Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Музей на троих

Общество
Владимир Цукерман в одной из комнат своей квартиры-музея, где экспонатам давно тесно
Владимир Цукерман в одной из комнат своей квартиры-музея, где экспонатам давно тесно / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

18 октября 1961 года в фильме «Пес Барбос и необычный кросс» на киноэкране впервые появилась знаменитая троица — Вицин, Моргунов и Никулин. Совершенно разные артисты, соединившись, превратились в уникальное по яркости трио.

Собираясь на экскурсию в самый, наверное, странный музей нашего города, «Музей трех актеров», я знала, что он посвящен Вицину, Моргунову и Никулину. Но, покидая его через несколько часов, со щемящим чувством размышляла, что это и музей феноменальной верности своим кумирам. В этом году музею исполнилось 60 лет. Его создатель — артист эстрады и цирка Владимир Исаакович Цукерман — заложил его основы, когда был еще школьником. За время длинной экскурсии по квартире, где каждый квадратный сантиметр посвящен памяти о его кумирах, я не раз задумывалась — а не безумие ли это? Потом поняла — да нет. Просто в нашем прагматичном мире мы редко сталкиваемся с такой неистовой верой в собственное предназначение, с такой головокружительной любовью и верностью кумирам. И если есть в этом безуминка, то она, скорее, позитивна. Если бы с таким рвением сохранялась память и о других наших артистах, не случались бы истории полного забвения бывших звезд…

Вовке Цукерману было всего восемь, когда он понял, что собирательство марок и значков ему наскучило, и он их бросил. Но увлечение артистами, которое случается у многих мальчишек-девчонок, как-то… не бросалось. В итоге за 60 лет он собрал порядка 50 000 экспонатов, так или иначе связанных с именами «троицы», и сегодня в Музей приходят люди, которые интересуются их историями, кино и театром («Вицин отработал в Театре Ермоловой 35 лет и был гением, если что…» — замечает как бы между прочим словоохотливый хозяин). А отзывы на посещение музея тут собраны в 21 книге (столько их накопилось с 1979 года).

После школы Володя пошел на месяцок-другой поработать в Библиотеку Ленина — старшим библиотекарем. На 65 рублей в месяц, между прочим, с вычетом — 63 рубля 50 копеек. Получив первую зарплату, купил за 40 рублей экспонат для своего музея — набранную из разных пород дерева картину. Родители-инженеры, увидев сына с приобретением, развели руками: «А что ты будешь кушать месяц?! Вот и жуй эту свою деревяшку!» Но, правда, на утро пожарили ему яичницу…

Эта квартира — копи царя Цукермана. Картины, поделки, сувениры, документы, «Смена», «Советский экран», фото, плакаты…

— Никулин ушел из цирка в 60, прислушавшись к совету Утесова: лучше уйти на год раньше, чем на день позже, — улыбается Владимир. — Седым клоуном он быть не хотел.

Снимки с гастролей и съемок — щемящие. Какие же все молодые…

— Сейчас под «Кавказскую пленницу» и корпоративы проходят, и свадьбы. А вот, смотрите, маски, для такого случая подходящие. Это основатель школы карате Владимир Рыбкин сделал мне тройку… Догадайтесь, из чего?

Перебираю самые экзотические варианты ответа.

— Из зубной челюсти! — восклицает Владимир.

Почему-то вспоминаю в этот момент, как Георгий Вицин бесчувственно поникал в руках Никулина и Моргунова. Мне, правда, так не упасть — подхватить некому. Надо собраться. А что тут? Маски. Опилки московского цирка, никулинские ботинки… Потрясающий портрет Никулина.

— Это фото Льва Шерстенникова, друга Никулина, и мы дружим, — перехватив мой взгляд, комментирует Владимир Исаакович.

Голова идет кругом, но это факт: он помнит все даты. Экскурсия продолжается.

— Календарь, Карандаш, а это — Попов. А это художник Сергей Савчук сделал портреты «троицы» из спичек, 4071 штука в каждом — можете посчитать.

Действительно — произведение искусства. При движении глаз влево-вправо «спичечные» портреты на микромиг оживают — возникает какое-то движение у глаз, меняется мимика…

— Гжель. Если шапку Моргунова вытащить, туда можно залить ваш любимый напиток, — показывает очередное творение Владимир Исаакович. — Конечно, я про сок, минералку и квас.

Никулин впервые появился в музее собственного имени со сломанной рукой. Тут отражен и этот факт.

— В 1969 году он щеголял с перевязью в «Бриллиантовой руке», а десять лет спустя, в 1979 году, в Челябинске упал в оркестровую яму и сломал руку по-настоящему,— рассказывает Цукерман. — Он шел на перевязку, а за ним бежала детвора, крича: «Ура-а-а! Вторая серия!»

Движемся дальше.

— Мой друг Анатолий Сергиенко начал рисовать после того, как второй раз выпал с десятого этажа, — сохраняя непроницаемый вид, рассказывает Цукерман. — Но потом он упал просто на ровном месте и поломался всерьез… Судьба! Но вот какую нарисовал картину. Тут все похожи на себя, кроме Никулина, а он — вылитый первый секретарь Днепродзержинского обкома партии. А тут удостоверения, еще фото, Вицин — гипс под бронзу. Никулин, кстати, все, что ему дарили, отдавал мне. Оцените криминальные карты! А это — Вицину от учащихся ПТУ № 6 как самому непьющему, это Никулин с женой, а это — с проституткой, как обычно…

Испуганно выглядываю из-за плеча Цукермана. Тьфу ты, шутник… Ну конечно, это с актрисой Викторией Островской...

А от этого портрета углем глаз не отвести. Живой Никулин — уставший, мудрый, чуть грустный.

…Трех актеров изображали маститые художники и дети. Среди огромного количества картин есть подлинные шедевры. Часть экспонатов Владимиру Цукерману дарили, но чаще заводили глаза за орбиты: «Ах, музей! Извольте раскошелиться…» — Из четырех школ меня выгоняли за бездарность: ничего не подарил учительнице, — вспоминает Цукерман «этапы большого пути», меряя шагами знакомый ему до миллиметра мир. — Ничего страшного, не впечатляйтесь. Лучше проходите вперед, там еще балкон!

…За каждым экспонатом тут спрятана своя история, их Владимир Цукерман знает наизусть. «Тройку» прославляли по-разному: делали с изображением их фигурок часы и ручки шампуров, чашки, тарелки, бутылки, футболки — все, что только можно вообразить. Впрочем, «география» музея куда шире — она рассказывает и о «тройке», и в отдельности о каждом из них.

— Я никогда, ни разу не был в интернете, не пользуюсь сотовым телефоном и не выпил и ста граммов спиртного, — говорит Цукерман. — Мое удовольствие — тут.

Другие стимулы не нужны.

Сотни фамилий и имен, даты — Цукерман будто жонглирует ими. Годы жизни бегут, они все тут, на ленте времени...

— Иногда у меня спрашивают: а что, вы тут живете? Я отвечаю: «Могу жить у вас!» — смеется Владимир Исаакович, но потом грустнеет. — Я только не понимаю, что со всем этим делать, кому передать? Обращался на «Мосфильм», мне ответили: «Мы собираем только то, что имеет отношение к «Мосфильму». Простите, а это что, не «Мосфильм»?!

Школьником, решив создавать свой музей, Вова Цукерман звонил в редакции газет и журналов.

— Говорил, что я директор школы, мы делаем выставку про трех актеров; вы же не откажете детям в фотографиях? А я к вам мальчиков пришлю. И потом сам приходил с товарищем, и они мне давали фотографии.

Однажды позвонил в «Вечернюю Москву». А там какой-то добрый человек мне сказал, что есть такой журналист — Владимир Шахиджанян, он пишет книгу с Никулиным, и мне дали его телефон. Я ему позвонил, поехал к нему домой, и если бы приехал на час раньше, то застал бы Никулина… Шахиджанян ему обо мне рассказал. И уже после армии, в 1978-м, я дождался Юрия Владимировича у служебного входа цирка, поздоровался и сказал: «Я — Володя». «Цукерман?» — мигом переспросил он. Это было 2 октября 1974 года — в день смерти Шукшина, с которым они снимались.

С Евгением Моргуновым Володя виделся коротко, да говорили по телефону, когда Вове было 12 лет.

— А в 21 год увидел его в ДК ЗИЛ, подошел и спросил: «Не узнаете?» Он посмотрел мрачновато: «Ален Делон»?

Они — повсюду. Вицин в театре — отдельная тема. О нем Владимир Исаакович говорит с придыханием.

— В молодости Вицин играл роли возрастные, а чем становился старше, тем чаще играл более молодых. Он в «Женитьбе Бальзаминова» снимался в 48, а играл 27-летнего Мишу. А помните фильм «Запасной игрок»? Там Вицину — 38 лет! А он сыграл 18-летнего Васю Веснушкина…

…На фото 1958 года фотографа Леонида Бабушкина — все клоуны советского цирка того времени. Братья Ширман, Акрам Юсупов, Владимир Григорьевич Дуров, конферансье, шпрехшталмейстер Юрий Горенко, Марк Соломонович Местечкин, который до Никулина был директором цирка, Карандаш, Векшин и Никулин, рассказывает Владимир Исаакович. Какие лица, какие истории за плечами каждого. Откуда-то всплывает воспоминание: на арене цирка — Векшин и Васильев. Так смешно, что тетка справа от родителей сползает в проход, а по лицу ее текут черные реки туши. Отец смеется над тем, как смеется она, а мама — над тем, как смеется он. Это «заражение» смехом — лучшее, что я видела в жизни.

— А визитки, кстати, имели только Никулин и Моргунов, — прерывает мои размышления Цукерман. — Никулин занимал миллион должностей. А вот — визитка Моргунова: «Моргунов Евгений Александрович, умственный инвалид»… Он их сделал и дарил. А Вицин был и скульптор, и художник. Вот тут — видите? — нарисовал свою рожицу.

Длину пленок, что хранятся тут в бобинах, не измерить. От некоторых раритетов замирает сердце. Вот худющий Моргунов на студенческом билете 1943 года. А эта скромная лопатка прошла с Никулиным две войны — зимнюю финскую и Великую Отечественную. Сколько же всего она повидала...

— Вицин занимался йогой, стоял на голове и играл по 20 спектаклей в месяц, — любовно поправляет фото Владимир Исаакович.

Он собирал свой музей много лет и продолжает пополнять коллекцию и сейчас, как говорит — ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

— Скажи мне, что какой-то раритет с Моргуновым обнаружен во Владивостоке — полечу туда! Кстати, как-то ко мне приехали на экскурсию дамы из «Долголетия». Одна спрашивает: «Скажите, Владимир, как же это у вас, с такой-то фамилией, нет денег?» — он еле сдерживает смех. — И я обвел руками вокруг: «Все — тут!»

...Первое открытие музея состоялось в 1979-м, после знакомства с Никулиным. Троица была несколько смущена непреложным фактом: иметь музей при собственной жизни? Такой чести никто не удостаивался! Да и нескромно это как-то, не по-советски! Кстати, когда Юрий Владимирович нанес в музей первый визит, в анналах его истории остался комический эпизод. В тогда молодом еще районе Коптево были два «пивняка». Увидев Никулина, кто-то из мужиков-завсегдатаев охнул: «Во я допился — Никулин мерещится. А я махнул всего две кружки!» «Да, две, но до того — стакан водочки принял!» — напомнил кто-то…

А второй раз музей открывали в 1993-м в клубе кинолюбителей в районе Октябрьского поля. Приехал Гайдай, уговорили прибыть даже пофигиста Вицина.

— А потом уже стенды мне там побили, поломали все, — вспоминает Владимир Исаакович. И эта история научила его держать крылья над музеем открытыми…

…Тут можно узнать, как Никулин, прочитав в 1946 году вслед за отцом «Вечернюю Москву», сделал главный свой жизненный выбор — пошел в студию клоунады. Тут безмерно талантливого Вицина можно рассмотреть во всех его театральных ролях, а также отследить, как рос как актер тонкий и светлый человек Евгений Моргунов.

— Только кому все это надо — я не знаю! — руки Владимира Исааковича падают, но без театральщины. — Все, что хранится у меня в фотоальбомах, по всем шкафам — этого на 50 комнат таких хватит. Но приехал человек какой-то из музея кино и говорит: «У вас тут много ширпотреба!» И я задохнулся. Тут есть и детские работы, но есть — творения народных художников, например…

Уходя, ловлю взгляд с одного из портретов, и не один — три. Тихонько машу им рукой на прощание. Вернусь к главному: да, если бы так хранили память обо всех, забытых звезд не было бы. А значит, меньше было бы и боли...

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.