Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Сlassiс Ваенга в «Маленьком северном раю»

Общество
Сlassiс Ваенга в «Маленьком северном раю»
Елена Ваенга дала в Санкт-Петербурге концерт в стиле claccic. / Фото: Михаил Садчиков - младший, «Вечерняя Москва»

Третий год подряд Елена Ваенга открыла концертный сезон в своем любимом зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. По названиям городов, которые представляют поклонники, приехавшие специально на этот концерт, можно изучать карту России, и не только, потому что здесь и «Леноманы» из Германии, Израиля, Белоруссии, Украины, Казахстана. Домашний концерт в БКЗ для Ваенги – всегда трепетное событие, как она сама говорит, как итоговая контрольная за год. Наши питерские корреспонденты, не претендуя на роль «учителей» и выставление оценки, побывав на этой «контрольной», поставили свои восклицательные, вопросительные знаки, а где-то и многоточия…

Первое отделение началось с песни-манифеста «Странный господин» («Любовь»), которая обычно приберегалась к финалу (хотя когда-то, в первом Кремлевском концерте, тоже звучала первой). Лена взяла быка за рога, эмоции выплеснулись в зал, голос зазвучал почти на всю катушку, оркестр тоже показал удаль молодецкую. Вот только в девичьей красе обнаружилось пусто место третьей бэк-вокалистки… Стало ясно, что Ваенга и ее музыканты находятся в прекрасной форме. Звучали они в далеко не самой простой композиции легко, уверенно, ровно. А форма эта достигнута понятно как - постоянными гастролями (буквально за два дня до открытия сезона в Питере музобоз Ваенги вернулся из интенсивных гастролей по Украине).

Легкости музыкальной (при том, что звучал жесткий рок!) соответствовала и «легкость» физическая. Лена, явно выигрывая спор с директором своего коллектива Русланом Сулимовским, сумела заметно похудеть, а шикарная, модная юбка от «Кристиан Диор» необычного (кораллово-розового, лососевого?) цвета придавала «артистке, комсомолке и просто красавице» дополнительную стройность. Ведь «Кристиан Диор», как никто другой, умеет создавать «осиную» талию.

Похудевшими и посвежевшими выглядели почти все музыканты. Кроме отсутствующей бэк-вокалистки Алены Петровской, что вызвало волнение в рядах не искушенной публики. Знатоки же творчества Ваенги, зорко следящие за ее гастрольными перемещениями с помощью официально сайта певицы, не удивились, потому что и в украинском туре Алены, всегда вносящей свою яркую краску в шоу и вокальное полотно, тоже не наблюдалось. В антракте наши корреспонденты за кулисами провели «журналисткое расследование», выяснив, что отсутствие Петровской временное, артистка попросила отпуск на месяц, чтобы заняться семейными делами, и вскоре вольется в коллектив.

Дальнейший сюжет первого отделения («Девочка», «Любимый») лишь подтвердили первое впечатление, что поклонниками предстоит увидеть концерт выверенный, мощный, в хорошем смысле слова, «накатанный». Это ощущение усиливала неожиданно глубоко выстроенная сцена БКЗ, продуманный, сбалансированный светодизайн (дело рук большого мастера Андрея Фишбейна).

Многих удивила песня «Слякоть», из серии «хорошо забытых старых». В нынешней версии она приняла очертания еще одного love-манифеста, как и все манифесты, страстного, но весьма прямолинейного, к тому же с «отсылками» не больше – не меньше к Поэту и Барду Всея Руси. Лена пела: «Я скучаю, я люблю, и значит, я дышу, и значит, и живу», а в голове нашего обозревателя крутилось незабвенное: «Я поля влюбленным постелю - пусть поют во сне и наяву!.. Я дышу, и значит - я люблю! Я люблю, и значит я – живу!» из «Баллады о Любви» Высоцкого.

После этого «дал жару» оркестр Ваенги, изумительно точно и напористо сыгравший небольшое, но важное инструментальное вступление к «Гуцулочке», где Лена лихо, уже в красном платье, дважды пускалась в пляс, что смотрелось крайне эффектно и подвигло моих соседей в партере изобразить что-то подобное своими ногами, не вставая с кресел…

После столь задорной обоймы из шести номеров настал черед передохнуть и поговорить с «народом». В своем не самом длинном спиче Лена сравнила концерт в БКЗ с контрольной, при этом, заметив, что – «Папа не даст соврать!» – в школе она училась очень хорошо, но с вечной двойкой по поведению, а так как характер человека не склонен меняться, то примерно такой же расклад сохранился и теперь. Из этого явствовало, что зрителей ждут пятерки по вокалу и сольфеджио, но «неуд» по поведению. Тут Лена добавила, что выпросила-выклянчила у хозяйки БКЗ, легендарной Эммы Васильевны Лавринович, разрешение провести этот концерт не в двух, а в трех отделениях: «Дорогие зрители, сегодня вы пойдете в буфет два раза!» Но зрителей увлекала, конечно, возможность не еще одного бутерброда и чашечки кофе (про рюмочку коньяка и бокал мартини умолчим!), а шанс послушать рекордное число песен.

Обычно на концертах Лена обращается к своей маме, сидящей в ложе, с какими-то репликами и воспоминаниями, но в этот раз мамы не было, зато отсидели весь концерт отец Ваенги и ее любимая бабушка (на днях ей исполнится 87), и им пришлось стать объектами пристального внимания своей звездной родственницы. Лена напомнила одно из любимых детских папиных напутствий: «Доченька, не надо петь красиво, главное – петь громко!», пообещав, что сегодня постарается спеть и громко, и красиво. И слово сдержала. Любителям ранней Ваенги середины нулевых первое отделение могло бы показаться излишне ровным и гладким, выверенным, но в нем тоже нашлось место для сильных, искренних всплесков эмоций, особенно в «Колыбельной», и, конечно же, в «Сориночке», где Лена смахнула слезу, причем сделала это «украдкой», отойдя к ритм-секции и повернушись к залу спиной. Жаль, правда, запамятовала объявить залу автора изумительных стихов – Ирины Самариной, что прочитала как вступление к «Сориночке» (некоторые подумали, что это тоже творение Ваенги). Как бы то ни было, первое отделение вышло хорошо сбалансированным, основательным, «классическим».

Это впечатление усилило в 19.57 и появление на сцене вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи. В своей пламенной речи он назвал Ваенгу настоящей петербурженкой, тонкой, художественной натурой, артисткой, которую любят миллионы зрителей во всей стране, настоящей народной певицей и народной артисткой, и в подтверждении этих высоких слов вручил высокую награду «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Приятно было видеть, что вице-губернатор Кичеджи, находясь рядом с Ваенгой, женщиной удивительной энергетики, явно волновался, говорил неформально и даже «забыл» сообщить залу, чем, собственно, он наградил Лену: орденом, медалью?! Вносим поправку: это не медаль, не орден, а почетный знак. Но знак официальный и, по сути, высший среди петербургских государственных наград. Достаточно сказать, что на днях Василий Кичеджи вручил этот знак худруку МДТ – Театра Европы Льву Додину, режиссеру с мировым именем, а еще раньше им награждены Елена Образцова, Марис Янсонс, Эдита Пьеха и Валентина Матвиенко.

Получив высокий знак, Лена, улыбнувшись, отрапортовала: «Я дитё Советского Союза!», и после всего сказанного мне захотелось вытянуться по стойке смирно: «Служу Советскому Союзу!» И опять обратилась к директорской ложе: «Вот видишь, папа! А ты говорил…»

После таких фраз логично было предположить, что, вернувшись из буфета, зрители услышат отделение любимых песен Советского Союза (фрагменты знаменитой программы Ваенги), что и случилось. На зал накатила ностальгическая волна ураганной силы и искренности: «С чего начинается Родина», «Утомленное солнце», «Виноградная косточка», которая сменилась совершенно неожиданным бризом в виде ласковомайского шлягера «Седая ночь». Лена и оркестр сделали эту мелодию в стилистике боса-нова, обнаружив ту красоту и изящество то, что раньше никто не замечал за аутентично-«сиротской» версией Юрия Шатунова. Эта версия прекрасно вписалась бы в летний концерт Ваенги в стиле боса-нова в петербургском Театре эстрады, а в этом блоке советских песен выглядела в немного вставным номером, да резкий переход от Окуджавы к Шатунову показался рискованным. Далее последовала эффектная и душевная «Позвони мне, позвони!» с кадрами Ирины Муравьевой из киношедевра и красивым жестом Ваенги, что в финале повернулась к киноэкрану и поклонилась советской кинобогине…

Поредевший бэк-состав в отсутствии Петровской и невозможности спеть соло у прихворавшей Кати Барановой представила Анна Мушак, в чьем лице шоу «Голос» потеряло потенциальную чемпионку. Аня в этот вечер кудри завила, облачилась в эффектное-сексапильное платье, встала на каблуки, но главное смело ринулась в конкурентную борьбу с Анциферовой и Долиной во всей смещающей на своем пути зацепинской «Всегда быть вместе не могут люди». С вокальными хитростями она справилась, а драматических нюансов этот шедевр и не предполагает. И все прекрасно, но я бы посоветовал Анне выбирать менее затертые вещи, в которых можно неожиданней, «сюжетней» раскрыть не только вокальные, но и другие составляющие.

Советское отделение продолжила Ваенга, и ее ждало непростое испытание Высоцким («Песня о друге»), Цоем («Звезда по имени Солнце») и Бутусовым («Прогулки по воде», или как еще говорят - «Апостол Андрей»). Точней, мощней и цельней вокально и драматически в этот вечер из рок-триптиха прозвучал «Апостол Андрей», ставший просто шедевром второго отделения (и, кстати, как и «Седая ночь», впервые исполненным в Петербурге). Закончился салют советских мелодий залпом из «Гадалки», «До чего дошел прогресс» (из «Приключений Электроника»), «Скалистыми горами» (в память о дедушке Лены, который любил эту песню) и народно-плясовой версией «Мой адрес – Советский Союз».

После такой мелодического и стихотворного богатства выносить на суд зрителей новые песни было бы крайне опрометчиво, и в третьем отделении Лена, как говорят музыканты, «ударила по шлягерам»: «Сердце пополам», «Принцесса», «Аэропорт», «Абсент», «Желаю», «Тайга», «Скучаю», «Маленький северный рай» - такая обойма кого хочешь заставить подпевать и вскочить со своих кресел. Так и вышло. Весь сет-лист был вычерпан в 22.45, что крайне удивительно для спектакля в трех актах, и у Лены еще даже осталось время не убежать со сцены, а принять дары зрителей.

В третьем отделении в коллекции Ваенги появился еще один мужчина – восходящая звезда романтического шансона Ян Марти. Лене так приглянулся его радиошлягер с рефреном: «Нежная, несравненная, ты моя богиня, для меня Вселенная носит твое имя», что она позвала Яна на большую сцену. И если уж вице-губернатор разволновался рядом с Ваенгой, можно представить, что испытывал Ян Марти. Он не сумел вовремя включить микрофон, а когда с помощью Лены включил, то несколько раз пел мимо микрофона, совершая неловкие движения, улыбаясь и говоря что-то невпопад. Но тембр у Яна приятный, вокальная манера стильная, так что публика благосклонно отнеслась к новому приобретению в обойме дуэтов своей любимицы, а Ян еще и прямо на сцене подарил Ваенге свой хит, который она тут же с удовольствием напевала: «Для меня Вселенная носит твое имя»…

После концерта, чтобы «остыть», Лена долго общалась с обожаемой ей Эммой Васильевной, друзьями, потом дала пространное ТВ-интервью, и выпорхнула из служебного подъезда самой последней из своего коллектива. Дело приближалось к часу ночи, в Питере в этот день резко похолодало, но немало преданных поклонников со счастливыми лицами мерзли на Греческом проспекте, чтобы получить автограф, сфотографироваться, а главное шепнуть: «Спасибо за концерт, за ваши песни!»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.