Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

После концерта — объятия: певица Ирина Шведова рассказала про выступления в зоне СВО

Общество
После концерта — объятия: певица Ирина Шведова рассказала про выступления в зоне СВО
Фото: РИА Новости

Представлять эту певицу просто: достаточно назвать две песни — и все станет ясно: «Белый вальс» и «Америка-разлучница». Конечно, в репертуаре Ирины Шведовой песен — сотни, причем самых разных жанров, но эти две можно назвать ее визитными карточками. Сегодня Ирина дает много концертов, активно сотрудничает с проектом «Имена на все времена», ездит с выступлениями в зону СВО и, как всегда, беззаветно служит искусству музыки, обожая своих слушателей.

Ирина Шведова стала известна в 1990-м, с тех пор не переставала давать концерты, была участницей многих известных проектов, включая «Романтику романса» на телеканале «Культура». Ну а пять лет назад она вновь прогремела на всю страну, победив в конкурсе «Суперстар» на НТВ (она разделила первое место с Богданом Титомиром, но уверяет, что такое соседство было ей даже приятно!). Сейчас шоу «Суперстар» готовит битву победителей — собирает сильнейших участников прошлых сезонов. Ну а в студии сетевого вещания «Вечерней Москвы» мы поговорили с Ириной о ее судьбе и той великой миссии, которой она посвящает свое творчество сегодня.

— Ирина, биография ваша в интернете представлена, все открыто

— Конечно, хотя иной раз такое о себе прочитаешь… Я давно смирилась и не обращаю внимания на эскапады желтой прессы. Мой папа, писатель Игорь Шведов, начинал с журналистики, привил мне уважение к этой профессии, и я поэтому обычно как-то не ожидаю подвоха от тех, кто у меня берет интервью.

— А вот это напрасно! Но это я шучу, конечно. Я к тому, что читала о вашем замечательном отце. А еще у вас был потрясающий дедушка...

— Ой, да. Станислав Томашевский всю войну прошел рядом с маршалом Рокоссовским — он был его личным водителем. Когда открыли архивы, я узнала, что после Сталинградской битвы Рокоссовскому достался трофейный автомобиль Паулюса. А за рулем-то был мой дед! Он дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге. А в мирное время работал водителем автобуса, на рейсах в общественном транспорте. Бабушка, помню, шила на окошки автобуса маленькие ламбрекены с бубенчиками. Мне от деда передались водительские гены. Люблю ездить за рулем, дорогу люблю.

— Это правда, что вы даже извозом занимались?

— Мне с детства внушали, что любая профессия почетна. Это было в пандемию: ситуация оказалась патовой — ни выступлений, ни преподавания… Приобрела лицензию, обклеила свою машину и поехала. А там красота: пустые дороги, общение с людьми… Для меня это был приятный и очень интересный опыт.

— По сказанному в интернете не могу разобраться все же: вы родились в Киеве или в Кишиневе?

— Мама родилась в Киеве, а бабушка в Харькове, там вся наша большая семья до сих пор живет. С частью родни, правда, сейчас общения нет… И я всегда говорю, что моя родина — Украина, хотя фактически родилась в Кишиневе. Мама, Людмила Томашевская, окончила Харьковский театральный институт, а мой родной отец, Василий Третьяк — консерваторию. Они получили дипломы и отправились отрабатывать свое высшее образование в Молдавию и в Киев через три года переехали уже со мной. Так что в украинской столице прошли и детство, и юность, а в 1990 году меня вытолкнула оттуда творческая ситуация: появился «Белый вальс», который еще называют «Афганским вальсом». Какое-то время я буквально жила в поезде Киев — Москва, потом пришлось и переселиться.

— Опять мы вспомнили эту песню, и, конечно, нельзя не сказать, что она потрясающая и, увы, нестареющая: увы потому что она горькая.

— Да, над ней плакали и плачут не только те, у кого какие-то личные ситуации связаны с афганскими событиями, как и над «Америкой-разлучницей» — не только близкие уехавших туда Они обе вызывают глубокое сопереживание. А одна девушка рассказала мне, что песня ей в прямом смысле слова спасла жизнь: она не понимала, как жить дальше после отъезда любимого человека, и задумывала уже свести счеты с жизнью, как вдруг услышала ее, смогла заплакать и как-то заглянуть в завтрашний день. И это не одна такая история… Кстати, премьера «Америки-разлучницы» прошла не на ТВ, а в Одесском театры оперетты. Это было в 1991-м. Мощный поток эмигрантов, город пустел на глазах — уезжали не то что семьями, а просто целыми дворами. И на концерте песню приняли овациями стоя и со слезами на глазах. Сейчас, думаю, она трогает не меньше.

— Из-за этих песен вы всегда казались такой трепетной... Для меня стало откровением то, что вы одной из первых наших певиц начали ездить на фронт с концертами во время чеченской войны. И это не может не потрясать. Ведь страшно?

— Вы знаете, кому страшно, тот дома сидит. Или, побеждая свой страх, все равно едет — просто потому, что понимает, зачем это нужно делать. Я не боюсь, поскольку я человек православный и верю, что все, что я должна успеть в жизни, я успею сделать. Кстати, «Белый вальс» появился через год после вывода войск из Афганистана, когда был полный запрет на упоминание этой войны. Я полгода со всех своих гастролей дозванивалась до руководителя программы «Песня года» Виктора Сергеевича Черкасова. В итоге он назначил встречу. Я прибыла в Останкино с пленкой звукозаписи. Виктор Сергеевич слушал внимательно и потом сказал: «Деточка, на эту тему сейчас говорить в эфире нельзя…» И добавил сакраментальную фразу: «Мы вам позвоним». Но ведь и правда позвонили! Через две недели. Выяснилось, что он, воспользовавшись своим правом руководителя, просто включил меня в программу. Песня произвела фурор, а победителей не судят... И в итоге песня стала лауреатом, знаковой для наших «русских афганцев» и других ветеранов вооруженных конфликтов. И сегодня ее ждут наши бойцы-защитники, всегда пою ее, когда к ним приезжаем.

— Знаю, что ездили вы много, и во время чеченской кампании, и потом

— С концертной бригадой я дважды побывала еще в Чернобыле, сразу после аварии на АЭС, в мае 1986-го. Потом были Чечня, Сирия и теперь СВО. Но перед нами — прекрасный пример работы фронтовых бригад во время Великой Отечественной войны. Мы знаем, кстати, имена только самых известных исполнителей — того же Утесова, Руслановой или ансамбля Александрова, а сколько было артистов менее знаменитых, но не менее героических! Кстати, Клавдия Ивановна Шульженко только в блокадном Ленинграде дала более 500 концертов! Вдумайтесь просто… А когда она записывала пластинку с песней «Синий платочек», стояли лютые морозы — микрофон в студии покрывался инеем. Она согревала его своим дыханием. И вот после удачного дубля вдруг вбегает звукорежиссер Галя Журавлева: «Клавдия Ивановна, простите меня! Вы так проникновенно спели, что я вспомнила, как провожала на фронт мужа, и не смогла сдержать слез…» Звук писали на восковой блин. Слеза упала на воск. Все, брак! Шульженко помолчала, а потом говорит: «Галочка, таким браком можно гордиться…»

— Да. Как происходит выезд концертной бригады?

— Обычно вылетаем военным бортом. Как правило, весь день уходит на дорогу, затем три дня выступаем на позициях. Нас где-то размещают, и оттуда выезжаем на выступление, дорога в одну сторону иногда три-четыре, а то и пять часов. Без приключений не обходится: как-то вернулись с концерта, а там стоит пожарный расчет. Все наши пожитки погорели. В старом холодильнике проводка вспыхнула (смеется).

— А выступаете где?

— Где разрешат! В блиндажах или временно обустроенных в лесопосадках воинских частях. Нашими зрителями бывают и мальчишки-новобранцы, птенчики совсем, и ремонтники, и бойцы с опытом — мощные такие мужики, зрелые, с другим уже мироощущением, другим взглядом… Иногда, если получается, даем два концерта в день. Но длятся они всего полчаса — выкроить больше времени из своей боевой работы ребята не могут. Когда выступление заканчивается, обнимаемся. Им эти наши объятия, это тепло искреннее — дороже всего… Знаете, моя соседка, бабушка обычная, когда я собираюсь ехать, дает мне тысячу с пенсии своей и просит ребятам сладостей купить. Я покупаю и отсылаю ей потом видео — как они благодарят. Это без слез не пересказать…

— Скажите, вы, родившаяся на Украине и ее искренне любящая, как расцениваете ситуацию? Отчего ее историческая подоплека не всеми понята?

— Ну, как же, конфликт-то был подготовлен тщательно и готовился долгими годами, десятилетиями, развивался вдумчиво и целенаправленно. Никита Сергеевич Михалков не раз в своем «Бесогоне» приводил факты и документы, называл огромные суммы, которые перечислялись разными западными организациями на развитие конфликта между Россией и Украиной. Миллионы долларов бросили на перепрошивку сознания людей. Кое-кому важно было раздуть конфликт, затрагивающий всех. У бабушки моей, харьковчанки, было шестеро детей, младшенький Витя погиб в начале войны под Смоленском, остальные остались живы, семьи создали, детей нарожали. Огромная получилась семья. Сколько света и любви было всегда в ней! А сейчас общаюсь не со всеми…

— Там даже православие «вывернули наизнанку»!

— Это трагедия. А меня ведь крестили в храме на Холодной Горе. От мамы, кстати, до поры это бабушка скрывала. Но я свой путь к Господу сама искала и со временем обрела. А вера помогает очень — и оценивать происходящее, и понимать жизнь. И Библия показывает, что добро и зло может быть совсем не таким, как в детских сказках. Вера заставляет искать свои ключи к душе, окружающему миру и творчеству. И весь ужас в том, что не только перепрошивка мозга была оплачена, но еще и было убито желание узнавать историческую правду. Учебники и детские книги переписывались, литература «правильная» активно внедрялась. Кстати, я убеждена, что культура и образование не могут приносить дохода. Безнравственно спасать больных детишек за миллионы на коммерческой основе… Об этом должно заботиться государство. А что мы сейчас видим? Все что угодно вдруг стало продаваться за большие деньги, а важнейшие вещи обесценились… Почему все советское вдруг стало плохим? Что характерно: ребята, которые приезжают на СВО, очень быстро все начинают понимать. С нами, кстати, приезжают на фронт и политологи, проводят беседу. Ребята могут им задать любой вопрос. Но и сама экстремальная ситуация способствует взрослению ребят, пониманию приоритетов.

— Я слышала, ваша семья в свое время пострадала от проявлений национализма? Вы его ощущали еще в советские времена?

— Иногда что-то такое чувствовалось: я бывала с мамой на гастролях, и на Западной Украине люди вполне могли сделать вид, что не понимают русского языка, например. И даже у нас на курсе учились несколько человек оттуда, и всегда они были с каким-то камнем за пазухой. А травлю на себе испытал мой папа. Ведь Игорь Александрович занимался в свое время Ленинианой, создавал исторические портреты известных людей, причем это были необязательно партийные деятели, а, скажем, Александр Вертинский, Иисус Христос, Шопен и другие. Он сутками сидел в библиотеке и свои выступления создавал на основе документов и фактов. Так рождались его «устные документальные книги», в форме рассказа. Информацию он находил и в периодической печати — выписывал все газеты и журналы, делал из них вырезки. Он также преподавал ораторское искусство и создал так называемый станок лектора — раскладывал в приколотые к фанерному листу кармашки информацию по хронометражу…

— Это некий прообраз современных презентаций!

— Похоже. Он был потрясающим рассказчиком, создал свой театр одного актера — «Театр исторического портрета» в Киеве. И в 90-е его начали травить националисты: телефонные звонки, угрозы с нецензурной бранью. Он стал терять здоровье, перестал спать, дверь держал на железном упоре, опасаясь прихода незваных «гостей». На вечернюю прогулку выходил со своей большой собакой, вооружившись тростью с металлическим стержнем внутри… В итоге он, член Союза писателей и народный артист Украины, переломил ситуацию благодаря своим связям, мастерству деловой переписки и дару убеждения — написал куда надо, что выступает на нескольких языках, владеет украинским и в центре внимания у него вовсе не один Ленин и его соратники, что тематика его выступлений обширна. Но мы пережили тяжелые времена.

— Проворонили мы ситуацию

— Я бы сказала, неоправданно расслабились. Попустили, как говорится. Но людей поживших переубедить не так легко, а воздействовать на умы неокрепшие — легче легкого.

— Как вы относитесь к уехавшим?

— Я не осуждаю никого: это их выбор, результат их мироощущения, мировоззрения. Могу лишь пожалеть, что сюжет их жизни так неожиданно развернулся.

— Это в каком-то смысле даже честнее, чем позиция ждунов, которые просто ждут, куда подует ветер.

— Увы: люди разделились на два лагеря сейчас, многие подобрели, помягчели, раскрыли лучшие стороны своей души и лучшие качества. Ситуация научила нас, с одной стороны, более философскому восприятию жизни, с другой — укрепила в нетерпимости к каким-то вещам. Времена очищают и наводят порядок внутри нас самих. Все сложно, непросто, но произошло то единение, о котором и мечтать было невозможно. Кстати, прекрасные женщины наши, проводившие на фронт мужей, сыновей, братьев и отцов, тоже объединяются. Плетут маск-сети, вяжут и шьют теплые вещи, собирают посылки с необходимыми вещами, поддерживают друг друга. А еще они делают обереги — вяжут крючком маленьких чебурашек, ребята их к рюкзакам пристегивают и не расстаются с ними. Одного такого подарили мне, и он теперь всегда со мной.

КСТАТИ

Еще в 1996 году Ирина Шведова получила почетную грамоту президента РФ Б. Н. Ельцина за участие в концертах для российских войск во время боевых действий в Чечне. В 2000 году ей вручили благодарность Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации за самоотверженность и отвагу, проявленные при защите Отечества. Награждена медалью «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане» и рядом других общественных наград.

ДОСЬЕ

Ирина Шведова родилась 28 апреля 1959 года. Российская певица, актриса театра и кино, музыкант, композитор, автор песен, режиссер эстрадных номеров и программ, музыкальных спектаклей, преподаватель сценического искусства. Лауреат телефестиваля «Песня года», победитель проекта «Суперстар», лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова», вице-президент благотворительного фонда «Родина начинается с тебя». Обладатель звания «Добрый ангел мира» и медали «За служение искусству» от общества «Меценаты XX столетия» (памятная плита в Марьинском парке славы меценатов города Москвы).

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.