Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Андрей Житинкин: Я всех на репетиции называю «ребятишками», как бы уравнивая...

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Режиссер Андрей Житинкин во время предпремьерного прогона своего спектакля «Пиковая дама» по повести А. С. Пушкина в Малом театре
Режиссер Андрей Житинкин во время предпремьерного прогона своего спектакля «Пиковая дама» по повести А. С. Пушкина в Малом театре / Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

18 ноября отмечает день рождения один из самых ярких и необычных режиссеров, народный артист России Андрей Житинкин. На его спектакли билеты всегда начинают спрашивать от метро. Доброжелательный, всегда откликающийся на просьбы что-то прокомментировать, он много лет входит в топ лучших постановщиков и не устает искать новые творческие «коды». Мы поговорили с ним перед юбилеем — конечно же, о театре!

С Андреем Альбертовичем мы знакомы много лет, и, пользуясь случаем, я решила наконец спросить о том, о чем мечтала. Мне реально было интересно: творческая среда в основном токсична, так как ему удается сохранять доброжелательность, удается находить подход к самым капризным артистам, да еще и ставить с ними спектакли, о которых говорят годами.

— Вы не говорите о других гадости, не брызжете ядом. Это свойство характера или принцип?

— Надо же, меня об этом никогда не спрашивали… Я никогда никого не осуждаю. Наверное, все это идет из детства. У меня была прелестная бабушка, Аполлинария Андреевна, истинная интеллигентка. Родители, ученые-химики, вечно ездили по командировкам, и я часто оставался с ней. И что бы я ни сделал, не слышал от нее ни слова осуждения. Даже когда отправил в космос кошку.

— Только хотела сказать: «Вы же не были хулиганом», и тут… Что вы сделали с животным?!

— У нас была люстра с плафонами, смотрящими вверх. Туда я кошку и посадил. Бабушка чуть с ума не сошла: кошка орала, но непонятно, откуда, а бабушка в отчаянии звала ее, пока я не сказал, где она. Бабушка сняла ее сама, для чего залезла на стульчик. Прижимая кошку к себе, она спросила, зачем я это сделал. Я объяснил, что она никогда не видела мир с верхней точки, и мне показалось, что это будет ей интересно. Помню, бабушка долго смотрела на меня, а потом задумчиво сказала, что ждала любого ответа, но не такого. А на одном из семейных праздников она вспомнила, как однажды я, совсем маленький, наверное, чуть замученный ее любовью, вдруг послал ее: «Ба, а иди-ка ты!..» Она, человек светлый и чистый, переспросила: «Куда, внучек, идти?» И я ответил: «А на… солнышко!» Этот скачок мысли ее потряс, и она просила родителей: вы только его не трогайте.

Надо сказать, что дома у меня была полная вольница, никаких запретов, и читать я мог все, до чего дотягивалась детская ручка. Так что мне кажется, что моя толерантность — от всего этого, от родителей, бабушки, оттого, что я был свободен, не слышал громкого слова, не получал затрещин. Даже когда я собрался поступать в театральный, они не возражали, хотя сколько существует историй, когда ребенка, избравшего другой путь, пытаются ломать… Кстати, в аттестате при этом у меня четверка по поведению. Потому что я иногда убегал в библиотеку, у меня там на самой верхней пустой полке была подушка. Я туда залезал и читал. Кстати, почему-то тогда педагоги лучше понимали учеников…

— И в Москву вас спокойно отпустили?

— Абсолютно. Родители сняли мне комнатку на Пречистенке, в коммуналке. Жизнь там меня многому научила. Коммуналка — это мои университеты… Я жил в доме в стиле модерн, напротив президиума Академии художеств; когда-то в нем на шестом этаже жил Есенин. А я жил на третьем. С одной стороны жила мама поэта Эдуарда Асадова Лидия Ивановна. Она, если хотела поговорить со мной, стучала своей палочкой в стенку. Помню, Асадов приезжал к ней; на нем всегда была черная бархатная маска, скрывавшая следы осколочного ранения. Он был полностью слеп и по нашему коридору шел в комнату матери, ориентируясь по запаху ее духов. И никогда не ошибался! За другой стенкой жила вдова начальника Бутырской тюрьмы, а рядом — вдова администратора Большого театра. Жил рядом с нами и аккомпаниатор выдающегося баса Большого театра Александра Огнивцева. Он, пробегая по коридору, вечно что-то напевал, но лицо прикрывал нотной папкой, так что никто не знал, как он выглядит. А чуть позже он... исчез. Потом оказалось — прокрутил какую-то аферу с бриллиантами. На него завели дело, но представляете — никто из нас не смог его описать! Я вспомнил только цвет брюк. И он как в воду канул. Жил у нас также художник-авангардист, причем настоящий — только ему было понятно, что он изобразил. Он писал свои картины только ночью. А еще жила парикмахерша Нина, она стригла Евгения Рубеновича Симонова, который после актерского факультета изабрал меня на режиссерский. Знакомство с ней позволяло мне узнавать, какое у Симонова настроение. Почему я так долго об этом рассказываю? Потому что наша коммуналка — это слоеный пирог, и к жителям надо было найти подход.

— А что у вас была за комната?

— Маленькая, 11-метровая, но зато рядом с ванной. Это была комнатка Ольги Кронидовны — до революции она была хозяйкой всей квартиры, а до «уплотнения» это была ее гардеробная. Жить тут после подселения жильцов ей было тяжело морально, и она уехала к племяннику, а сдача комнаток приносила ей какой-никакой доход. Когда я отправился учиться дальше, она оставила мне эту комнатку, сказав: «Придется еще пожить!» И умерла она вскоре после того, как я показал ей свой красный диплом. Так и сформировались мои правила жизни: никого не осуждаю и не выясняю отношений. И если я вижу, что актер «зазвездил» или превращается в монстра, скажу ему об этом, но через юмор.

— Часто задирается актерская братия?

— Все бывает: и народные могут повести себя с молодыми пренебрежительно, и молодые с народными — без пиетета. Я всех на репетиции называю «ребятишками», уравнивая… Не понравилось это только Ольге Аросевой.

— Ну про ее непростой характер ходили легенды. А что это за история?

— На репетиции «Идеального убийства» я по привычке называл всех ребятишками, пока она вдруг не закричала: «Какая я «ребятишка»!!! Я народная артистка!!!» Народ со сцены тут же порскнул за кулисы, увидев, что началась разборка. Я говорю: «Ольга Александровна, так ведь это не я придумал называть вас так, а Константин Сергеевич!» — «Какой Константин Сергеевич?» — пылит она. «Станиславский!» — «Это он велел называть меня ребятишкой?!» — «Да он же в своей книге написал, что самые лучшие артисты наивны как дети! Второй том, глава 12!» — ответил я, не моргнув. Она замерла и, подумав, ответила: «Тогда черт с ним, пусть я буду ребятишкой!» Ее отличала невероятная вера в предлагаемые обстоятельства.

— Говорят, что невозможно было работать с покойной Элиной Быстрицкой и здравствующим Александром Домогаровым. Вы — работали. Как?

— С Быстрицкой была история сложная. Приходя в Малый театр, я не знал, что у нее десять лет не было ни одной новой роли, а до меня она ушла, поскандалив, с прогона. Меня Юрий Мефодьевич Соломин позвал ставить «Любовный круг» Сомерсета Моэма в переводе Вульфа. Я набросал список артистов, в который включил, конечно, всех «первачей» — Быстрицкую, Клюева, Бочкарева. Соломин хитро улыбнулся: «Ну, попробуйте». Актеры устроили тотализатор: выпустит Житинкин спектакль с Быстрицкой или нет. Но быстро выяснилось, что весь ее холод шел от одиночества и невостребованности, а ближе двух маленьких собачек никого у нее не было. Она брала их с собой на репетиции и потом вела в буфет — кормить.

— Ну а Александр Юрьевич Домогаров — притча во языцех у представителей СМИ...

— Саша поверил мне, когда я предложил ему сыграть спектакль «Мой бедный Марат». До этого он постоянно играл каких-то красавцев. А я перетащил его в Театр Моссовета. Когда спектакль вышел, он сказал мне: «Спасибо, Андрей, я выблевал из себя этого красавчика». Вскоре мы к юбилею Георгия Жженова сделали спектакль «Он пришел» по Пристли, где Домогаров играл подонка Крофта, а потом был Жорж Дюруа в «Милом друге», где состоялся их гениальный дуэт с Тереховой. А когда я предложил ему главную роль в спектакле «Нижинский, сумасшедший божий клоун», его сначала взорвало само предложение участвовать в этой пьесе. А потом он «заболел» этой ролью так, что еще в конце и станцевал — точнее, сделал руками пару па из «Петрушки»… Он сыграл спектакль не только о Нижинском, а о русских гениях, которые «сжигают свечу с обоих концов»: мы рассуждали с ним и об Олеге Дале, и о Высоцком... К чему я? Если Саша понимает, что перед ним ставится задача сложная, нужно полное погружение, — все, он ваш. Он ненавидит туфту, интриги, когда что-то за спиной говорят, может шугануть журналистов, я сам его как-то останавливал — уймись! Для сцены такой необузданный темперамент — богатство. Удержать зал на тысячу мест, как в Театре Моссовета, или на три тысячи — как в Израиле и Нью-Йорке, — могут единицы, а он удерживал! Домогаров — перфекционист, настоящий, глубокий русский трагик. Я это понимал, и он это ценил. При этом все эти истории про него — да, они есть.

— Один ваш одногруппник недоумевал, как это вдруг «скромный Андрюша» начал ставить провокационные работы.

— Знаю, кто это сказал, — Женя Дворжецкий! Увы, он покинул нас в 39 лет всего… Мы когда только поступили, он откуда-то узнал, что у меня день рождения, подошел, приобнял меня за плечо и произнес: «Тебе исполнилось сегодня 18. Как это много, старик!» У нас много случалось смешных историй. Бывало, ребята богемничали, всю ночь пили-танцевали, и на лекции по зарубежной литературе в 9:30 сидел один я. Но изумительная наша преподавательница садилась напротив меня и рассказывала, а я конспектировал. Потом конспекты ксерили и в итоге неплохо сдавали. Когда же я ушел в режиссуру, Женя удивился: «По-моему, ты вышел в какую-то другую форточку, как Подколесин (герой из «Женитьбы» Н.В. Гоголя. — «ВМ») А потом сообразил: «Мы будем зависимы, такова судьба актеров, а ты — свободен!» А когда пошли спектакли, а в прессе замелькали определения типа «модный» или «скандальный» режиссер, Женя сказал, что я всех перехитрил.

— И провокации были!

— Это правда. Я поначалу ставил спектакли провокационные. После практики в «Современнике» у Волчек я оказался в Ермоловском театре, где в это время Фокин собрал новую, совершенно блистательную команду: Балуев, Меньшиков, Догилева, Проскурин, Лена Яковлева, Зиновий Гердт. И там я правда поставил несколько нашумевших вещей вроде спектаклей «Снег, недалеко от тюрьмы» по пьесе Климонтовича, «Роковые яйца» по Булгакову и «Калигулу», где блистательно сыграл Саша Балуев. Вся эта плеяда стала звездами.

— А можете назвать постановку самую любимую и самую ненавистную?

— Любимые спектакли — это «Нижинский» с Домогаровым и «Псих» с Безруковым. Кстати, меня иногда подкалывают: ну да, ты с одними звездами работаешь — Касаткина, Аросева, Гурченко, Вера Васильева, Жженов, Козаков… Это так, но я работал и со своими ровесниками, и с артистами чуть моложе — Даней Страховым, Андреем Соколовым, Димой Дюжевым. Но Безрукова я изначально вообще не знал, он же был тогда выпускником. А он стал мои талисманом в «Табакерке», и что бы я ни ставил, там непременно был Сергей. Ну а не ненавистной, но самой мучительной постановкой я назвал бы первый московский мюзикл «Бюро счастья». Представляете — живой оркестр, живой балет, и тут — дефолт… Вспоминать страшно. Любить все спектакли невозможно, но ведь больной ребеночек бывает дороже здорового. И режиссер всегда помнит муки выпуска…

— Вы работали со всеми нашими звездами на сцене, а за их работами в кино следите?

— В общем да, могу и что-то сказать, но только если спрашивают. Актеру нужно, чтобы его оценивали. В кино сейчас жесткий тайминг, и многое работает исключительно на актерской интуиции. Все, что было наработано в театре, актеры транжирят в кино. Я говорю: не хотите останавливаться — не оставляйте театр.

Вспомнил забавный эпизод. Однажды мы с Дюжевым сидели в ресторанчике на берегу моря. Он рассказывал, что ему предлагают безумные деньги за съемки в каком-то сериале, и он почти согласился, но тут позвонил Алексей Балабанов: «А там какой-то бандит, какие-то жмурки…» И я сказал ему: «Не думай о деньгах, какой сериал! Балабанов — культовый наш режиссер, может, пока и недооцененный…» И Дима меня услышал. Ну а про то, каким вышел фильм «Жмурки», вы и сами все знаете.

— А кто ваш кумир в режиссуре? Если он есть.

— В режиссуре учителей нет. Иногда ты можешь быть духовным учеником. Если мне говорят, например, что кто-то мне подражает, я и не сержусь, и не сужусь: может, это поможет поднять сборы. А я сам очень много взял от Анатолия Эфроса. Я долго учился, говорили, что я этакий Петя Трофимов (персонаж пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». — «ВМ») — шесть лет на очной режиссуре, и понимал: Эфрос очень точен. Он поразил меня атмосферным театром, благодаря ему я понял, что такое сценическая метафора. А второй человек, с которым можно было обсудить все откровенно, был Марк Захаров. Он только казался недоступным и мрачноватым интеллектуалом, это его актерское образование подсказывало, что нужно носить такую маску — его же даже называли «Мрак Анатольевич». Но вне этого образа он бывал смешливым и сентиментальным. И если у Эфроса я учился поэтическому театру, то у Захарова — режиссуре зигзагов. Захаров сочинял свои спектакли дома. Он знал, что на седьмой минуте надо все резко сломать, потом все поломать на 15-й минуте, потом на середине действа… У него был график, кардиограмма спектакля, он лишь казался импровизатором.

— Сейчас есть что-то, что вас «цепляет»?

— Пожалуй, нет сейчас обилия режиссеров, редкостью стало «лица необщее выраженье» (фраза из стихотворения «Муза» Е.А. Баратынского. — «ВМ»). Раньше надо было решить, к кому пойти — к Эфросу или Захарову, Любимову или Плучеку. Сейчас главенствует модель продюсерского, директорского театра. А директора не хотят рисковать, я их понимаю. Мне грустно, что нет сейчас такой острой индивидуальности в театрах, как прежде, но я очень верю в молодых! Они бросаются в пучину — и частные театры открывают, и лаборатории, что-то ищут. Думаю, следующая волна в театре будет режиссерской. По ней и зритель тоскует. Ведь хороший режиссер ни за что не отпустит зрителя равнодушным. В театр же ходят за чудом. У каждого режиссера «свои пригорки и ручейки». А борьба в театре, как ни крути, идет за души.

— В современный театр иногда ходить боязно. Если написано на афише «по мотивам Чехова», то…

— То может быть «по мотивам мотивов»?

— Да. И если на афише написано «Идиот», это не гарантия, что на сцене будет Достоевский. Хотя вашего прекрасного «Идиота» я помню. Как зрителям сориентироваться в многообразии предложений при — увы, часто! — низком их качестве?

— Читать отклики, отзывы, изучать материал. А если пришли и спектакль оказался «не ваш», советую тихо уйти после первого действия. Ибо, как говорил Оскар Уайльд, «смотреть плохую игру вредно для души!» Если вы пришли, скажем, на «Горе от ума», а на сцене все в джинсах и с теннисными ракетками, это не очень правильно — в академическом театре. Для экспериментов подходят лаборатории. Если режиссеры переписывают тексты, это тоже должно насторожить. Лично я придерживаюсь примата драматургии, считаю, что в произведении можно переставить временные акценты, но переписывать текст и передавать реплики одних персонажей другим, что встречается, нельзя. Режиссеру кажется, что если он все переделает, то будет свобода. «Что» и «как» — два важнейших слова в театре. Если зритель идет смотреть «что», а ему показывают «как», неизменно будет тупик — у всех. А еще опыт научил меня несложному правилу: зрителя нельзя выпускать из зрительного зала в темноту. Сейчас модно играть на нервах зрителей, прикрываться новыми формами, но я против театра, из которого уходят смыслы. Никто не отменял нравственный императив! Самоцензура — это лучшее, что может быть. Проведу параллель с кино: когда появилась компьютерная графика, кино стало превращаться в аттракцион. Я не против. Но если уходит смысл, то зачем?!

— Карина Цатурова, директор Международного театрального фестиваля имени Чехова, рассказывала в студии сетевого вещания «ВМ», как восхищаются нашей публикой иностранцы: зрители приходят на спектакль с цветами, хотя его еще не видели. А критик Вадим Щербаков заметил, что у нас хлопают даже слабым постановкам. Почему?

— Вы знаете, на гастролях зрители откровеннее, они могут выражать свои чувства, а за рубежом нормально услышать из зала «Позор!». Мне кажется, многие реакции связаны с тем, что люди сейчас более закрытые. Но при этом когда они на том же спектакле «Летят журавли» стоят после показа и плачут, я понимаю, что это — очищение, катарсис, и это полезно, ведь нельзя сдерживать эмоции. Наш зритель тонок. Он понимает, что актер на сцене иногда выполняет рисунок, навязанный ему режиссером, и потому не хочет дополнительно давить на больное. Режиссура — колоссальная ответственность не только за состояние зрителей, но и за психику актеров. Борис Клюев когда-то поразил меня жесткостью разбора работ студентов, но он объяснил: лучше пусть они получат такой урок тут. И студенты его любили. Строгостью он предостерег многих от возможных ушибов…

— Знаю, что и вы своих предостерегаете и бережете. Ну а чего вы пожелали бы себе?

— Благодаря приглашению Юрия Соломина мне посчастливилось поставить в Малом театре очень разные спектакли с ярчайшими актерами по блистательным литературным произведениям. Например, я никогда не ставил Чехова, и вот — вышел «Мой нежный зверь». Наверное, так пронзительно только актеры Малого театра могут сыграть военную тему, для меня святую… А насчет пожеланий… Да все просто: мечтаю о новой постановке в моем любимом Малом театре.

ДОСЬЕ

Андрей Альбертович Житинкин родился 18 ноября во Владимире. Российский режиссер, киноактер и писатель, народный артист России. В 1982 году окончил актерский, а через шесть лет — режиссерский факультет ВТУ имени Щукина. Работал в Театре имени М.Н.Ермоловой, имени Моссовета,Театре на Малой Бронной, а также в Театре имени Вахтангова, Театре сатиры, Театре Олега Табакова и других. Ныне — режиссер-постановщик Государственного академического Малого театра России. Автор нескольких книг, в том числе бестселлера «Приключения режиссера».

СПЕКТАКЛИ

  • Калигула (1991). Театр им. Ермоловой,
  • Поле битвы после победы принадлежит мародерам (1995). Театр сатиры,
  • Мой бедный Марат (1995). Театр им. Моссовета,
  • Псих (1995).Театр Олега Табакова,
  • Он пришел (1996). Театр им. Моссовета,
  • Милый друг (1997).Театр им. Моссовета, Венецианский купец (1999). Театр им. Моссовета,
  • Нижинский, сумасшедший божий клоун (1999). Театр на Малой Бронной,
  • Хомо эректус (2005). Театр сатиры,
  • Школа любви (2006). Театр Российской армии,
  • Любовный круг (2007). Малый театр,
  • Пиковая дама (2012). Малый театр,
  • Маскарад (2014). Малый театр,
  • Большая тройка (2020). Малый театр,
  • Идиот (2021). Малый театр,
  • Летят журавли (2023). Малый театр,
  • Мой нежный зверь (2024). Малый театр.
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.