«Все остались живы»: как прошел первый в истории полет на воздушном шаре
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ242 года назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре. Пилот клуба воздухоплавателей Михаил Летуновский рассказал «Вечерней Москве» о том, как он проходил.
Запуск первого аэростата состоялся во Франции 18 июня 1783 года в городе Анноне. Шар был спроектирован братьями Жозефом-Мишелем и Жаком-Этьенном Монгольфе.
— Братья сидели у камина и обратили внимание на то, как дым поднимается вверх. Они решили этим воспользоваться, создав оболочку, которая поймает дым от костра. Так как они были владельцами мануфактурной фабрики, им не составило труда сшить первую оболочку и накачать ее воздухом, — рассказал Михаил Летуновский.
К первому шару вскоре приделали корзинку и посадили туда петуха, барана и утку.
— Все животные остались живы. Постепенно конструкция шара стала улучшаться. Король Франции Людовик XV приказал в первый полет запустить заключенных, приговоренных к смертной казни. Но нашлись также еще и два добровольца, которые хотели полететь, — рассказал Летуновский.
Добровольцев подняли всего на 950 метров. Они пролетели девять километров примерно за двадцать минут и приземлились.
— От радости Людовик подарил добровольцам графские титулы и землю. С тех пор тем, кто совершает свой первый в жизни полет, по месту приземления выдают графский титул, — отметил пилот клуба воздухоплавателей Летуновский.
Полетать на аэростате в форме сердца можно в Дмитровском районе. Стоимость будет варьироваться от 7900 до 24 000 рублей за полет.
Жуковский клуб воздухоплавания подойдет тем, кто хочет прыгнуть с парашютом. Стоимость полета — от 7500 рублей.
В Подмосковье также можно полетать и над окрестностями Рузы, Можайска и Серпухова. Маршруты одного из клубов проходят над водохранилищами. Продолжительность 50–70 минут. Цена от 6500 рублей.
Полетать с Михаилом Летуновским можно в любом районе Подмосковья. Цена — от 7500 рублей. В конце всех будет ждать присвоение графского титула.
ГЕРОИ УПЛЫВАЛИ В НЕБЕСА
Полеты на воздушных шарах фигурируют во множестве произведений в литературе.
- «Пять недель на воздушном шаре», роман Жюля Верна. Он посвящен путешествию на воздушном шаре над Африкой. На русском языке книга была выпущена в Российской империи. В центре сюжета доктор Самуэль Фергюсон и его спутники, которые совершают путешествие по Африке на шаре «Виктория», используя инновационную систему управления высотой. Книга сочетает научные детали с захватывающими приключениями.
- У этого же автора воздушный жар фигурирует и в другом произведении. «Вокруг света за 80 дней». В финале романа Филеас Фогг и Паспарту используют воздушный шар, чтобы преодолеть часть пути.
- «Волшебник страны Оз» Лаймена Баума. Волшебник прибывает в страну на воздушном шаре. Это становится отправной точкой для истории. В советских адаптациях (например, в «Волшебнике Изумрудного города») мотив также сохранен.
- «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова. В одной из частей трилогии коротышки строят воздушный шар и отправляются в путешествие, что приводит к множеству комичных ситуаций.
- «Левиафан». В истории Скотта Вестерфельда показана вселенная Первой мировой войны. Там воздушные шары и биомеханические существа играют ключевую роль, а герои путешествуют на аэрокорабле, напоминающем кита.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Василий Шкуленко, мастер спорта, пилот теплового аэростата:
— Сейчас тепловые аэростаты тоже летают, и на них могут покататься обычные люди. Только принцип работы стал совершенно другим. Раньше, для того чтобы подняться, сбрасывали мешки с грузом, а сейчас в этом нет необходимости. Вся работа ведется с помощью горелок. А лучшее время для индивидуальных полетов — закат или рассвет.
КАК УСТРОЕН АППАРАТ?
Купол
Для изготовления купола теплового воздушного шара применяют прочные нейлоновые материалы — полиэстер или полиамид. Чтобы ткань стала воздухонепроницаемой, ее внутреннюю поверхность покрывают полиуретаном (силиконом).
Ленты нагрузки
Для формирования каркаса купола используют ленты нагрузки. Их число определяется формой купола. И именно с помощью лент и тросов соединяют корзину и купол.
Корзина
Дно корзины выполняют из фанеры. Каркас конструкции формируют стальные тросы диаметром шесть миллиметров.
Горелка
Горелки отвечают за нагрев воздуха в шаре. В качестве топлива же используется жидкий пропан, который преобразуется в газ.