Новые панки без вредных привычек: как сегодня живут в столице представители субкультуры
25 октября во всем мире отметили День панка. Эта субкультура в России в наши дни переживает новый виток популярности. «Вечерняя Москва» узнала, как сегодня живут московские панки.
Представительнице московского фан-клуба группы «Король и Шут» Ирине Михайловской — 27 лет. На стройной девушке с растрепанными волосами — футболка с изображением любимой группы, кожаная куртка, массивные ботинки, самодельные украшения.
— Русскоязычный панк я впервые услышала в восемь лет. Конечно же, это были «Король и Шут», — рассказывает «Вечерней Москве» Ирина. — Осознанно к «КиШу» и вообще к панку я вернулась чуть позже, лет в 13, но с тех пор эта музыка так или иначе сопровождает меня по жизни. Сначала это были в основном русскоязычные группы, те же «Король и Шут», «План Ломоносова», Lumen, «Бригадный подряд» и многие другие. А вот знаменитые британские Sex Pistols зацепили меня эстетикой. Сейчас я и мои подруги в лучших традициях панка самоорганизовались и создаем украшения, брелоки, обвесы, открытки.
Как же живет панк-культура в Москве сейчас?
— Существует стереотип, что панки — это обязательно какие-то маргинальные люди с массой вредных привычек, — говорит Ирина. — На самом деле это совершенно не так. Панковское движение сегодня охватывает абсолютно разных людей. И не обязательно быть с сигаретой и бутылкой пива в руке. Я, например, веду здоровый образ жизни и занимаюсь спортом. Нас объединяют не вредные привычки, а любовь к музыке, желание творить, походы на концерты, квизы.
Но традиции «старой школы» также не исчезли.
— Раньше панки делали сами себе украшения, создавали образы. Не было возможности купить что-то тематическое. Сейчас же некоторые атрибуты доступны, но все равно многие мастерят сами. Используем булавки, декоративные черепа. Кто-то куртки себе расписывает. Кроме того, сохранились традиции слэма и пого (энергичные прыжки, танцы, столкновения на концертах. — «ВМ»). Также никуда не делись ирокезы и прически с «шипами». Собираемся у Стены Цоя на Арбате. В 2000-е годы в интернете были тематические форумы, а теперь общение перешло в телеграм-каналы, — рассказала Ирина.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Япрынцев, солист рок-группы «СГ», племянник лидера «Сектора Газа» Юрия Хоя:
— На панк-концерты приходят люди разных возрастов. Мы видели даже дедушек. Панк-культура дает возможность почувствовать дух свободы. При этом я, например, в жизни не могу назвать себя панком. Это образ. И Хоя сложно было назвать панком в обычной жизни. Но концерты дают возможность проявить себя.
ИСТОРИЯ
Панк зародился в 1970-х годах в Великобритании в ответ на социальное неравенство и консервативные устои общества. В СССР панк появился в 1980-х, вместе с записями запрещенных западных групп, которые нелегально ввозили в страну. Как и на родине, субкультура стала ответом на консервативные устои и ограничение свобод. Начали появляться отечественные панк-коллективы: «Автоматические удовлетворители», «Гражданская оборона». Их деятельность пресекали, но они продолжали давать подпольные концерты.
В Москве панки собирались в переходе у станции метро «Арбатская» и на Арбате. Образы собирались из подручных материалов, в ход шло все: булавки, пивные крышки, лезвия. В 1990-е панков перестали преследовать. Но отдельные субкультуры («любера» и их последователи) вступали с ними в драки. 1980–1990-е подарили два культовых коллектива: «Король и Шут» и «Сектор Газа». В 2000-е популярными стали другие субкультуры, но панки никуда не делись. Они продолжали собираться на концертах, квартирниках. В 2023 году, с выходом российского сериала «Король и Шут», субкультура пережила настоящее перерождение. Бывалые панки «тряхнули стариной», а еще появилось много новых последователей.
ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
Не только панк переживает новый виток популярности. «Вечерняя Москва» собрала подборку субкультур, которые трансформировались в современном мире.
Хиппи — гоблинкор
Движение хиппи появилось в США в 1960-х годах. Его представители придерживались пацифизма, поддерживали любовь во всех ее формах и воспевали природу. Они использовали цветы и другие природные элементы как свои талисманы. В наши дни в социальных сетях популярна эстетика гоблинкор — она прославляет аспекты природы, которые многие находят отталкивающими: мох, грязь, растения, грибы, улитки, лягушки.
Эмо — альтушки
Нулевые годы в России — золотое время для субкультуры эмо. Атрибуты: косые челки, черно-розовая цветовая гамма, эмблемы черепа с костями, а также сентиментальное настроение и проявление чувств напоказ. Сейчас похожие элементы присутствуют в движении «альтушек», которое появилось в социальных сетях в 2020-х годах. Представители обеих этих субкультур не сливаются с толпой, а стремятся воспеть свою индивидуальность и эмоциональность.
Готы — софт-готы
Для готической субкультуры характерны мрачный образ, интерес к готической музыке, мистике, черному юмору, фильмам и литературе ужасов. Двадцать-пятнадцать лет назад готы носили все черное, красили волосы в черный, таким же цветом выделяли губы и глаза. Из-за чего сталкивались со множеством проблем. В наши дни получила распространение эстетика софт-готики. Эта тенденция объединяет мир готики с миром романтики. Черные элементы могут сочетаться с нежными кружевами или фасонами, образуя причудливый микс. Эта культура менее радикальна, но дает заявить о себе.