Любой спор лучше разбирать на начальной стадии: как избежать корпоративных конфликтов
Как избежать корпоративных конфликтов и что делать в случае серьезных споров, в беседе с «Вечерней Москвой» рассказал генеральный директор юридической компании Александр Боднар.
Сегодня понятие корпоративного конфликта довольно объемно. Оно охватывает внутрикорпоративные ситуации и внешнее воздействие на компанию третьих лиц. Среди самых частых причин Александр Боднар называет разногласия между акционерами, партнерами или топ-менеджерами, семейные и наследственные споры.
— Наиболее страшными последствиями корпоративного конфликта, кроме очевидного негативного влияния на деятельность всей компании, могут быть частичная или полная потеря контроля над бизнесом, существенная потеря стоимости компании и уголовные риски для субъектов конфликта, как один из видов инструмента воздействия, — говорит Александр Боднар.
По его словам, подобные риски можно заранее просчитать и предупредить, если ввести основные меры корпоративной безопасности: информационной, экономической, кадровой и физической.
— При этом степень их внедрения зависит от сложности и специфики бизнес-процессов самой компании, но самое главное, у собственника бизнеса на уровне инстинктов должно быть заложено, что первопричиной любого корпоративного конфликта является человеческий фактор, — продолжает юрист. — Первое, с чем сталкиваются многие компании, когда уже оказываются в ситуации корпоративного конфликта, это с осознанием того, что ранее не уделяли должного внимания своему окружению, что есть уязвимости в защите конфиденциальной и коммерческой информации, есть уязвимости в кадровой политике компании. А второе (а это уже из практики): многие компании формально внедряют элементы корпоративной безопасности и потом, как правило, забывают, что это должно постоянно работать и быть «живым» организмом.
Кроме того, любой собственник и руководитель должен всегда мониторить свой бизнес на предмет любых слабых мест и уязвимостей, всегда иметь под рукой актуальный срез по такой ситуации. Потому что именно по этим местам будет «бить» корпоративный конфликт.
— Но даже любой спор все равно заканчивается переговорами, — продолжает Александр Боднар. — Конечно, самый лучший вариант — успеть локализовать его на начальной стадии и завершить его мирным путем, но это в идеале. Инициаторы спора имеют свои цели, и мирный путь может учитывать серьезные уступки с какой-либо стороны.
По его словам, важно не только готовить юридическую защиту компании, но и принимать во внимание тот факт, что давление со стороны может быть в том числе психологическим или финансовым.
— Поэтому важно обеспечивать эффективное судебное представительство, предупреждать и локализовывать правовые риски в сделках компании, контролировать договорную работу, — резюмирует Александр Боднар.
В ТЕМУ
К общераспространенным уязвимостям бизнеса относятся: ведение двойной бухгалтерии; незаконное привлечение иностранной рабочей силы; прямой или косвенный обман потребителя; нарушения трудового законодательства; мошеннические действия в отношении контрагентов; нарушения санитарных норм или правил техники безопасности; имущество, права на которое не зарегистрированы в установленном порядке, некачественная внутренняя документация. К этому также относится и дробная структура уставного капитала, когда акции «распылены», что упрощает задачу захватчикам.