Дух ушедшей эпохи воссоздали с точностью до мелочей
Музей МХАТ открыл после реставрации мемориальную музей-квартиру Вл. И. Немировича-Данченко. Корреспондент «Вечерней Москвы» одна из первых увидела вещи, которые были дороги великому русскому театральному режиссеру.
Музей-квартира торжественно открылась фрагментом воспоминаний Константина Станиславского и Владимира Ивановича об их встрече в ресторане «Славянский базар» — «Восемнадцать часов. Один год. И четыре месяца…» в исполнении директора музея МХАТ заслуженного артиста РФ Павла Ващилина и артиста МХТ имени А. П. Чехова Павла Филиппова. К слову, беседа двух мастеров тогда продлилась 18 часов и закончилась в поместье Алексеевых в Любимовке.
Идем в столовую, а затем в кабинет. Специалист отдела развития Музея МХАТ Кристина Кербер раздвигает тяжелые портьеры, и на подоконнике появляется разноцветное сияние от старинного витража над дверью в спальне, редкой по тем временам детали.
— Витраж не был характерным элементом убранства интерьеров в России (жилых квартир и домов. — «ВМ») и просуществовал недолго. Эта техника не прижилась, поскольку дорогостоящая и сложная, — уточняет Кристина Кербер.
В спальне стоят шкаф и кровать, у изголовья которой висит большой барельеф супруги Владимира Ивановича — Екатерины Николаевны. Они прожили в браке 52 года и планировали вместе перебраться в новую квартиру, но Екатерина умерла. В доме все напоминает о ней: фотографии, вышитые картины, ажурные наволочки, покрывало...
— Ах, какая красота! — вошедший в кабинет заслуженный артист России Андрей Давыдов восторгается главной достопримечательность музея — книжным шкафом, украшенным портретами великих писателей, в том числе Максима Горького, Антона Чехова и других русских классиков.
— Этот шкаф был изготовлен по заказу самого НемировичаДанченко в 1902 году известным в Москве краснодеревщиком Фишером, — рассказывает заведующая отделом Музея-квартиры Вл. И. Немировича-Данченко Наталья Федоренко. — За каждой из дверц хранятся книги тех авторов, чьи портреты на ней изображены. Все на своих местах, и искать не надо.
Вдруг из столовой слышится щебет механической куклы «Синяя птица». Знаковый сувенир стал подарком от режиссера Театра кукол Сергея Образцова к 40-летию МХТ. Посетители пытаются разглядеть птицу, и только внук Немировича-Данченко — Василий Михайлович — спокойно продолжает осмотр знакомого с детства кабинета.
— Помню, как на этом самом месте у шкафа дедушка катал меня на спине, — говорит Василий Михайлович. — А вот за этой шторой когда-то была дверь в мою комнату.
В этой квартире Владимир Иванович прожил свои последние пять лет. Комплексная реставрация коснулась только лепного карниза, паркетного пола, оконных и дверных блоков. Самым сложным стало восстановление Lincrusta — обоев, сохранившихся с 1938 года.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел Ващилин, директор Музея МХАТ:
— Я считаю, что Музей МХАТ — это зеркало театра, как говорил Владимир Иванович, словно живой организм, объединивший историю и экспонаты. Уверен, что музей станет местом творческого притяжения. Здесь будут проходить квартирники, занятия. Соберутся студенты, чтобы разобрать пьесы. Мы организуем музыкальные, поэтические вечера.