Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Фантазер из Швамбрании: как жил и творил писатель Лев Кассиль

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Писатель Лев Кассиль и его юные читатели на встрече во время проведения Недели детской книги в Колонном зале Дома союзов
Писатель Лев Кассиль и его юные читатели на встрече во время проведения Недели детской книги в Колонном зале Дома союзов / Фото: Валентин Соболев / ТАСС

120 лет со дня рождения писателя Льва Кассиля, автора детской и юношеской литературы, исполняется 10 июля. На его книгах выросло не одно поколение советских людей.

Лев Абрамович Кассиль прожил яркую, хотя и не очень длинную жизнь, в течение которой неизменно следовал мудрому совету Маяковского: «Не отворачивайся от газеты, Кассильчик!». Кассиль был превосходным журналистом, а в числе изданий, с которыми он сотрудничал, была и «Вечерняя Москва».

К тому же он был знатоком и пропагандистом спорта и здорового образа жизни. Его страстью и увлечением стал футбол. В понимании тонкостей и глубинной сущности этой игры сравниться с ним не могли даже признанные профессионалы. Вся страна смотрела вышедший на экраны в 1937 году фильм «Вратарь», одним из авторов сценария которого был Лев Кассиль, а музыку сочинил Исаак Дунаевский. Ловко ловивший летящие с баржи арбузы, а потом ставший «вратарем республики» Антон Кандидов в исполнении Григория Плужника превратился в народного героя.

Уже в те годы будущий патриарх детской литературы Корней Чуковский ценил в Кассиле талант рассказчика, умение создавать живые и яркие образы: «Кассиль умеет зажечь читателя, увлечь его, заставить поверить в свои слова».

Кассиль уцелел в годы Большого террора, когда был расстрелян его брат Иосиф — «Оська», второй главный герой самой известной книги писателя «Кондуит и Швамбрания». Кассиль, как мог, хлопотал за брата и его отправленную в лагерь жену, но безуспешно. Итогом стал 20-летний запрет на переиздание романа. Зато после войны писатель получил Сталинскую премию по литературе, был избран в Академию педагогических наук.

Лев Кассиль по праву считается одним из классиков советской детской литературы, творцом идейных смыслов для юных граждан СССР. В своих произведениях он не налегал на идеологию — не воспевал «подвиг» Павлика Морозова, не призывал, как Аркадий Гайдар, пионеров к поиску шпионов и бдительности или, как Сергей Михалков, к искоренению отдельных бытовых недостатков. Кассиль делал упор на просвещение, науку и спорт, то есть ориентировал юных читателей на то лучшее, что могла им дать (и охотно давала!) советская власть. К примеру, он выступил инициатором праздника Неделя детской книги, который впервые состоялся в 1943 году. Сейчас в это трудно поверить, но издательская деятельность в годы войны в стране активно продолжалась и развивалась.

Корифеи детской литературы: Лев Кассиль, Сергей Михалков, Николай Носов, Валентин Катаев, Борис Заходер — не только работали на фронтах как военкоры, но и вели большую общественную работу — встречались с читателями, внушали им веру в грядущую победу. В военное время Кассиль выступал в воинских частях, школах, на радио, оборонных заводах. После войны возглавил комиссию по детской литературе в Союзе писателей СССР, вел семинар в Литературном институте.

У детской литературы в СССР богатые традиции. В стране выходили всесоюзные, республиканские и областные детские журналы: «Пионер», «Юный натуралист», «Юный техник», «Мурзилка» (в 1941–1942 годах Кассиль был ответственным редактором этого издания), «Веселые картинки», «Костер», «Искорка» и так далее. Тираж «Пионерской правды» достигал 10 миллионов экземпляров. Лучшие произведения отечественных авторов печатались в газете с продолжением. Юные читатели, можно сказать, жили литературой, где добро побеждало зло, взрослые (за редким исключением) оказывались мудрыми защитниками и наставниками, смелость и отвага были нормой жизни, а торжеству справедливости не могли помешать временные трудности и обстоятельства.

Повести Льва Кассиля «Кондуит» и «Швамбрания», объединенные позже в одну, в творчестве писателя стоят особняком и по своей психологической глубине, искренности отличаются от других его произведений — романов «Ход белой королевы», «Великое противостояние», «Ранний восход», сборников рассказов «Человек, шагнувший к звездам», «Про жизнь совсем хорошую».

Фрагменты из «Кондуита и Швамбрании» с подачи Маяковского начали публиковаться в 1927 году в журнале «Новый ЛЕФ», хотя ничего «левого» и тем более «фронтового» в повести Льва Кассиля не было. Книга легла на душу читателям не столько из-за красот романтической страны под названием Швамбрания, сколько за талантливое описание трагического раздвоения детских душ Лельки и Оськи (Льва Кассиля и его брата) между уходящей натурой старого, уютного и сытного («фунт сахара стоил пятнадцать копеек») мира и наступающей натурой мира нового.

Автор, конечно, пытался с помощью юмора, иронии, точных житейских наблюдений смягчить страх героев от происходящих в России в предреволюционные и революционные годы событий: «Театр в то время походил на вокзал. Спектакли опаздывали как поезда». Но жестокую правду жизни было не спрятать. Швамбрания стала для героев романа укрытием от жестокой, как писал Кассиль, справедливости революции: голода, тифа, мобилизаций и грабежей.

Тема детей, проживающих альтернативную жизнь в вымышленном государстве, стала с его подачи книгообразующей в детской литературе: это и «Республика ШКИД» Пантелеева и Белых, и «Президент Каменного острова» Вильяма Козлова, и «Повесть об Атлантиде» Юрия Томина, и другие произведения. «Играть интересно только в то, чего сейчас нет», — заметил как-то Кассиль.

В жизни и творчестве он всегда стремился к новому, неожиданному, интересному. «Народ у нас, конечно, тяжеловат, — вспоминал Кассиль слова сказочника Бажова в статье «Дорогое имячко». — Исторически сложился такой характер. Жизнь такая была. Особые условия. Рубеж между Европой и Азией, между вольницей и каторгой. Но уж если вас тут полюбят, то уж знайте — это навсегда».

Кассиль на примере собственной жизни знал эту «тяжеловатость» и как мог — через красоту спорта, тонкое понимание футбола, игру и фантазии — внушал юным читателям «легкость», пробуждал в них «чувства добрые», звал к работе над собой. За это они его и любили. Вениамин Каверин писал, что Кассиль «…обладает редким даром рассказывать о самых обыденных вещах так, что они кажутся необыкновенными». На родине писателя, в городе Энгельсе (бывшей Покровской слободе) Саратовской области, Льву Кассилю установлен памятник под названием «Фантазер». В этом же городе на улице имени писателя есть сквер «Швамбрания».

Экранизации произведений

  • Кондуит (1935): художественный фильм снят по первой части повести «Кондуит и Швамбрания»,
  • Вратарь (1936): картина создана по повести «Вратарь республики»,
  • Брат героя (1940): по мотивам повести «Черемыш»,
  • Синегория (1946): экранизация повести «Дорогие мои мальчишки»,
  • Улица младшего сына (1962): снят по одноименной повести Льва Кассиля и Макса Поляновского,
  • Ход белой королевы (1971): художественная лента создана по одноименной повести писателя,
  • Великое противостояние (1974): картина снята по мотивам одноименной повести,
  • Будьте готовы, Ваше высочество! (1978): фильм снят по одноименной повести.

«Вечерняя Москва» также вспомнила самые известные экранизации произведений писателя Кира Булычева.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.