Как найти своего духовника
Сюжет:
Великий постКак пережить настоящее чувство покаяния? Можно ли во время Великого поста заниматься спортом? Почему обязательно нужно подавать милостыню? На эти и другие вопросы отвечает иеромонах Макарий (Комогоров).
- О. Макарий, подскажите, как правильно построить исповедь? Что делать, если не чувствуешь за собой слишком больших грехов. Как пережить настоящее чувство покаяния?
- Вопрос этот очень важный для каждого христианина, в то же время он очень личный и, наверное, мы не найдем на него универсального ответа. Существует множество хороших пособий для подготовки к исповеди, самое замечательное из них – «Опыт построения исповеди» покойного архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Эти книги помогут нам узнать, что же является грехом по отношению к Богу, ближнему, по отношению к самому себе. Они помогут нам узнать, как называется тот или иной грех, чтобы священник правильно понял нас на исповеди и мог дать дельный совет. Они также подскажут нам, с помощью каких именно добродетелей можно победить те или иные страсти. В то же время, ведь инженер или строитель не ходит по стройке с учебником начертательной геометрии или сопромата, или врач-хирург вряд ли держит перед собой учебник по анатомии во время операции. То есть не совсем правильно при подготовке к исповеди просто переписать на бумажку грехи из пособия для подготовки, а потом отнести их священнику – формально все правильно, но в душе ничего не происходит. Главные условия для действительности Таинства и рождения покаянного чувства – искреннее раскаяние в своих прегрешениях и твердая решимость отказаться от греха, изменить себя. Но эта решимость может появиться только при наличии веры, в то, что Господь всегда готов простить наши грехи и помочь нам измениться к лучшему. И перед следующей исповедью, когда вы напишете на листочке все свои грехи, остановитесь на минутку и поразмышляйте – в чем вас действительно обличает ваша совесть, о чем болит сердце, от чего вы хотели бы избавиться больше всего на свете! Настоящее чувство покаяния приходит только тогда, когда мы переживаем Исповедь как Таинство очищения души и начало изменения ее к лучшему.
- К нам на сайт пришел такой вопрос - "Можно ли во время Великого поста заниматься спортом и смотреть спортивные программы?"
- В замечательной книге выдающегося русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне», в главе, посвященной Великому посту, рассказывается о том, как изменялась Москва в эти особые дни. Закрывались мясные лавки, прекращались увеселительные ярмарки, катания с горок и народные гулянья – все покрывало строгое, умиротворенное и сосредоточенное настроение. Как пишет Иван Сергеевич: «И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж "душа начнется", - Горкин вчера рассказывал, - "душу готовить надо". Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться». Изменился уклад русской жизни, особенно в большом городе. Сложно представить, чтобы в наше время в дни Великого поста закрывались бы все ночные клубы и прекращались бы увеселительные мероприятия. Но для человека, который решил для себя особенно провести это время – изменения происходить должны непременно. В этом смысле, участие в спортивных состязаниях, если они имеют характер шоу, может смущать душу христианина, нарушать тот мир, к стяжанию которого мы направляем все усилия души в дни поста. В то же время, если для человека спорт – это профессия, то и отношение к нему несколько другое и важным является поддержание физической формы, поэтому для профессиональных спортсменов будет важным постараться, не оставляя тренировок и соревнований, уделить время и духовному сосредоточению, посещению храма и очищению души. Для обычного человека, живущего в мегаполисе, если он привык совершать пробежку по утрам, проезжать на велосипеде десяток километров или посещать фитнес-клуб для поддержания физической формы, это не будет помехой в воскресный или другой особый день Великого поста побывать на богослужении, подготовиться и причаститься Святых Христовых Тайн, а дома уделить больше времени чтению Священного Писания. Что касается просмотра спортивных программ – возможно, я не буду объективен в этом вопросе, но думаю, что христианину стоит вообще воздерживаться от просмотра телепередач в эти особые дни, а больше времени посвятить чтению. Это более соответствует смыслу Великого поста – сосредоточению на духовной жизни.
- Еще один вопрос звучит так: "Я бы хотел воцерковиться, но мне не очень нравится священник в храме рядом с домом. Как найти своего духовника? Нужна ли человеческая симпатия между прихожанином и батюшкой"?
- Действительно, когда в прошлом человек от самого рождения привыкал к храму, в котором был крещен, с младенчества знал и почитал священников своего храма, у него не возникало проблем с восприятием священника как человека – священник из своего прихода был как бы родным. В наши же дни для многих людей, только собирающихся сделать первые шаги в храме, личность священника, симпатия к нему как к человеку, становятся одними из важнейших условий воцерковления. Сначала найдите храм, в котором вам хорошо, спокойно, радостно, если хотите, уютно, такой, чтобы вам не сложно было добираться до него, и вы могли бы бывать там чаще. Затем присмотритесь к священникам в этом храме, возможно, кто-то из них произведет на вас особое впечатление своей проповедью, своей доброй улыбкой. Смело подойдите к нему после богослужения и попросите поговорить с вами. Ни один священник не откажет вам в беседе, как бы он ни был занят. А возможно, священник попадется вам в метро или на остановке автобуса, или он подвезет вас на своем автомобиле, когда вы будете возвращаться с дачи и ловить попутную машину. Или наоборот вы подвезете голосующего батюшку. И именно во время этой поездки вы сможете задать самые волнующие вопросы и возможно даже возьмете у него номер телефона, чтобы иметь возможность посоветоваться со священником и попросить его молитв в самые сложные моменты вашей жизни. И вот когда священник станет для вас кем-то родным, а Церковь станет вашим домом, вы, скорее всего, станете очень доброжелательно и уважительно относиться к священнику из храма поблизости и будете чаще заходить туда. При этом нужно помнить – не обязательно исповедоваться только у своего духовника. Вы можете найти себе духовного отца в каком-нибудь далеком монастыре, или наоборот, в Троице-Сергиевой Лавре, а может быть он будет настоятелем маленького сельского храма где-нибудь в Подмосковье, главное, чтобы вы доверяли ему и готовы были принимать и исполнять его советы. Но это не мешает вам приходить на исповедь к священнику в ближайшем к вашему дому храме и причащаться там регулярно Святых Христовых Тайн. Помните, что Таинство совершается не благодаря каким-то личным качествам священнослужителя, но благодатью Божией, которая ниспосылается ему при возведении в священный сан.
- И еще один вопрос от читателя: "Стоит ли подавать нищим около храма милостыню, если точно знаешь, что они – пьяницы и тунеядцы?"
- Во-первых, нужно отметить, что вряд ли мы можем знать все о человеке, даже самом близком, а что уж говорить о тех несчастных людях с изломанной судьбой, которые решились просить подаяние у ворот храма. Быть может, если бы мы могли увидеть все причины того, что они оказались здесь, мы готовы были бы отдать им намного больше, чем мелочь, оставшуюся на дне кармана, а история их была бы весьма поучительна и для нас самих. Это к тому, что никогда не нужно судить о человеке по внешности, по первому впечатлению, по неким стереотипам. Осуждая их, мы можем навлечь на себя гнев Божий, потому что Христос говорит своим ученикам в Евангелии о детях: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного» (Мф. 18:10). Эти «убогие» – настоящие дети Божии, которые решились подобно птицам небесным довериться во всем Богу и от Него одного получать пропитание и все потребное для своей жизни. Может кто-то возразит, что они ведь ничего не делают, не работают, не стараются как-то устроить свою жизнь, но ведь они и не имеют никакого комфорта, лишены каких-то простых житейских радостей, и кроме этого проводят большую часть времени на открытом воздухе, страдая то от холода, то от зноя. Так вот, если вы готовы видеть в нищем, просящем у вас подаяние, такого раба Божьего, то смело подавайте ему милостыню ради Христа и «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3). Если же вас смущает запах алкоголя, но помочь вы хотели бы,– принесите этому человеку какие-нибудь теплые вещи, пирожок или горячий домашний обед в баночке. Поверьте, это будет не меньшим проявлением любви, чем дать сто рублей, а скорее наоборот – большим. Потому что это потребует от вас забот и времени, а значит, любовь ваша будет действенной. И когда в следующий раз, вы увидите убогих нищих возле храма, проверьте себя – возникает ли в вас чувство сострадания к этим бедным людям? И пусть ваш ум и сердце занимают не мысли о том, насколько этот нищий порядочный человек, а лучше размышления о словах Спасителя: «помилованы будут только милостивые» (Мф. 5:7), «ибо нет милости не сотворшим милости» (Ин. 2:13).
"Вечерка" ждет от читателей новые вопросы, на которые мы обязательно ответим.
10 ПРАВИЛ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ХРАМА: КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ
КАК ПРИЧАЩАТЬСЯ: СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ДЕЛАЕТ ПЕРВЫЕ ШАГИ В ХРАМЕ