Главное
Истории
Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Сумерки

Сумерки

Шекспир

Шекспир

Цена подвига: в Театре Российской армии прошла премьера мюзикла «Святая Анна»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Мюзикл «Святая Анна» в Театре Российской армии: сюжет, артисты, премьера
Фото: Пресс служба Театра Армии

В Театре Российской армии состоялась премьера музыкального спектакля «Святая Анна». В основе этого масштабного романтического мюзикла — одна из самых загадочных страниц освоения Арктики. Это экспедиция капитана Георгия Брусилова и штурмана Валериана Альбанова на шхуне «Святая Анна» накануне Первой мировой войны в 1912–1914 годах, целью которой было открытие Северного морского пути.

Мюзикл «Святая Анна» в Театре Российской армии: сюжет, артисты, премьера Фото: Пресс служба Театра Армии

Истории о полярных экспедициях неслучайно вдохновляют уже несколько поколений творцов («Два капитана», «Красная палатка», «Норд-Ост» и так далее). Что важно — в них предстает не только цена открытий новых земель, жизнь и смерть, но и сила любви, способной ждать, когда не ждет уже никто. А огромная сцена Театра Российской армии, как никакая другая, подходит для этой масштабной трагической истории любви на фоне героического подвига людей.

— Подвиг людей, видевших целью своей жизни служение России, — самая насущная сегодня тема для театра, — говорит режиссер спектакля Юрий Александров. — Поэтому меня так привлекла «Святая Анна» — высокий поэтический сюжет о любви, бесстрашии и подвиге. Для меня особенно ценно, что большая сцена Театра Армии дает ему объем и воздух, а музыка Максима Дунаевского — глубокое наполнение, красоту и смысл.

Спектакль идет в сопровождении симфонического оркестра (дирижер Константин Петрович). Автор пьесы Иван Гут и авторы либретто — Михаил Бертенев и Елена Исаева — выстраивают сложную драматическую конструкцию: на фоне суровой арктической стихии разворачивается любовный треугольник между капитаном Брусиловым (Максим Заусалин), его невестой Ерминией Жданко (Наталия Быстрова) и штурманом Валерианом Альбановым (Дмитрий Ермак). Через личные судьбы героев поднимаются универсальные вопросы: что важнее — долг или любовь, как сохранить человеческий облик в суровых условиях и где проходит граница между благородством и слабостью.

Александров считает, что покорение Северного морского пути — сегодня самая актуальная идея для спектакля:

— Об этом говорят по телевидению и радио. И это правильно: мы северная страна. И хотя по нашему трагическому сюжету много людей гибнет, я постарался сделать красивый переход, напоминающий нам, что физическая смерть — ничто. А вот духовная смерть — это страшно.

Мюзикл «Святая Анна» в Театре Российской армии: сюжет, артисты, премьера Фото: Пресс служба Театра Армии

Сценография и визуальное решение спектакля поражают своей оригинальностью и масштабом. Так, мы видим детально воссозданную палубу корабля (причем на ней, наклоненной под углом, танцует балет). Ледяные просторы оживают благодаря компьютерной графике. Элегантные светские пары кружатся в вальсе роскошных балов. Снежные бури поднимаются до колосников и будто проникают в зрительный зал. Особое внимание уделено историческому антуражу: костюмы, реквизит (оружие, подзорные трубы, сани) выполнены с документальной точностью. Эффект присутствия усиливают звуковые решения — треск ломающегося льда, шум ветра, выстрелы.

Но главное здесь, конечно, музыка. Музыкальное оформление Максима Дунаевского, который признался, что считает этот мюзикл своим лучшим произведением, становится самостоятельным драматургическим элементом. Живой оркестр и хоровое исполнение более 50 артистов создают эффект полного погружения. Особенно выделяются вокальные партии Дмитрия Ермака — у него сильный, эмоционально насыщенный тембр. У Натальи Быстровой — нежный, лирический вокал, у Максима Заусалина — глубокий, драматичный голос. Кстати, Наталья и Дмитрий — супруги в жизни, что придает действию особое очарование. Вокал здесь не просто иллюстрирует действие, но раскрывает психологию персонажей, их внутренние конфликты.

Это масштабное, многоплановое зрелище, которое смело соединяет историческую достоверность, романтическую линию и мощное музыкальное сопровождение. Каждая песня, похоже, станет хитом — и «Баба на борту», и «Налево-направо», и до боли знакомый «Вынул ножик из кармана» и многие другие.

Опытный режиссер умело балансирует между эпичностью и интимностью. Ключевые приемы у него структурируют все действие. Это кольцевая композиция (начало и финал перекликаются, подчеркивая необратимость судьбы — мы видим умирающего от тифа Альбанова на вокзальной скамейке в 1918 году). Символически взлетают в мирной жизни живые белые голуби как образ свободы и безмятежности. Так же символически появляется в дыре над сценой медведь как угроза извне (это уже чучело, конечно). Авторы сталкивают на контрасте два мира, например, сцены бала и бунт матросов на корабле. Последний особо символичен незадолго до 1917 года.

Спектакль вызывает особенно теплое чувство патриотизма, гордости за страну именно своей исторической достоверностью, уважением к реальным событиям и персонажам. А синтез жанров — сочетание драмы, мюзикла и документальной хроники — добавляет острый художественный эффект. Причем необходимо отметить высокое техническое совершенство всей постановки: сценография, свет и звук работают как единый механизм.

Чрезвычайно убедительна актерская игра — без «пережима» даже в массовых сценах. Артисты работают как единый ансамбль. Об этом кстати, говорит и сам Юрий Александров, в шутку называющий себя «вампиром»:

— Наши артисты — молодые красивые ребята. Они «питаются» моей кровью, моим опытом. А я — их энергией. И мы полюбили друг друга. Я очень ревностно отношусь к каждому из артистов. Они как мои дети. Ведь в театре главный человек — артист, а никакой не режиссер или дирижер. Никто не спасет спектакль, если нет артиста, если у них не горят глаза, если они не рвутся в эту адскую работу. Им же надо было круглые сутки петь! И совсем недавно театр вдруг реально запел. А пение — это совсем другое творческое существование. Когда у артиста душа поет, когда тело поет, то это почти балет.

И когда появилось это состояние, труппа превратилась в ансамбль.

— Меня очень тронула, буквально заразила эта высокоэмоциональная и во многом трагическая, но и светлая история, — добавляет композитор Максим Дунаевский, автор музыки к 75 фильмам и спектаклям. — Тем более можно было поставить спектакль с участием живого симфонического оркестра, что важно для мюзикла как жанра ставшего популярным, всенародным, в отличие от элитарной оперы. И наша «Святая Анна», надеюсь, тоже пойдет в широкие массы.

Похоже, так и будет. Многие песни мюзикла, работа над которым длилась шесть лет, так и просятся в шлягеры. Овации на премьере длились 16 минут, артистов завалили цветами и подарками, а придирчивые критики забыли свои претензии. Хотя кому-то, возможно, и показалось, что музыкальных номеров было больше, чем динамики действия. Кто-то нуждался в расшифровке исторических деталей — ведь не все знакомы с реальной подоплекой сюжета. Наконец, дым со сцены не всем пришелся по душе.

Но событие, которое готовилось полгода, состоялось с триумфом. И цены на билеты уже взлетели до заоблачных 45 тысяч. Потому что «Святая Анна» — редкий, дорогой продукт. Это не просто мюзикл, а масштабное театральное полотно, где арктическая экспедиция стала метафорой человеческого испытания. Спектакль смелый, эмоционально и музыкально насыщенный, который заставляет задуматься о цене подвига, силе любви и хрупкости жизни. И главное — оставляющий долгое послевкусие.

А в Московском Губернском театре прошла премьера мюзикла Сергея Жукова. «Ты у меня одна» — театральный дебют известного певца, солиста группы «Руки Вверх!», отца пятерых детей. Он же выступил как автор идеи, композитор и артист спектакля (Сергей появляется во втором действии в роли известного артиста, поющего в прифронтовом госпитале для раненых бойцов). Есть у него и личная причина взяться за столь трудную тему: оба деда Жукова прошли всю Великую Отечественную. Подробнее о премьере — в материале «Вечерней Москвы».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.