Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Патриоты вышли из подполья

Общество
Писатель Юрий Поляков
Писатель Юрий Поляков / Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Когда завершается год, мы всегда смотрим ему вслед с некоторой грустью — расставаясь навсегда, глупо предъявлять какие-то претензии. Поставить точку в конце 2025-го мы попросили писателя Юрия Полякова.

И большой друг «Вечерней Москвы» Юрий Михайлович Поляков нам в этом не отказал.

— Юрий Михайлович, в период войны говорить о смыслах нелепо, ибо смысл в это время один — победить. И победим! Что потом? Что делать с этой «эмиграцией 22-го года»?

— Наследить в истории можно по-разному. Помните, у Леонида Мартынова: «...Какой ты след оставишь? След,/ Чтобы вытерли паркет/И посмотрели косо вслед,/Или/ Незримый прочный след /В чужой душе на много лет?..». Начнем, как говорили древние греки, с яйца Леды. Прежде чем решить, что делать с ними, надо вспомнить, откуда они взялись. А они — плод нашего многолетнего курса в «семью цивилизованных народов» даже ценой утраты суверенитета и компрадорских реформ в экономике, курс этот взял еще Ельцин. Чтобы проводить его, были подготовлены кадры, в том числе в сфере СМИ, культуры, просвещения, щедро оплачиваемые государством. Напомню, что первым полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» стал Хазанов, а, например, Задорнов умер, не имея ни одной госнаграды. Кто-то встал в ряды компрадорской обслуги (заинтересованной в приходе иностранного капитала. — «ВМ») из-за имманентной нелюбви к России, идущей часто из семьи, кто-то из чистой корысти.… Но это теперь уже не важно. Когда наступил день «Ч» и стало ясно, что за деятельную нелюбовь к Отечеству платить и награждать больше не будут, самые непримиримые сделались иноагентами и релокантами, но большинство перешло на позиции платного патриотизма. Таких в народе зовут «ждунами». Меня мало интересует судьба отъехавших «инородных артистов»; интересуют те, кто остался и, сцепив зубы, имитирует «кование Победы». Доходит до смешного: одна театральная начальница, накануне СВО запретившая актеру после моего спектакля поздравить зрителей с наступающим 9 Мая, теперь на работу ходит в нарядах в стиле милитари, чтобы никто не сомневался в ее патриотической ориентации. Если они все-таки дождутся, то иноагенты вернутся в страну с помпой как «рыцари света», вроде Солженицына, и мы еще увидим где-нибудь на бульваре бронзового Макаревича!*

Но я верю, что не дождутся, и будущее России, как говорит президент, — это процветающая, сильная и самодостаточная цивилизация, готовая к взаимовыгодному сотрудничеству с адекватными соседями по планете. А что с ними, иноагентами, будет, мне неинтересно. Талант — не индульгенция….

— Как изменили страну и людей испытания последних лет?

— Сильно. Во-первых, патриотизм вышел из многолетнего подполья и де-факто стал государственной идеологией, не прописанной пока в Конституции. Я помню времена, когда редактор после прямого эфира упрекал меня за то, что я произнес во время передачи сакраментальное слово «патриот». Для компрадора патриотизм — как луч света для вампира, высасывающего соки из страны. Мы вспомнили про «Русский мир», с которым до этого боролись всеми средствами, вплоть до изъятия графы «национальность» из паспортов. Готовность с оружием в руках отстаивать интересы страны вновь стала цениться выше, чем жуликоватая предприимчивость, подкрепленная двумя-тремя гражданствами, позволяющими смыться из «Рашки», когда припечет. А я еще помню, как Познер набросился на меня, когда я в передаче «Времена» заявил, что ратный долг перед Отечеством никто не отменял, а пацифизм победителя и побежденного — вещи разные. Мы начали движение к реальному суверенитету — геополитическому, экономическому, в меньшей степени культурному. Зайдите в любой книжный магазин: три четверти книг — переводная чепуха, по сравнению с которой пресловутый «Кавалер Золотой Звезды» — Данте Алигьери. Надеюсь, новое поколение фронтовиков, в том числе литераторов, которое придет, уже приходит во все сферы нашей жизни, — гарантия от рецидива компрадорского помрачения.

— Советское время «заводила» литература, ею тогда дышали. Чем дышат люди сейчас? Что меняется с началом активизации Союза писателей России?

— Да, литература во многом утратила функцию властительницы дум, отчасти по вине самих писателей, отчасти это результат социальной инженерии, уж слишком отечественная словесность активно поучаствовала в крахе царской и советской систем. Придя к власти, демокрады и соросята** (словечко, придуманное мной в 1998 году), решили подстраховаться и минимизировали роль писателей в обществе, умалили настолько, что этот род деятельности в 1990-е исчез из перечня профессий, воротившись туда буквально на днях усилиями обновленного Союза писателей России, который год назад возглавил Владимир Мединский. То, что сейчас происходит в отечественной словесности благодаря ему и его команде, я, выступая недавно на XVIII внеочередном съезде СПР, назвал «патриотической реконкистой в литературе». Это не преувеличение. Гляньте на имена лауреатов той же «Большой книги» за былые годы, и поразитесь, сколько среди них релокантов и иноагентов. Теперь все будет иначе. Не собираюсь тут отчитываться о проделанной работе, скажу лишь: о таких позитивных изменениях мы еще недавно могли только мечтать.

Хотя и проблем осталось немало.… Одна из них — это «зашлакованность» нашего сообщества. Сегодня во всех писательских союзах, возникших на обломках Союза писателей СССР и постепенно вливающихся в Союз писателей России, членов в разы больше, чем было в СССР с населением без малого 300 миллионов. Как «коалицию желающих» превратить в профессиональную, даже в чем-то элитарную организацию, обеспечивающую страну качественным чтением, а не графоманской скорописью? Думаем….

— Вы предложили открыть в нашей газете «Опорный пункт защиты русского языка». Он открыт, вызывает бурную неравнодушную почту. Почему мы так небережливы к своему родному? И языку, и культуре?

— Быть носителем языка и его хранителем — не одно и то же. Второе требует вербальной культуры и рычагов влияния, значит, без государства не обойтись. После того как у нас в стране четверть века вторым государственным языком был английский, «великая русская речь» засорена, как Мировой океан пластиковым хламом, и требует очистки. Она началась, но движется медленно. Я еще 10 лет назад призывал переименовать «Фудсити» в «Пищеград». И что? Ничего.… «Ребрендинг», сиречь переименование, денег стоит, бизнесу невыгодно, говорят в инстанциях. Пожалела овца волка! Так и пользуемся членистоногим «каршерингом» вместо родного «проката». Тут я большие надежды возлагаю на Совет при президенте по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России. Его работу координирует советник президента Елена Ямпольская, с которой мы некогда были коллегами: она возглавляла еженедельник «Культура», а я «Литературную газету». Она энергично взялась за дело. Кстати, в ее ведении находится и подготовка нового учебника литературы для старших классов. Каких современных авторов изучают в школе — вопрос первостатейный. Недавно я встречался с донецкими словесниками, после общения ко мне подошла учительница и со слезами на глазах сказала: «Юрий Михайлович, вы с начальством общаетесь, передайте им: «Ну сколько можно морочить детям головы Довлатовым, Сорокиным, Пелевиным!»». Передаю….

— На днях вышел короткий список литпремии «Слово», и я увидела ваше имя среди претендентов в номинации «Драматургия» (категория «Мастер»). Вы ведущий наш драматург, чьи пьесы идут в стране и за рубежом. А тут вы стали соучредителем театра….

— К сожалению, это связано с печальными событиями. Народный артист РСФСР Всеволод Николаевич Шиловский, видимо, предчувствуя свой скорый уход, пригласил меня и Павла Гусева (главный редактор газеты «Московский комсомолец». — «ВМ») войти в число соучредителей его театра-студии, чтобы быть спокойным за судьбу своего детища. Почему он выбрал нас? Ну, я автор этого театра с самого основания, постановка моей пьесы была дипломной работой курса ВГИК, который вел Шиловский и который стал костяком студии. В двух моих спектаклях «Особняк на Рублевке» и «В ожидании сердца» покойный Мастер играл главные роли, в последние дни жизни приезжая на сцену из-под капельницы. Павел Гусев — тоже драматург, активно поддерживал молодой коллектив. Недавно мы провели собрание труппы, обсудили, как сохранить театр и продолжить начинания Шиловского, объявили о новых назначениях. Директором стала Виктория Пархоменко, актриса и ближайшая помощница Всеволода Николаевича, а новым худруком — известный театральный режиссер Петр Орлов. Сейчас все силы брошены на то, чтобы продолжить прерванную смертью Мастера работу над спектаклем «Царь Федор Иоаннович».

— Летом вы получили Госпремию. Это, конечно, для вас одно из главных событий года. А за что Россия подняла бы тост под бой курантов?

— Писатели делятся на две категории: для одних высшая награда — Госпремия своей страны, для других мутная Нобелевка, за которую они мать родную продадут. Я принадлежу к числу первых, для меня получить такую награду в Кремле из рук президента великая честь. Уходящий год для меня был богатым на события: вышла четвертая книга цикла «Совдетства» — «Школьные окна», ее с нетерпением ждали мои читатели. Обрела сценическое воплощение, пока еще не в Москве, моя пьеса «Ангел влияния», издательство АСТ продолжило выпуск моего 15-томного собрания сочинений, приуроченного к моему 70-летию — с ума сойти! А вроде недавно еще бегал в детский абонемент Библиотеки имени Пушкина…. Мы с режиссером Владимиром Фатьяновым при поддержке Президентского фонда культурных инициатив создали к 80-летию Победы 10-серийный документальный фильм «Стихотворцы обоймы военной» (все серии можно найти на сайте vm.ru). В каждой серии мы рассказываем о жизни и творчестве трех поэтов. Среди них участники Великой Отечественной и СВО: Друнина, Ваншенкин, Коган, Луконин, Наровчатов, Межиров, Дудин, Самойлов, Лобанов, Полубота, Шорохов, Волк. Надеемся, лента станет наглядным пособием для школ и вузов. И я почти закончил новый роман «Дедушка влюбился», который собираюсь представить на фестивале «Красная площадь» в июне будущего года. Главный герой, влюбчивый мужчина почтенных лет, работает на вымышленном телевизионном «Арт-канале», но то, что я описываю, абсолютно достоверно: «заэкранье» нашего пресловутого ТВ мне хорошо известно.

А бокал под бой курантов я подниму за Победу. Сейчас это главное. От того, как и чем закончится СВО, зависит не только наша дальнейшая жизнь, но и участь всего многонационального народа России. 1 марта 2022 года я написал:

Мы дойдем и в схватке оголтелой,

Не жалея крови и трудов,

Свастику железом срежем с тела

Матери всех русских городов.

Так и будет!

ДОСЬЕ

Юрий Михайлович Поляков родился 12 ноября 1954 года в Москве. Советский и российский писатель, поэт, драматург, киносценарист и общественный деятель, председатель Национальной ассоциации драматургов. Автор ряда литературных бестселлеров, награжден многими государственными наградами, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2025 года.

* Внесен в список иноагентов

** Речь идет о клиентах и сотрудниках фондов «Открытое общество» и «Содействие», учрежденных Джорджем Соросом и признанных в России нежелательными организациями

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.