История мутная, но интересная: как появился феномен семьи в аренду
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ социальной жизни нашего общества появилась новая фишка: аренда семьи. История мутная, вызывающая и интерес, и тревогу. «Вечерняя Москва» попробовала разобраться, что за этим стоит.
Поначалу это кажется полным бредом: семья в аренду! Тем не менее, да: на рынке эксклюзивных услуг «засветилось» по-настоящему уникальное предложение. За 100 тысяч рублей (в сутки!) можно взять в аренду жену и детей. Что потом? Когда — тот самый суп с котом. А когда, не исключено, и отношения.… Журналисты сразу нескольких изданий бросились разбираться, но оказалось, что это не новость, а явление, давно существующее на Западе и в некоторых странах Азии, включая благополучную Японию. У нас это явление впервые обозначилось лет шесть-семь назад, но получило такое жесткое отрицание общества, что затаилось на время. Продолжая существовать в затишке, оно почти случайно «рассекретилось» в ноябре этого года, вызвав шквальное обсуждение в сети.
Роль членов семьи могут сыграть учащиеся актерских студий, артисты из провинции — так говорят расследователи. В нашем случае проводником в странный мир иллюзий стал найденный мною некий Даниил, в процессе разговора разрешивший называть его Дэном. Контакт его удалось найти с трудом, и сначала молодой человек явно испытывал напряжение, выяснял, откуда я достала номер, но потом мы поняли друг друга.
— Ну нет, 100 тысяч — это чересчур, — рассуждал Дэн, когда я созналась, какова цель звонка. — У нас ценник не такой «конский». Спутник на вечер — 20 тысяч. Будет самым внимательным сопровождающим, обещаю. Жена с детьми — это уже 50, плюс еда за счет клиента. Постели не предполагается, ну только если сами люди захотят этого. Наше дело — понять, насколько клиент адекватен, не болен ли психически, проверить документы.
Но «психи», как говорит Дэн, к ним ни разу не обращались. Клиенты — обычные люди. Цели — разные.
— Прикол был, когда один парень маме показывал жену и двух детей. Мама у него больна, хотела внуков. И когда она перестала вставать, он ее успел порадовать. Кстати, жаль, что у них с арендованной супругой не последовало продолжения, она тоже одинокая. Но он молодой еще, айтишник, весь там, в виртуале….
За время работы в этом странном бизнесе Дэн научился никого не осуждать, но сделал вывод, что сам арендовать семью… не будет никогда.
— Я помню, много лет назад читал, что японцы нанимают себе родню за деньги, чтобы их обнимали, сидели рядом за ужином. И я подумал: как так-то? Какой-то чужой человек рядом. Зачем он мне? А потом вспомнил, как иногда люди в купе поезда открывают друг другу души, и подумал: если нет никого, отчего бы и не....
В Азии первопроходцами подобной «арендной» истории и правда были японцы. Ныне пик «бума» на арендованные семьи прошел, однако «пилюли от одиночества» себе по-прежнему выписывают как богатые, так и не очень богатые люди. Ситуации могут быть разными: переезд родных или выросших детей в другой город, смерть близкого, просто скука. Оплата — от почасовой до суточной. Некоторые арендуют «родню» раз в месяц или два: говорят, нет ничего приятнее, чем собрать вокруг себя «своих» и поговорить о жизни. Но это — японцы, чья ментальность от нашей далека. А что мы? Дэн поведал мне историю, которая слегка мой критический настрой подточила.
— Одна наша клиентка, женщина не бедная, арендовала себе спутников на вечер. Никакого интима, но просила ее «обожать». А потом — пропала. Спустя год появилась с благодарностью: замуж вышла. Оказывается, она в прежних отношениях была жертвой абьюза, вот и решила погрузить себя в атмосферу обожания, чтобы поверить, что ее можно любить. И ведь получилось! Хотя, думаю, она — исключение. Счастье на иллюзии не построишь. И не знаю, как кому, а мне после ухода актеров было бы еще тоскливее….
Много лет назад мой брат Владимир в Новый год играл в такую игру: набирал после полуночи по городскому телефону произвольный номер и поздравлял неизвестного ему человека с праздником. Сейчас, в эпоху сотовых телефонов и расплодившихся мошенников, такая история уже не «сыграет», а в то время он получал удовольствие от милой забавы сам, да и, думается, развлекал других. Но однажды в ответ на приветствие услышал: «Внучек, родной… Я верила, что ты позвонишь!». Сюжет отчасти перекликался с фильмом Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Ночные забавы», в котором играл Евгений Евстигнеев. Но только тогда он еще не был снят….
В общем, сначала брат разубеждал плачущую от счастья старушку, а поняв, что это бессмысленно, уселся у телефона и проговорил с ней до утра. Потом звонок вдруг прервался, брат с утра поехал на телефонный узел, чтобы узнать номер «бабушки», но звонков в новогоднюю ночь было много, и узнать номер оказалось нереально. Переживал брат долго. О его собеседнице и думать было страшно.... А может, она была счастлива, что позабывший ее «внук» все же «нашелся»?
Кстати, в Америке давно одинокие старики «обретают» внуков через такую же по сути аренду. Но, уверяет семейный психолог Мария Юркина, с нашими стариками такое не пройдет:
—У россиян иное отношение к семье, особое отношение к «зову крови». Они могут любить неродных людей очень крепко, но в силу психотипа не могут играть в любовь. Для стариков, наоборот, может стать трагедией то, что у них как по щелчку пальцев поменяются арендованные внуки....
— У истории про аренду семьи есть предтеча, услуга «друг на час». Если исключить случаи, когда друзья и подруги на час таким образом завуалированно предлагали интимные услуги (достаточно посмотреть на позы иных «друзей» и «подруг» в сети, чтобы сделать выводы), могу сказать, что этим «бизнесом» и правда начинали заниматься люди с психологическим образованием, — говорит психолог Ирина Семенова. — Но сейчас такого и близко нет. Зачастую люди, мнящие себя «опытными знатоками жизни», советуют по сути случайным знакомым опасные глупости. И это тревожит. А в целом вся эта история с арендой родных развивалась поступательно. Сначала друг, потом — брат, сват, жена, муж. Это явления одного порядка, на мой взгляд, — опасные, тревожные.
Аренда друзей (собеседников, собутыльников и тому подобное) на час — история действительно не новая. Кому-то везет, и неожиданное общение расширяет горизонты: кто-то посоветует интересный фильм, кто-то — книгу, рецепт, место для отдыха… — Знаю несколько случаев, когда взрослые люди осознанно прибегали к услугам более молодых собеседников, пытаясь таким образом лучше понять собственных детей, — рассказывает Ирина Семенова. — Но надо понимать, что в наше время подобные общения небезопасны. И уж в дом свой точно никого приглашать не нужно. Надо помнить также, что нормы профессиональной этики есть только у врача и психолога. Ваши случайные собеседники, да, собственно, как и арендованные мужья-жены, не подписывались на полное соблюдение конфиденциальности.
...Мой собеседник Дэн, правда, этот упрек отрицает. Говорит, что артисты, которых они нанимают, прекрасно понимают, с какими тонкими материями работают, и полученными знаниями не злоупотребляют. Будем верить!
— А ты уверена, что это все не реклама фильма «Семья в аренду» с Бренданом Фрейзером? — уточнил у меня знакомый. — Он только-только вышел. Уж больно вся эта история с арендой родни не наша, не российская. Или мы и правда от денег одурели?
Кто-то — да, возможно, одурел. Деньги — благодатный материал для строительства многих иллюзий. С ними кажется, что все (или многое) можно купить, включая дружбу и даже родных. Но они имеют свойство кончаться, и обманывать самого себя до бесконечности не получится....
— Многим людям важно не быть, а именно казаться, — констатирует Ирина Семенова. — И кратковременные эмоциональные компенсации для многих очень важны. Если человек тревожен, если он стремится соответствовать социальным нормам, для него это «вопрос жизни и смерти», то аренда родственников на какое-то время позволяет ситуацию исправить. Но именно временно.… Да, кому-то и правда станет легче, если будут смоделированы некие псевдоблизость, псевдотепло. Но эта ситуация конечна, вот в чем драма. Может быть, разовый подобный опыт не так и опасен, но если потребность создавать эту иллюзию становится навязчивой, значит, проблема куда серьезнее, чем казалось. Да, мы играем по правилам окружающего нас общества, но за болезненной тягой к арендованной семье может стоять глубокая личностная травма, разлад, и тут нужен не подбор команды актеров, а тонкий психолог.
Дмитрий Деулин, декан факультета экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета:
— Это современное явление, наверное, можно назвать проявлением кризиса экзистенциализма. С каждым годом число одиноких людей увеличивается — по разным причинам; соответственно, их социальные потребности не удовлетворяются. Люди испытывают недостаток общения с близкими. А помимо прочего, существуют нормы, которые предписывают наличие института семьи, брака, детей, традиционных ценностей. Одинокие люди, чтобы компенсировать эти дефициты, могут прибегать к услугам вроде «аренды семьи», чтобы создать имитацию, иллюзию «социальной гармонии» и соответствия социальным нормам. Возможно, кто-то это делает ради имиджа, кто-то — ради того, чтобы произвести хорошее впечатление, и так далее. Иными словами, этой арендой человек старается решить поставленную задачу — создать нормотипичный социальный образ. В любом случае одиночество сильно стигматизирует человека, может восприниматься как «социальная неполноценность», что может оказывать чрезмерное психотравмирующее и разрушающее действие.
Также это может быть связано с кратковременным получением социальной поддержки. Пусть и не совсем искренней, за денежное вознаграждение. Это весьма свое образная психологическая помощь.... С усугублением общественной «атомизации» и цифровизации проблема одиноких людей и суррогатных решений одиночества будет только нарастать. Возможно, в будущем единственным «социальным окружением» человека будут роботы....
Что делать, если возникло ощущение, что ваша жизнь будто замерла, «Вечерняя Москва» узнала у психолога Ольги Романив.