Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Александр Кузнецов-Тулянин — о современном язычестве и счастье жить в эпоху перемен

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Александр Кузнецов-Тулянин на Белом море, на острове Южный Коловар в районе Кемских шхер
Александр Кузнецов-Тулянин на Белом море, на острове Южный Коловар в районе Кемских шхер / Фото: Личный архив

Переиздан нашумевший роман «Язычник» Александра Кузнецова-Тулянина. Отмеченный самыми рафинированными премиями (выдвигался на «Нацбест», Премию им. Аполлона Григорьева, «Ясную Поляну»), обжигающе-правдивый «этноочерк» быта и бытия переселенцев на Курильских островах в девяностые, сегодня, в пору массового увлечения Севером, Алтаем и Дальним Востоком, приобретает новое звучание. «Вечерняя Москва» пообщалась с писателем.

Самым известным произведением тульского журналиста, бизнесмена и одного из самых интересных современных российских прозаиков стал «Язычник» — роман о формирующемся в рыбацком поселке на Курилах новом «этносе» переселенцев-эскапистов, сметенных эпохой перемен в девяностые. Конечно, творчество Александра Кузнецова-Тулянина не ограничивается одним романом. Он автор филигранных рассказов и повестей, многие из которых вошли в книгу «Человек из рая». Однако самым своим значительным произведением писатель считает роман «Идиот нашего времени», моделирующий характеры современных героев в условиях нравственного выбора, поставленного Достоевским. Мы встретились с Александром Владимировичем незадолго до его старой новой книжной премьеры.

— «Язычник» называют романом-символом. Считаете, что, по большому счету, мы все язычники? В чем это проявляется, помимо веры в гороскопы и китайских тотемических животных? Позитивист, верящий в себя, — язычник в большей мере, чем дама, сверяющаяся с ретроградным Меркурием, или в той же?

— Оговорюсь сразу: все, что высказываю, — это мое личное мнение, никогда не претендовал на истину в последней инстанции, ведь я человек ищущий, то есть определенно не получивший ответов на главные, скажем так, экзистенциальные вопросы. Основываясь на этом, считаю, что если кто-то говорит, что познал истину, то он, скорее всего, притворяется и глумится над нами или это обычный болван, воплощенный во множестве вариантов: дама, пребывающая в связи с Меркурием, позитивист, верящий в себя, то есть, как я понимаю, в свои желания, физиологию, комплекс рефлексов, вроде «популяризаторов науки», которые изображают веру в науку. Тоже своего рода шаманизм. Ведь не думаю, что он не понимает, что наука в принципе ничего не объясняет и не доказывает. Наука всего лишь описывает данности, причем с большими погрешностями и допусками: вот у нас была физика Евклида, а потом Ньютона, а еще теория эволюции Дарвина и теория относительности Эйнштейна, теперь мы знаем о воздействии гормонов на сознание и рефлексы — ура-ура! Хотя при этом сами не понимаем, что происходит с материей на квантовом уровне и не пора ли нам вводить в умозаключения понятие Бога, физику отнести к подразделу философии, а еще лучше астрологии, а физиологию и биологию — к знахарству. Вспомним русского философа Алексея Лосева с его системой доказательств: «Наука всегда мифологична». Лично я считаю Лосева на порядок умнее и доказательнее «материалистов» любой формации. Но вернемся к вопросу. Все мои герои в «Язычнике» — бесспорно язычники, я бы сказал, на ранней стадии анимации окружающего мира. Мне это было безумно интересно наблюдать и самому пребывать в этом процессе, но, конечно, не в тот период, когда я был соучастником этих действий, а позднее, сидя за письменным столом, отдаваясь воспоминаниям и воображению. Не имея Бога в душе, неизбежно начнешь наполняться всякой несусветной чепухой — от веры в приметы и в то, что волнами, ветром, тучами, ходом рыбы кто-то управляет. Вот что самое занимательное: чепуха становится явью, и все это на самом деле начинает работать. Я много раз убеждался в этом: на острие смутных ощущений вдруг начинаешь понимать: сейчас что-то произойдет, не стоит выходить в море. Но я, когда был молодым, не мог сказать об этом никому. Не то что засмеют, но обматерят. Так оно и случилось! В самый неподходящий момент умер мотор, гребли до тони по отбойному ветру и волне несколько часов на одной паре весел, сменяя друг друга. Важно, что на следующее утро этот самый треклятый мотор завелся с пол-оборота без видимых причин.

Да, мне чрезвычайно были интересны люди, с которыми я познавал мир и о которых позднее писал, ведь это те самые пассионарии. Они вечно чем-то недовольны, вечно хотят переделать мир и всегда готовы принести себя, как, впрочем, и окружающих, в жертву. Но надо понимать, ради чего! Ради идеи, ради своей страны, земли, правды…. Как они ее понимают. И вот эти самые сильные устремленные пассионарии попали в ситуацию, когда их мир разрушился, идеи были объявлены глупостью и заблуждением.... Что им оставалось делать? Тупо и впустую бунтовать, психовать, погибать. Я думаю, что это что-то близкое войне. 1990–2000-е — эпоха перемен, по сути война, которая для многих, если не для большинства из нас, обернулась катастрофой (душевной и даже физической)....

Меня некоторые читательницы (как правило, именно читательницы) упрекают, что в «Язычнике» много чернухи, смерти, пьянки, отчаяния…. Ах, мы ждали красот и романтики от таких красивых островов, а здесь такое!.. Увольте! В книгах о войне вы находили сцены, чтобы солдаты плели венки из одуванчиков и посылали противнику воздушные поцелуи?.. Что-то придумывать я и не желал. Все, что писал, взято из реалий, моих наблюдений и рассказов друзей. Наверное, мне повезло, что я жил и живу в эпоху перемен.

— Ваш герой, Семен Бессонов, бывший школьный учитель истории, поехал на Курилы за длинным рублем, стал бригадиром рыбаков-артельщиков и превратился в бесчувственного мужика, впахивающего до полусмерти. Возможно ли, что мудрость в отношении природы оборачивается дикостью к людям?

— Почему вы считаете, что Бессонов превратился в бесчувственного мужика? Обостренность его чувства справедливости по отношению к людям достигает апогея, когда он ради людей, ради справедливости, ради своих принципов готов к жертве. А что, рафинированный материковый интеллигент способен на такое? Я вас уверяю, если вы вдруг попали в беду на территории восточнее Урала и севернее полярного круга (я там тоже был) — скажем, потерялись, нет документов, денег, оказались посреди незнакомых людей, в местности, где нет никакой власти, один пьяный участковый на сто верст. Вам помогут без оглядки все, первый же встречный, накормят, обогреют, оденут! А такие, как Бессонов, — в первую очередь.

Или, к примеру, вы потеряетесь посреди мегаполиса — без денег, документов, багажа, никого знакомых?.. Ау, где вы, утонченные мыслители, патриоты и человеколюбцы? В лучшем случае кто-то сообразит позвонить волонтерам. Я бы не хотел оказаться в роли потерянного в большом городе. Дальний Восток, Сибирь, Север — зона не законов, а морали. И там вряд ли что-то поменяется в обозримом будущем. «Язычник» писался, когда на материке не было ни волонтеров, ни спасателей, скорая часами не приезжала к умирающим…. Так что мне трудно в своей личной истории найти более человечных, мудрых, настроенных на справедливость людей, чем те, кого я встречал на Курилах и Сахалине. Что касается автобиографичности героя, то нет, это, конечно, не я. Но несколько прототипов у героя, включая моего отца, харизматичного, сильного и справедливого человека, в прошлом успешного материкового журналиста, «одичавшего» на Курилах, но при этом ничуть не утратившего ни образованности, ни интеллигентности, конечно, были. Образ собирательный, и я рад, что повстречал таких людей в своей жизни, они меня многому научили.

— Пишут, что в вашем романе десятки культур «рождают нечто, не регламентируемое традициями, — новый народ, в котором все перепуталось, слилось и упростилось. Появились немыслимые ритуалы и приметы, связанные с океаном. Хмельной водоворот всех уровнял, всех сроднил и примерил…».

— Человек в его лучших воплощениях по природе своей искатель, путешественник, открыватель нового. Для ответа стоило бы процитировать одну из глав романа. Не думаю, что, если начну рассуждать на эту тему, скажу полнее и точнее. Дело в том, что люди, спаянные в определенную общность, при этом лишенные сердцевины — то есть своей персональной веры, — обязательно придут к чему-то единообразному, культуры смешаются, образуется новый этнос. На островах это очень наглядно. Более масштабно так, наверное, уже бывало в истории России. Скажем, исход татар на Русь во времена хана Узбека в XIV веке или после завоевания Казани и Астрахани в XVI веке. Сколько в России фамилий татарского происхождения? От Аксаковых и Апраксиных до Урусовых и Юсуповых. А что происходит в России сегодня? Как мне кажется, история идет по спирали, здесь нет загадок. Сегодня эта тема противоречива и взрывоопасна, она требует острожного обращения.

— Кто вам близок из авторов дальневосточной, сибирской тематики? Есть ли в нашей литературе миф места?

— Я не верю в миф места. Возможно, на эту мысль может наталкивать Матера Распутина или Йокнапатофа Фолкнера. Реальность в том, что это не «место», то есть не является чем-то, ограниченным территорией. Это скорее мир, у которого нет строгих границ, вплетенный в огромную историю людей, как, например, Енисей Астафьева вплетен в жизнь всей страны. «Отец-лес» Анатолия Кима вообще не знает границы как в географии, так и в истории. А «Северный дневник» Юрия Казакова!..

— Один из ваших рассказов «Ах, Митя-Митя» можно было бы принять за «деревенскую прозу», если бы эта деревня не была так страшна.

— Но почему деревня в рассказе страшная? Ситуация описана банальная и, на мой взгляд, даже комичная. Кража угля со школьной котельной, совместные посиделки — все реально. Правда, конфликт мотивов взят немного из другой истории, и, кстати, по-настоящему страшной. Но я не стал доводить повествование до реальной концовки — герой получил шанс выжить в отличие от прототипа.

— Как относитесь к «деревенской прозе», кто в ней для вас ориентиры, читаете ли современных «деревенщиков», например Илью Кочергина?

— Понятие «деревенская проза» слишком условно. А в Центральной России уже и неактуально. Деревни в ее традиционном понимании здесь нет, а есть доступность цивилизованных благ, мобильность и логистика, которые таковы, что «деревенский» народ давно трудится гастарбайтерами в городах, куда доезжает за 40– 50 минут, хаты превратились в квартиры и коттеджи с удобствами, сельский труд в его привычном понимании исчез. В избах доживают последние древние старухи, судьба которых вообще ни на что не влияет. Почему, к слову, и тоска по Матере лично мне давно стала чуждой. Пришло иное время, с этим надо считаться. Сельским трудом сегодня заняты мобильные, оснащенные передовой техникой и технологиями небольшие группы специалистов, для которых хлеб — не «всему голова», а доходный бизнес, поросята и коровы — не скотинка с добрыми кличками, а биоединицы под номерами и сроком активной эксплуатации. Такова действительность, не вижу смысла горевать над этим. Что же деревня? Она наполнилась дачниками, которые стремятся хотя бы на выходные и каникулы вернуться к истокам, откуда в свое время бежали их папы-мамы, дедушки-бабушки. Но вернуться для чего? Чтобы пожарить шашлычок, порыбачить, сходить по грибки. Это, между прочим, тоже тема, причем неиссякаемая. Понятно, что себя к писателям-деревенщикам я никогда и не относил. Половина моей прозы вполне городская, как и мой роман «Идиот нашего времени», который я считаю главным в своей писательской работе. Да и в «Язычнике» почти все герои — это люди из городов, без местных корней и традиций, авантюристы, искатели счастья, перекати-поле.

— Как появляются темы? Вы говорите, что берете их из жизни, потому что каждая человеческая жизнь достойна перенесения на бумагу. А бывают заурядные жизни и заурядные люди?

— Я не из тех, кто выдумывает темы и сюжеты. Моя задача сплести реальные сюжеты в клубок событий, влиться в его разматывание и следовать тому пути, куда тебя поведет текст. Если начинаешь выдумывать, ничего не получается — одно натужное шевеление. Просто живи в том мире, который тебе привиделся, и успевай записывать то, что видишь и слышишь. Что касается заурядных людей, то, наверное, в каждом есть что-то тайное. Я о таких писал, пытаясь докопаться до сути. «Женщина без слез», «Авиаторы», «Минута ангелов» — абсолютно реальные истории и прототипы. Или «Четвертая история» — сюжет о мелком человечке, по сути, предателе.

— Следите ли за современным литпроцессом?

— Не слежу и никогда не следил, я не критик, никогда не считал себя обязанным следить за массивом литературы. Это их хлеб. Я лучше пятый раз перечитаю «Братьев Карамазовых», или «Чевенгура», или «Осквернителя праха».... Список, что называется, моих авторов небогат — может, от силы имен пятьдесят. Они для меня и есть попытка осмыслить странный и загадочный мир, в котором мы живем. Кто может сказать больше, чем они?

ДОСЬЕ

Александр Кузнецов-Тулянин — писатель. Родился в 1963 году в Туле. Ребенком с родителями переехал на Дальний Восток и жил попеременно то на материке, то на Сахалине и Курилах. Служил в армии, работал в газетах, заочно учился на факультете журналистики МГУ. Первые тексты — рассказ и повесть — написал в 1990–1991 годах, они были опубликованы в альманахе «Ока». Потом несколько лет не писал — занимался бизнесом. Литературную деятельность продолжил только в 1994 году, в 1998-м получил Премию имени Андрея Платонова за рассказ «Будет толк из братишки». Рассказы «Дети моря» и «Ах, Митя, Митя» номинировались на Премию им. Аполлона Григорьева. Роман Кузнецова-Тулянина «Язычник» о жизни людей на Курильских островах входил в номинацию «За выдающееся творческое достижение в области русской литературы» премии «Ясная Поляна». В 2006 году Кузнецов-Тулянин стал лауреатом премии «Золотое перо Тулы». В 2008 году в издательстве «Терра» вышла его книга «Человек из рая», куда вошли его лучшие повести, рассказы и новеллы, которые ранее публиковались по отдельности в периодических изданиях.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Косатка (рассказ, альманах «Ока», 1989);
  • Признание (повесть, альманах «Ока», 1991);
  • Swindlerы (рассказ, журнал «Октябрь», 1995);
  • Брат брату брат (рассказ, еженедельник «Литературная Россия», 2000);
  • Мираж у Геммерлинга (рассказ, журнал «Новый мир», 2000);
  • Дети моря (рассказ, журнал «Континент», 2002);
  • Ах, Митя, Митя (рассказ, журнал «Континент», 2002);
  • Воздухоплаватели (рассказ, журнал «Дружба народов», 2005);
  • Минута ангелов (рассказ, журнал «Континент», 2007);
  • Язычник (этнографический роман, «Терра», 2006);
  • Человек из рая (сборник повестей и рассказов, «Терра», 2008);
  • Идиот нашего времени (роман, «Терра», 2012).
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.