Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

«Со «жвачкой» буду бороться»: интервью со скульптором Александром Рукавишниковым

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Скульптор Александр Рукавишников на церемонии открытия скульптурной композиции «Атом Солнца Олега Табакова», приуроченной к 85-летию со дня рождения артиста
Скульптор Александр Рукавишников на церемонии открытия скульптурной композиции «Атом Солнца Олега Табакова», приуроченной к 85-летию со дня рождения артиста / Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

2 октября выдающемуся скульптору, народному художнику Российской Федерации Александру Рукавишникову исполняется 75 лет. Автор огромного числа памятников — Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище, Льву Яшину, Юрию Никулину, Александру II, Муслиму Магомаеву, Мстиславу Ростроповичу, Сергею Михалкову и многим другим знаменитостям — на самом деле не только великий трудяга, но и самобытный философ. Мы поговорили с ним накануне юбилея.

Говорят, сегодня ему 75, паспорт же не может врать? Но, глядя, как по-мальчишески хохочет и категорически не желает становиться серьезным этот удивительный человек, внутренне соглашаешься: понятие возраста — не для всех. Мы знакомы давно, и вижу: он не меняется с годами и остается собой абсолютно во всех ситуациях. А если чего-то и опасается, то одного: как бы в порыве открытости не сказать что-то такое, что могло бы быть интерпретировано слушающими как гордыня или самовлюбленность, ведь в искренность верить непросто. Но он — искренен.

— Александр Иулианович, юбилей вы, конечно, зажмете, а в творческом плане как его встречаете?

— Надоели всякого рода торжества, стараюсь избегать их. Открыл недавно небольшую выставку. Галерея Файн-арт на «Винзаводе» (FINEART GALLERY) предложила мне сделать выставку плоских работ. Называется она «Рукав ¾». Рукав же бывает короткий, длинный, а бывает — такой. На ней представлены картинки, скульптура — всего одна, причем деревянная. Говорят, народ ходит, это хорошо. Рисую я всю жизнь, приятно, что теперь не только для себя. Недавно были открыты две новые станции метро, к которым я «приложил руку». Горжусь тем, что прицепился к составу художников московского метро.

— Не представляю, что можно ощущать, оказавшись на станции, оформление которой сделано тобой. Сколько станций вы уже оформили?

— Пять. Работать в метро очень интересно. Для меня это стало возможным благодаря Николаю Шумакову — великому архитектору. Мы знакомы три десятилетия, но поработать вместе долго не выходило: только задумаем что-то, но тут будто высшие силы вмешиваются: то кого-то подвинут с кресла на кресло, то преставится какой начальник, после чего раз — и распадается проект. Но потом все сошлось. Для меня работа в метро — это каждый раз определенная загадка. И с «Академической» (Троицкой линии. — «ВМ») было так же. Я ведь делаю уменьшенную в разы версию оформления, а потом она печатается на дюралюминии и стекле. Но как это будет выглядеть в полном размере, в контексте и интерьере — до поры есть тайна великая… Тут путевая стена — 162 метра в длину и пять в высоту. И их — две. Масштаб того, что в понятие «Российская академия наук» входит — представляешь?

— Да, и не понимаю, как это можно охватить

— Вот и я когда подумал, что история Академии начинается со времен Петра Великого, понял, что и десяти музеев не хватит, чтобы это отразить. Долго не складывалась концепция. В итоге я придумал, как будто где-то на чердаках и в подвалах были найдены чьи-то записки, блокноты, эскизы, истертые от времени, а может, и подгоревшие… Записи гениев, которые двигали нашу науку. Как известно, гении — ребята необычные, со странностями. В итоге решили, что на одной путевой стене будет отражена история Российский, а на другой — Советской Академии. Не могу не сказать, пока шла работа, ко мне дважды приезжал президент академии наук Геннадий Яковлевич Красников. Интеллигентнейший человек, очень занятой, он нашел время и по нашей просьбе приехал посмотреть, что получается, корректно сделал ряд важных замечаний, которые, естественно, были учтены. Такое отношение к работе бесценно, а фрагмент путевой стены станции метро «Зил» знакомит пассажиров с историей завода Лихачева.

— Пять станций уже сделано

— Но все равно надо иметь запас предыдущего опыта и определенного нахальства, чтобы заявить — да, я сделаю. А есть у тебя нужный багаж за плечами или нет — всегда вопрос.

— Соревнование с самим собой вам нравится...

— Мне — да. Но есть разные его этапы, которые проходить непросто. Вот, заказ получен. Сначала ты воодушевлен, это обычно происходит до начала или в начале работы, но неизбежно наступает момент, когда ты внутренне дрогнешь, осознав, что задача перед тобой стоит та еще.

— Вы сейчас описали алгоритм нормального творческого процесса ответственного человека. И любому таланту свойственны сомнения и терзания. Самоуверенность прерогатива бездарностей. Разве нет?

— Может быть. Но у меня есть свои принципы. Есть ряд шедевров, которые для меня являются непререкаемыми образцами: Марк Аврелий конный, Ника Самофракийская, Дельфийский возница, Бельведерский торс. Работая, я внутренне опираюсь на них как на некий уровень. Не сравнивая себя, конечно, но тем не менее…

Ночами пашете?

— Ой, нет. Это я раньше, молодым, работал ночью, теперь стоит ночь не поспать — тычусь носом в мольберт.

— А кто скульптору обычно мешает? Например, когда-то вы во время нашего разговора критиковали родственников тех, чьи памятники делали...

— Была недавно одна история, когда вдова человека, которому хотели поставить памятник, чрезмерно активно внедрялась в суть проекта. Все было изысканно вежливо, и так же вежливо я в итоге от этой работы отказался. У меня всегда вопрос: от этого внедрения кто пострадает? Возраст у меня уже солидный. Мои произведения могут нравиться, а могут не нравиться, ктото любит иные стили — нет проблем! Но обратились ко мне, и это был даже не конкурс! И вдруг на последнем этапе началось внедрение… И я сказал: позвольте, но — нет. Вообще я не представляю, как такое может быть. Скажем, обратился я к Манцу (Джакомо Манцу — итальянский скульптор. — «ВМ»), и он, допустим, меня не послал. Если так, то я буду с трепетом ждать, когда он что-то сделает, и приму это без всяких! А тут…

Какие чувства вы испытываете, когда проезжаете мимо своих работ в городе? Сердце трепещет?

— Нет, я лишь пытаюсь смотреть на них и оценивать объективно. Например, достаточно ли лаконичен Достоевский, прочитывается ли концептуально его поза, в форму которой заложена структура натянутого лука, ощущается ли та напряженность, которую я в него вкладывал? Есть шикарный памятник Островскому у Малого театра, сделал его замечательный скульптор Андреев. Но Островский сидит иначе. А Достоевский — вот так сидит, напряженно, пытаясь разобраться, что же такое человек...

— Вас обижает, что его дразнят «геморроем»?

— Нет. Мне многие говорили, что это их любимый памятник. Это важнее.

— А у меня любимый памятник Вахтангову на Арбате. Он потрясающе туда вписался. Без лести: вы подходите к работе нестандартно. А как искать «свой язык»?

— Ну понимаешь, необходимо уметь аналитически, объективно смотреть на свои вещи. Стремиться к поиску своего языка, при этом соблюдая мировые традиции... А про «нестандартное»... Это, скажем так, попытка драматургии. Мне нужно, чтобы она возникла между привычной, навязанной нам жвачкой и неким другим видением. У нас ведь как? Например, если Чехов — то сразу пенсне. По просьбе Виктора Антоновича Садовничего, лет десять назад я сделал Чехова напротив Медицинского научно-образовательного центра МГУ. На мой взгляд, Антон Павлович был удивительной красоты человек! Высоченный, метр девяносто, помоему. Это потом уже случилась чахотка… И всегда нужна драматургия. Но ты права — мне свойственна провокативность. Я всегда своим ученикам (их, кстати, насчитали тут какое-то устрашающее количество!) говорю: начинайте собирать коллекцию своих работ, и чем раньше, тем лучше. Не надо никаких Пикассо и Генри Мура для бедных, в ваших творениях должно светиться пусть поначалу робкое, но именно ваше «я» в мировом искусстве. На качественной живописи можно построить биографию. Но хочется-то, чтобы вдруг образовался какой-нибудь Тулуз-Лотрек или Ричард Линднер! Надо, чтобы издалека было видно, Рукавишников это, условно говоря, или нет. И важно включение то спонтанного, то рационального.

— Вот это объясните, пожалуйста.

— Вдруг ты пишешь или лепишь, а потом включаешь рацио и понимаешь: «Так это Поллак!» Я говорю об умении посмотреть на свое творчество и оценить, не похоже ли оно на кого-то. Ведь бывает, что ты любишь, скажем, Гойю, или Филонова, и непроизвольно «шарашишь» под него. Это может быть этапом, важно, чтобы потом появился, условно, Де Кирико — с его изменением пропорций, рисованием всех без затылков, странной архитектурой... Чтобы возникло то, что по каким-то причинам цепляет.

— Вас Мунк цепляет?

— Меня — нет, но на фоне многого другого… Понимаешь, чтобы оценить того, кто цепляет, надо постараться попасть в ту страну и среду, а главное в то время и тот контекст, в котором творил этот художник.

— У вас на столе нет ни одного предмета в простоте, даже подставки для карандашей сделаны вами. А под потолком висят всякие диковины топоры, пилы, мандолина. Всюду создаете свой мир?

— А в этом есть что-то, согласись. Все рядом: вот — штуки, которые уже не используются, хомут для лошади, например, или конек вон тот.

— Вернемся к ученикам. Как вам современные ребята? И как вам преподается?

— Удивительно контрастное отношение у меня к преподаванию в Суриковском институте. Я стараюсь включать в процесс какую-то импровизацию, чтобы не превратиться в учителя-зануду, который как попугай талдычит одно и то же много лет подряд. Но когда проходит год и мы берем новых учеников, опять видишь эти прекрасные наивные глаза… А хочется-то уже дальше бежать! Но неординарных ребят много. Их легко испортить. Я к каждому стараюсь найти подход, опираясь на индивидуальность, поэтому есть результаты. Они себя начали называть «Школой Рукавишникова». Мне это очень приятно. Забавно, кстати — они приходят спустя годы и признаются: «Александр Иулианович, двадцать лет прошло, и мы только сейчас начали понимать, что вы имели в виду!» Даже немного обидно. Хотя историк Соловьев после лекций спрашивал: «Поняли?» Слышал в ответ: «Ничего не поняли» и резюмировал: «Знали бы вы, какое счастье — ничего не понимать!» Все равно время все вершит. Из кого-то делает философов. Из кого-то — культурных людей.

— Вы философ. Ну и культурный человек

— Да? А я всегда считал себя недоучкой.

— Как говорят, «ржу-ни-могу». Кто же это вам посеял такие комплексы, Александр Иулианович?

— Да просто когда я читаю научные статьи Блока про поэзию, понимаю, что мы — с разных планет. Я и терминов таких не знаю. Или если взять статью Набокова про «Евгения Онегина», где он разбирает все построчно. Там любая фраза — отсыл к каким-то событиям прошлого.

— Да, только истинный недоучка может читать статьи Блока и Набокова! Развеселили вы меня.

— Нет-нет, я не кокетничаю, я двоечник. В школе даже колы получал, потому что в диктанте по 45 ошибок мог сделать. Невнимательный был, писал то «корова», то «кАрова», сидел, рисовал какую-то ерунду на промокашках. Но с появлением гаджетов общество так очевидно деградировало, что это позволило мне стать на общем фоне вполне нормальным (хохочет). Недавно послушал, как какие-то «мисски» отвечают на вопросы, предполагающие наличие интеллекта, и вновь подумал, что ничего не знать — это, наверное, и правда великое счастье.

— Что же вас так потрясло?

— Да спросили у одной красавицы, кто такая Агния Барто, и она ответила вопросом: «Наверное, тоже мамочка?» Правда, когда несколько лет назад обсуждали моего несложившегося Булгакова (Памятник героям «Мастера и Маргариты», выполненный А. И. Рукавишниковым, на Патриарших прудах решили не ставить. — «ВМ»), один товарищ из худсовета аккуратно уточнил у меня: «А этот Иш… Еш... Иешуа — это кто?» И это человек, который обсуждал мой эскиз! Эх. Живешь вот в таком мире… А он даже не жестокий, он — дурацкий.

— И комментировать не хочется! То развеселили, то расстроилиА ведь у вас такой юбилей классный. Хотя отвлекла я вас надолго, и это, наверное, раздражает. Вы ведь работаете каждый день?

— Сегодня не работал, были всякие переговоры. Но они нужны, это пустые разговоры меня утомляют. Только я не хочу, чтобы прозвучало как-то так: «Ах, я сегодня не работал, кошмар…» Работа… Она напоминает рыбную ловлю. В ней есть вынужденная медитация. Когда ты отключаешь телефон, к тебе никто не лезет и ты превращаешься просто в самого себя.

— Любите вызовы? Самому себе?

— Очень хочется, чтобы меня правильно поняли, ты — в том числе. Под юбилей спрашивают всегда про судьбу, итоги… Так счастливая ли у меня судьба? Думаю, ничего так... Особенно когда время было попроще: лауреат Премии Ленинского комсомола, молодой скульптор, мастер карате… Но если художник — настоящий, он должен меняться. Если научился лепить Пушкина и лепишь его всю жизнь то так, то эдак, этого мало. Я меняюсь, понимая это. И не хочется Бога гневить, ведь все хорошо, и жив пока. Но честно: а такой бы я судьбы хотел, таких возможностей творчества и заказов? Нет. Вахтангов — хороша тема? Да! Но параллельно мне бы хотелось сделать для современных городов и Москвы что-то такое, чтобы они приравнивались к одной из культурных столиц мира. Пока не встречаю понимания…

— Нам далеко до этих «культурных столиц»?

— Если быть объективным и честным, то в Лондоне, где полно шедевров, встречается и такое г… но, которого у нас не найти. Но в Чикаго на Дейли-Плаза стоит скульптура Пабло Пикассо без названия, такая штуковина из ржавого металла — метров сорок в высоту… Ты видишь ее и понимаешь: другие задачи у заказывающего! Он все знает: и как непросто будет все это установить, и какие это деньги. Но идет на это! Благодаря Нелли Аликперовой и братьям Федун мне удалось сделать работу, о которой я мечтал — «Спартака». Надеюсь, он — это своего рода шаг вперед... Скажем так, в сторону вытаскивания нашей скульптуры в правильное культурное пространство.

— Уровень культуры должен быть особенным...

— Как говорится, у нас — кураж, а у них — драйв. Повторюсь: масштабного заказа пока нет, никто не просит сделать какую-то стометровую штуку возле условного Шереметьева. У нас объективно есть сильные, выдающиеся архитекторы — тот же Шумаков, Андрей Боков, Александр Скоков. И вот уже появляются красивые дома. Недавно я установил доску боксеру Попенченко, он в МВТУ имени Баумана создавал спортивный факультет. Новый кластер МВТУ произвел впечатление! И хочется, чтобы что-то такое же происходило бы в скульптуре.

— А судьи кто?

— Это проблема… Правда в том, что в России сейчас ставится немало памятников, делаются попытки зафиксировать то, се, пятое, десятое, а качество… Не очень. А священная пустота иногда лучше засорения психосферы родины плохими памятниками. Ребенок же мимо них в школу ходит и начинает думать, что это и есть скульптура.

— Понимаю, цеховая этика не позволит вам тут высказаться «на все сто»... И в оценке творчества всегда много вкусовщины. Но есть какие-то вещи, которые не могут не раздражать. Человек с автоматом посреди Садового кольца на мой взгляд ужасен. Но стоит же

— Все относительно. Соображения обывателей иногда лучше не слышать. И еще Пушкин и Салтыков-Щедрин язвительно писали о критиках своего времени. И Врубеля долго никто в упор не видел. Ну а я кто — Бог, чтобы оценивать? Подожди, пройдет лет сто, и мы не знаем, что будет цениться тогда. Может, именно он!

— Вы и правда философ. Все, отстаю, последний вопрос: ваш незакрытый гештальт?

— Ну, загнула… Мне жаль, что забыли про памятник Сергию Радонежскому. Я выиграл конкурс бог весть сколько лет тому назад. Планировали ставить у храма его имени, но… пока тишина.

ДОСЬЕ

Александр Рукавишников родился в Москве, ныне — действительный член Российской академии художеств, профессор. Мастер монументальных и станковых композиций, скульптурных портретов. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и кавалер множества наград. В том числе ордена «Знак Почета», ордена Почета, ордена Звезды Италии, Сретенского ордена I степени (Сербия), ордена Александра Невского, Серебряной медали Французской академии искусств за скульптуру «Джон Леннон» и многих других.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.