Цена подвига: в Театре Российской армии прошла премьера мюзикла «Святая Анна»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ Театре Российской армии состоялась премьера музыкального спектакля «Святая Анна». В основе этого масштабного романтического мюзикла — одна из самых загадочных страниц освоения Арктики. Это экспедиция капитана Георгия Брусилова и штурмана Валериана Альбанова на шхуне «Святая Анна» накануне Первой мировой войны в 1912–1914 годах, целью которой было открытие Северного морского пути.
Истории о полярных экспедициях неслучайно вдохновляют уже несколько поколений творцов («Два капитана», «Красная палатка», «Норд-Ост» и так далее). Что важно — в них предстает не только цена открытий новых земель, жизнь и смерть, но и сила любви, способной ждать, когда не ждет уже никто. А огромная сцена Театра Российской армии, как никакая другая, подходит для этой масштабной трагической истории любви на фоне героического подвига людей.
— Подвиг людей, видевших целью своей жизни служение России, — самая насущная сегодня тема для театра, — говорит режиссер спектакля Юрий Александров. — Поэтому меня так привлекла «Святая Анна» — высокий поэтический сюжет о любви, бесстрашии и подвиге. Для меня особенно ценно, что большая сцена Театра Армии дает ему объем и воздух, а музыка Максима Дунаевского — глубокое наполнение, красоту и смысл.
Спектакль идет в сопровождении симфонического оркестра (дирижер Константин Петрович). Автор пьесы Иван Гут и авторы либретто — Михаил Бертенев и Елена Исаева — выстраивают сложную драматическую конструкцию: на фоне суровой арктической стихии разворачивается любовный треугольник между капитаном Брусиловым (Максим Заусалин), его невестой Ерминией Жданко (Наталия Быстрова) и штурманом Валерианом Альбановым (Дмитрий Ермак). Через личные судьбы героев поднимаются универсальные вопросы: что важнее — долг или любовь, как сохранить человеческий облик в суровых условиях и где проходит граница между благородством и слабостью.
Александров считает, что покорение Северного морского пути — сегодня самая актуальная идея для спектакля:
— Об этом говорят по телевидению и радио. И это правильно: мы северная страна. И хотя по нашему трагическому сюжету много людей гибнет, я постарался сделать красивый переход, напоминающий нам, что физическая смерть — ничто. А вот духовная смерть — это страшно.
Сценография и визуальное решение спектакля поражают своей оригинальностью и масштабом. Так, мы видим детально воссозданную палубу корабля (причем на ней, наклоненной под углом, танцует балет). Ледяные просторы оживают благодаря компьютерной графике. Элегантные светские пары кружатся в вальсе роскошных балов. Снежные бури поднимаются до колосников и будто проникают в зрительный зал. Особое внимание уделено историческому антуражу: костюмы, реквизит (оружие, подзорные трубы, сани) выполнены с документальной точностью. Эффект присутствия усиливают звуковые решения — треск ломающегося льда, шум ветра, выстрелы.
Но главное здесь, конечно, музыка. Музыкальное оформление Максима Дунаевского, который признался, что считает этот мюзикл своим лучшим произведением, становится самостоятельным драматургическим элементом. Живой оркестр и хоровое исполнение более 50 артистов создают эффект полного погружения. Особенно выделяются вокальные партии Дмитрия Ермака — у него сильный, эмоционально насыщенный тембр. У Натальи Быстровой — нежный, лирический вокал, у Максима Заусалина — глубокий, драматичный голос. Кстати, Наталья и Дмитрий — супруги в жизни, что придает действию особое очарование. Вокал здесь не просто иллюстрирует действие, но раскрывает психологию персонажей, их внутренние конфликты.
Это масштабное, многоплановое зрелище, которое смело соединяет историческую достоверность, романтическую линию и мощное музыкальное сопровождение. Каждая песня, похоже, станет хитом — и «Баба на борту», и «Налево-направо», и до боли знакомый «Вынул ножик из кармана» и многие другие.
Опытный режиссер умело балансирует между эпичностью и интимностью. Ключевые приемы у него структурируют все действие. Это кольцевая композиция (начало и финал перекликаются, подчеркивая необратимость судьбы — мы видим умирающего от тифа Альбанова на вокзальной скамейке в 1918 году). Символически взлетают в мирной жизни живые белые голуби как образ свободы и безмятежности. Так же символически появляется в дыре над сценой медведь как угроза извне (это уже чучело, конечно). Авторы сталкивают на контрасте два мира, например, сцены бала и бунт матросов на корабле. Последний особо символичен незадолго до 1917 года.
Спектакль вызывает особенно теплое чувство патриотизма, гордости за страну именно своей исторической достоверностью, уважением к реальным событиям и персонажам. А синтез жанров — сочетание драмы, мюзикла и документальной хроники — добавляет острый художественный эффект. Причем необходимо отметить высокое техническое совершенство всей постановки: сценография, свет и звук работают как единый механизм.
Чрезвычайно убедительна актерская игра — без «пережима» даже в массовых сценах. Артисты работают как единый ансамбль. Об этом кстати, говорит и сам Юрий Александров, в шутку называющий себя «вампиром»:
— Наши артисты — молодые красивые ребята. Они «питаются» моей кровью, моим опытом. А я — их энергией. И мы полюбили друг друга. Я очень ревностно отношусь к каждому из артистов. Они как мои дети. Ведь в театре главный человек — артист, а никакой не режиссер или дирижер. Никто не спасет спектакль, если нет артиста, если у них не горят глаза, если они не рвутся в эту адскую работу. Им же надо было круглые сутки петь! И совсем недавно театр вдруг реально запел. А пение — это совсем другое творческое существование. Когда у артиста душа поет, когда тело поет, то это почти балет.
И когда появилось это состояние, труппа превратилась в ансамбль.
— Меня очень тронула, буквально заразила эта высокоэмоциональная и во многом трагическая, но и светлая история, — добавляет композитор Максим Дунаевский, автор музыки к 75 фильмам и спектаклям. — Тем более можно было поставить спектакль с участием живого симфонического оркестра, что важно для мюзикла как жанра ставшего популярным, всенародным, в отличие от элитарной оперы. И наша «Святая Анна», надеюсь, тоже пойдет в широкие массы.
Похоже, так и будет. Многие песни мюзикла, работа над которым длилась шесть лет, так и просятся в шлягеры. Овации на премьере длились 16 минут, артистов завалили цветами и подарками, а придирчивые критики забыли свои претензии. Хотя кому-то, возможно, и показалось, что музыкальных номеров было больше, чем динамики действия. Кто-то нуждался в расшифровке исторических деталей — ведь не все знакомы с реальной подоплекой сюжета. Наконец, дым со сцены не всем пришелся по душе.
Но событие, которое готовилось полгода, состоялось с триумфом. И цены на билеты уже взлетели до заоблачных 45 тысяч. Потому что «Святая Анна» — редкий, дорогой продукт. Это не просто мюзикл, а масштабное театральное полотно, где арктическая экспедиция стала метафорой человеческого испытания. Спектакль смелый, эмоционально и музыкально насыщенный, который заставляет задуматься о цене подвига, силе любви и хрупкости жизни. И главное — оставляющий долгое послевкусие.
А в Московском Губернском театре прошла премьера мюзикла Сергея Жукова. «Ты у меня одна» — театральный дебют известного певца, солиста группы «Руки Вверх!», отца пятерых детей. Он же выступил как автор идеи, композитор и артист спектакля (Сергей появляется во втором действии в роли известного артиста, поющего в прифронтовом госпитале для раненых бойцов). Есть у него и личная причина взяться за столь трудную тему: оба деда Жукова прошли всю Великую Отечественную. Подробнее о премьере — в материале «Вечерней Москвы».