Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Ссора с Голубкиной, поездка в концлагерь и отношения с мужем: тайная жизнь Людмилы Касаткиной

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Народная артистка СССР Людмила Касаткина, фото 1984 года
Народная артистка СССР Людмила Касаткина, фото 1984 года / Фото: Юрий Иванов / РИА НОВОСТИ

100-летие со дня рождения народной артистки СССР Людмилы Касаткиной, сыгравшей огромное количество ролей на театральной сцене и в кинематографе, исполняется 15 мая.

Забавно, кстати: в творческой жизни народной артистки СССР Людмилы Касаткиной было немало «укрощений»: она блистала и в фильме-спектакле «Укрощение строптивой», и в картине «Укротительница тигров», сделавшей ее знаменитой. Иногда ей приходилось укрощать и свой характер, но коллеги вспоминают ее с невероятным теплом: она только казалась суровой... Окончив ГИТИС, несостоявшаяся балерина Людмила Касаткина в 1947 году стала актрисой Центрального академического театра Российской (ранее — Советской) армии и хранила ему верность всю жизнь.

Касаткина всегда отличалась от всех. В ней ощущалась бешеная, но позитивная энергия, воля и безудержность одной из ее героинь — «мамаши Кураж». Но знали ли мы ее на самом деле? Об актрисе нам рассказал режиссер-постановщик Малого театра Андрей Житинкин.

— Андрей Альбертович, вы познакомились с Людмилой Ивановной, когда она уже была звездой. Ставили с ней спектакль?

— Мы познакомились много лет назад, когда она ходила в «Табакерку» смотреть на Сережу Безрукова — очень его любила, как и он ее. Но так получилось, что моя постановка «Школа любви» стала последней премьерой и спектаклем, где она сыграла. Это была сценическая версия романа К. Хиггинса «Гарольд и Мод». Касаткина играла графиню, которая по сюжету вытаскивает из депрессии молодого парня. Я назначил ей в пару молодого, но уже известного актера Анатолия Руденко. У них была огромная дистанция в возрасте, но дуэт сложился великолепный. Касаткина по-матерински опекала Толю, а он отвечал ей нежной благодарностью. Графиня была с прибабахом, и поначалу пьеса казалась комедией, но потом мы достигали трагических высот, когда Мод уходила. Финал мы оставили открытым.

— В спектакле, по-моему, играла и Лариса Голубкина. А правда, что эти две звезды ненавидели друг друга?

— О, тут забавная история. Когда я сказал, что хочу, чтобы они обе играли в «Школе любви», товарищ генерал, начальство Театра армии, мне заявил, что это невозможно: «И не звоните, они не здороваются!» Я сразу сделал все наоборот, позвонил Голубкиной и рассказал о пьесе. «Вы хотите, чтобы я играла полоумную старуху?» — спросила она. Я ответил: «Полоумную старуху будет играть народная артистка Советского Союза Касаткина, а я хочу, чтобы вы играли мать Гарольда, которая с ней в контрах». Услышав про «контры», Голубкина согласилась. Поначалу они даже не разговаривали, но есть великая философия театра, и потихоньку все смягчалось, потом оказалось, они и не помнят, кто их поссорил, потому что одной говорили невесть что про другую, и в итоге они не то что подружились, но сблизились. Время прошло, кое-какие секреты можно и открыть... Когда мы сдавали пьесу, у Людмилы Ивановны были уже проблемы со здоровьем, и начальство беспокоилось — сколько она сможет отыграть? Я сказал: сколько сможет, столько сможет. И когда Касаткина теряла силы, Лариса Ивановна ее плавно подхватывала и выводила за кулисы. Я был спокоен — она мастерски ее страховала! Воистину говорят «от любви до ненависти один шаг», а тут было наоборот — от ненависти до любви. Когда Людмила Ивановна ушла, мы приехали в театр после прощания, и Голубкина первой взяла слово и говорила, что они вроде были в ссоре, а сейчас она вспоминает ее только светлыми словами…

— Наверное, пьеса шла трудно? Людмила Ивановна ведь и правда болела.

— Нет, она шла прекрасно. Но потом возникла проблема: у Людмилы Ивановны начал «выскакивать» текст. Она сказала мне об этом в полной растерянности, но я мгновенно нашел решение: «Людмила Ивановна, если что-то такое происходит — начинайте бить чечетку!» У нее за спиной было хореографическое училище при Большом театре, балериной она не стала из-за травм, но танцевала великолепно. По роли танец был вполне возможен, для нас же это был знак: надо принять меры. Наготове был человек, который знал, как выйти и «подкинуть» ей слова, а зритель был в восторге, поскольку увидел танцующую Касаткину. Да, физическая форма у нее была невероятной! Когда я был режиссером в Театре на Малой Бронной, она как-то зашла ко мне. «Андрей, смотрите, какая у меня растяжка», — сказала она и сделала вертикальный шпагат, коснувшись ножкой верха стоящего в кабинете шкафа. Я обомлел, а она спросила, смеясь: «Будете со мной работать?» На шпагат и полушпагат она садилась до последних дней жизни, а на репетиции могла лечь на сцену и крутить «велосипедик» или делала «пистолетики».

— И никакой чопорности… А по интонациям Багиры из советского мультфильма «Маугли», которую она блестяще озвучивала, кажется — королева.

— Никакой чопорности! Даже наоборот. Она была в некотором смысле хулиганка. Так, врачи ей категорически запрещали курить. Но пока Колосов (супруг актрисы, Сергей Николаевич Колосов — кинорежиссер, сценарист, педагог, народный артист СССР. — «ВМ») сидел в зале, она за кулисами стреляла у кого-нибудь сигаретку, а если спектакль прошел хорошо, просила в гримерку бокал шампанского. Для нее в этом был кураж. Да, со стороны она могла показаться строгой: всегда ходила в брюках и на каблуках, могла пробасить что-то и даже послать кого-то — за дело, но это была лишь маска. Кстати, о ее хулиганствах: у нас в спектакле был в одной из сцен кальян. Изначально она говорила: «А вот кальян — хороший, я сама пробовала!», но потом начала добавлять разные фразочки, и потом как-то сказала: «Я туда добавила маковых зернышек!», и зал полег от хохота, понимая, что ее героиня покуривает...

— Как они познакомились с Колосовым?

— Подробностей не знаю, но он уже работал в театре, когда она туда пришла. Из оброненной ею фразы «Он добился своего!» я сделал вывод, что Сергей Николаевич настойчиво ухаживал за Людмилой Ивановной. Он выстроил ее кинобиографию, и Касаткина гордилась тем, что Колосов снял для нее больше картин, чем Панфилов для Чуриковой, — это ее фраза. Кстати, вначале она была в большей степени комедийной актрисой, но затем стала играть глубокие драматические роли. В этом, конечно, заслуга Колосова. Для нее было важно, чтобы он был рядом. Самое крайнее место слева в первом ряду партера мы всегда оставляли для него, и я видел, как она иногда бросает взгляд в его сторону, будто убеждаясь: сидит на месте? Значит, все нормально.

— Она была мастерицей перевоплощений. Это дар?

— Все вместе. Но представьте: готовясь сниматься в картине «Помни имя свое», она попросила отвезти ее в концлагерь. Там был уже музей, и она осталась там на ночь — одна, в комнатке нацистского коменданта. В полумраке она бродила по коридорам, рассматривала жуткие экспонаты в витринах, детские ботиночки и все такое. И пережила за это время что-то такое, что позволило ей блистательно сыграть. Кстати, и в спектакле «Школа любви» графиня, услышав голоса чаек, говорит, что это голоса ее подружек, погибших в концлагере. Она — чудом выжила... Это неожиданный поворот в пьесе. Так вот, Касаткина попросила нарисовать ей номер на руке — как делали заключенным. Я понимал, что из зала видно его не будет, но понял замысел потом. Она сама смотрела на него, будто вспоминая перенесенный ад, и по лицу ее катились слезы. И в зале люди начинали плакать, а Руденко на сцене застывал. Вот это мастер-класс!

— Даже странно: сегодня Касаткина вспоминается только с улыбкой, а не в слезах...

— Потому что она несла радость. Однажды я спросил у нее, с каким цветком она себя ассоциирует. Людмила Ивановна ответила мигом: с подсолнухом. Я сначала обалдел: подсолнух? Какойто странный цветок. Но она объяснила: у меня лицо — круглое, но на нем можно что угодно нарисовать. Это правда было так, все гримеры ее обожали. А еще, объясняла она, подсолнух сам радостный и всем дарит радость. И мы с Руденко заготовили для нее сюрприз. В финале он вел ее к себе на день рождения, прося не открывать глаза; было темно, а когда свет вспыхнул и она открыла глаза, вся сцена была утыкана подсолнухами — Касаткина даже вскрикнула.

— Как здорово! А она действительно дружила с Высоцким?

— Да, она не пропускала спектакли с ним. Они подружились, и Людмила Ивановна мне рассказывала, что он ей звонил, когда трезвый, а когда и не слишком, чтобы поплакаться, рассказать о больном, чем-то поделиться. И даже Колосов, безумно ревнивый, это прощал.

— Людмила Ивановна и Сергей Николаевич ушли с разницей в 11 дней…

— Да, они лежали в одной больнице, но в разных боксах, и когда была возможна встреча, Людмила Ивановна красилась и делала укладку, чтобы муж ее видел такой, как и всегда, и не расстраивался, что она болеет и изменилась. Это уже были Ромео и Джульетта наоборот... На этом больничном свидании они почти не разговаривали, им важно было просто увидеть друг друга, и это было больше чем любовь. Это проявлялось во всем. Я всегда удивлялся, кстати, почему он так скромно одевается, вечно в сером незаметном костюмчике. Но он все свои гонорары тратил на свою Люку. «Тебе нужно новое платье, то, се…» Он безумно ее любил и баловал. А еще, к слову, она была фантастической матерью и обожала сына Алексея. Колосов говорил: «Люка, ты же его просто избалуешь, как он потом будет без нас…» Но Людмилу Ивановну было не остановить. Алексей был уже взрослым, состоявшимся человеком, музыкантом, а она видела в нем дитя.

— Говорят, Людмила Ивановна очень многим помогала.

— Очень! Они с Зельдиным брали друг друга за руки и отправлялись выбивать квартиры-машины-звания. Причем у самого Зельдина, например, была крошечная квартирка, ему ничего не было нужно. Даже открытия станции метро «Достоевская» добились они. Ее ведь то открывали, то замораживали, а они мечтали, чтобы зрителям было удобно добираться до театра. А еще Касаткина никогда не была членом партии, а когда ее начали уламывать — мол, придите в горком, там будет комиссия, просто кивайте, и все будет хорошо, она возвысила голос и возмутилась: «В партию — по блату?!» И от нее отстали.

— А «Укротительницу тигров», картину, которая сделала ее знаменитой, Касаткина как вспоминала?

— Она как-то сказала мне: «Я до сих пор вздрагиваю ночью и просыпаюсь в холодном поту». А все потому, что там была тигрица, которая ее невзлюбила. Касаткина реально заходила в клетку, хотя в ее договоре не было прописано ничего такого и никаких трюковых денег она не получала. И вот она как-то зашла туда, и тигрица наподдала ей лапой. Людмила Ивановна полетела, тут надо было включить брандспойты, остановить зверя, но в них не оказалось воды. Ситуация была критической, в клетку влетел дрессировщик, но Касаткина пережила шок, и в фильме, кстати, видно, что она далека от спокойствия.

— Подводя итог, какие главные качества Людмилы Ивановны вы сегодня вспомнили бы?

— Ее позитивная энергетика поражала даже в старости. Она была вспыльчива и, наверное, обидчива, но не была ни коварной, ни жадной, не завидовала никогда и никому. Вы знаете, она понимала, что Колосов — ее выигрышный лотерейный билет. Но она и сама была очень сильной женщиной, очень много сделавшей для своей судьбы. У нее было потрясающее чувство юмора, и как только начинались патока или фальшивый пафос, она мгновенно это обрывала: «По делу-то скажи!» Она все и всегда понимала про нашу жизнь, даже в самые непростые времена.

...Людмила Ивановна Касаткина скончалась 22 февраля 2012 года в Москве. Ей шел 87-й год. Она пережила мужа на 11 дней. Они похоронены рядом на Новодевичьем кладбище.

ЯРКИЕ РОЛИ В КИНО

  • Укротительница тигров (1954): Лена Воронцова,
  • Укрощение строптивой (1961): Катарина,
  • Большая перемена (1973): Екатерина Семеновна, директор школы,
  • Принцесса цирка (1982): мадам Каролина.

А 22 марта 2025 года в возрасте 85 лет скончалась советская и российская актриса, народная артистка РСФСР Лариса Голубкина. Она стала известна благодаря роли Шурочки Азаровой в фильме «Гусарская баллада» и другим работам. Как сложился жизненный путь Ларисы Ивановны и как актриса жила в последние годы — в материале «ВМ».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.