахнула свои двери для почетных гостей — зрителей и музыкантов, создававших особую атмосферу в особняке.

— Выступал на этой площадке впервые, получил огромное удовольствие, — признался «Вечерке» лауреат международных конкурсов, пианист Дмитрий Шишкин. — Здесь более тесный контакт со зрителем, с которым можно через музыку поговорить о чем-то личном. Здесь по-другому слышится звук: он откликается в каждом уголке пространства.

Концерты в рамках летнего фестиваля проходили в большом зале особняка. Однако по меркам классических площадок он, скорее, камерный — вмещает не больше 120 человек. Но даже этого пространства изначально не было. Оно появилось позднее в результате объединения трех комнат: гостиной, кабинета и спальни. Традиционная для таких усадебных домов планировка сохранилась на половине Хора имени Свешникова, но там концерты пока не проводятся. Впрочем, у посетителей фестиваля все равно была возможность прикоснуться к истории: поправить прическу в старинном зеркале, подняться по парадной лестнице с золочеными коваными перилами и заглянуть в голубую гостиную или малый зал Хора Минина. Там сохранился декор в римском стиле, включая лепнину на потолке.

— Очень необычное, красивое место — как будто я оказалась дома, в Петербурге, — поделилась ощущениями от интерьеров усадьбы Виктория Евдокимова.

Девушка давно следит за творчеством Шишкина, хотела попасть к нему на концерт в разных частях мира, но так случилось, что ее мечта сбылась в Москве.

— Летний фестиваль помог нам понять, что нравится зрителям, — сказал Стодушный. — Например, фортепианные циклы, очевидно, будут востребованы в любое время года, поэтому их можно включать в постоянную программу усадьбы — проводить каждый месяц. А вот весну, думаю, отдадим под сольную скрипку и другие струнные инструменты.

Зимой в усадьбе планируют проводить детские, семейные фестивали и рождественские концерты, на которых будет звучать в том числе духовная музыка.

— Для нас история этой усадьбы прежде всего история семьи, которая здесь жила, — подчеркнул Евгений Стодушный. — Поэтому мы хотим создать подомашнему уютную атмосферу, собирать здесь как можно чаще гостей.

Усадьба, по его словам, может стать настоящим арт-кластером, где будут творить художники, проходить выставки и мастер-классы. Здесь можно открыть библиотеку, кафе и даже организовать клуб нумизматов — в память о Федоре Прове, который был страстным коллекционером, собирал античные и византийские монеты, старинные книги и рукописи.

ОТЕЦ…

Иван (Иоганн) Карлович Прове родился в 1833 году в городе Торн (Пруссия). В конце 1830-х годов с родителями переехал в Москву. В начале 1850-х годов Прове начал сотрудничать с российским хлопковым королем, обрусевшим немцем Людвигом Кнопом. Иван Прове был одним из очень богатых предпринимателей в России. Был председателем или входил в правления многих промышленных предприятий. Состоял в советах нескольких банков и был директором Московского страхового от огня общества, а также активным общественником и меценатом.

… И ДЕТИ

Решив обеспечить недвижимостью свою большую семью, Иван Прове выкупил четыре земельных участка в районе Старой и Новой Басманных улиц. На них построили пять домов, самый красивый — на Новой Басманной, 22, для младших детей, на тот момент им было по 23 года. Федор помогал отцу в делах текстильного производства, одно время был председателем Московского нумизматического общества. Адель, как и все Прове, занималась благотворительностью, была попечительницей Общества поощрения трудолюбия и Болшевского приюта для девочек, а также членом Общества взаимопомощи нуждающимся ученикам второй женской гим назии.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.