Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Красивая. День Корсунской иконы Божией Матери

Общество

О названии этой иконы — Корсунская, много спорят. По одной из версий оно появилось оттого, что образ везли через город Корсунь (Симбирской епархии), и по просьбе жителей он задержался там на целый год. По другой, это слово означает - «красивая»... Мне лично последний вариант нравится больше. И потому что образ — правда, красивый. И потому что виден сквозь него тот самый — православный дух. А не в нём ли и есть настоящая красота и сила России?

ПУТЬ ИЗ ВИЗАНТИИ В РОССИЮ

Икона появилась благодаря таланту и трудам Евангелиста Луки — родоначальника иконописи. Того, кто в отличие от мастеров более поздних времен, был лично знаком с Господом и Его Пресвятой Матерью, апостолами и многими святыми первых лет христианства. По преданию, Пречистая Дева, увидев Корсунский образ, сказала: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою»...

Икона долгое время хранилась в Ефесе, отсюда второе её название — Ефесская.

Первый список с чудотворного образа появился на Руси 22 октября 988 году — он был принесён из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром. Потом перебрался в Новгород, а оттуда уже в Москву, в Кремлёвский Успенский Собор (это произошло при царе Иоанне Грозном). Икону поместили за престолом, где она пребывает и сейчас, уже 6 веков.

Считается, что образ принадлежит к малоизученным памятникам древней иконописи и по манере схож с иконой Божией Матери «Умиление» (замечательно, что и эта икона принадлежит кисти Апостола Луки, что лишний раз подтверждает его авторство).

Первые рукописные сведения о ней относят к началу XII века, когда на Русь привезли второй список. Дело было так. Святая Ефросинья Полоцкая, дочь витебского князя Святослава Всеславича, основала в Полоцке женскую Спасскую обитель с храмом во имя Пресвятой Богородицы, и решила украсить её древним образом. Она отправила в Византию — к императору Мануилу Комнину и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу, гонца с богатыми дарами, с просьбой прислать список с чудотворного образа, а встречала посланника уже с иконой, к тому же богато украшенной золотом, серебром и драгоценными каменьями. Так, в 1173 году образ занял своё место в Богородичном храме Спасской обители.

В начале XIII века этот список переносят в Торопец — в Воскресенский собор, в память о венчании святого князя Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава, где святыня пребывала вплоть до XX века. Правда, есть мнение, что это более поздний список с образа, подаренного святой Ефросиньи. Так или иначе, он чудотворил, исцеляя многих больных и немощных и был весьма почитаем среди народа. Во имя его освятили городской Корсунско-Богородицкий собор. С тех пор у иконы появилось еще одно имя — Торопецкая.

«ВСЕМ БОЛЯЩИМ ВРАЧ»

В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника хранится рукописная книга на двенадцати холщёвых страницах, где идёт речь о чтимом образе — Ефесской «Одигитрии». Согласно документу, написан он был в Византии «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» - в 1134 году. Подтвердилось и то, что это список с древней иконы Апостола Луки. Дальнейшая её история весьма драматична:

«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году…

И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны — супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата.

Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых. Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила в каретах царских».

Так, согласно документу, был обретён третий список. Впоследствии Морозовы — боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия, передали святыню «в пустынную Шарпанскую обитель в Нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою», где икона сохранялась без малого двести лет. Боярыня выстроила здесь величественный храм и странноприимный дом, где могли разместиться все, кто приехал поклониться святыне.

УМНОЖЕНИЕ СПИСКОВ

Известным стал один случай. В 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, получив исцеление от святого образа, лично засвидетельствовал, что икона чудотворная. «Я желал бы эту великую святыню приносить в наш Нижненовгород в кажнее лето», — сказал он. Было решено делать это ежегодно 10 июля, чтобы икона пребывала в Нижнем до 15 сентября, и ей могли бы поклониться все желающие.
В 1853 году следы дивного образа Ефесской Божией Матери затерялись. Не иначе, её опять «скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона»...

Любопытно, что в то же самое время в Нижнем имелся свой список с чудотворного образа — он располагался в мужском Благовещенском монастыре. Считается, что написан он был в Киеве во времена равноапостольного князя Владимира как копия с иконы, принесенной крестителем Руси из Корсуни. То есть, это был список со списка. Основанием для такого предположения служила надпись на ризе на двух языках, славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (903) Симеоном иеромонахом». Икону отправил в монастырь Чудотворец Алексий, Московский митрополит, как первосвятительское благословение новосозданной обители. Но и этот список, пережив невредимым три опустошительнейших пожара, исчез столь же таинственно...

Были в России и другие местночтимые списки с Корсунской иконы — без малого полтора десятка. Со временем они умножались.
Корсунский образ Божией Матери схож с Касперовским, в современной иконописи они почти неразличимы. Возможно, Касперовская икона – это поздний список с Корсунской, и с ней связана очередная таинственная история. Существуют списки в зеркальном изображении.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.