Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Квадробика

Квадробика

Как готовились к школе в СССР?

Как готовились к школе в СССР?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Где загорали летом в советской Москве?

Где загорали летом в советской Москве?

ДР панды Катюши

ДР панды Катюши

Как менялась школьная форма в России?

Как менялась школьная форма в России?

Борщевик

Борщевик

Самые необычные пляжи мира

Самые необычные пляжи мира

Популярные летние напитки в СССР

Популярные летние напитки в СССР

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Сергей Агафонов: Учебники должны вызывать дискуссию

Общество
Познания в мировой истории позволяют Сергею Агафонову работать еще и экспертом по туризму.
Познания в мировой истории позволяют Сергею Агафонову работать еще и экспертом по туризму. / Фото: Ирина Сапрыкина

Постоянно выступает с семинарами по всей стране. А еще он заместитель директора популярного портала о туризме.

В дверях мы столкнулись с коллегой из другого издания: Сергей Агафонов комментировал для них ситуацию в Таиланде.

—  Сергей Валерьевич, спасибо, что нашли для нас время. Вы, наверное, в школе с 8.30?

—  С 6.30. Я приезжаю за два часа до первого урока. Надо же проверить контрольные работы, подготовиться к занятиям, собраться с мыслями. Я пытался делать это дома, но понял, что это ведет к выгоранию. Работать надо на работе. В понедельник у меня 7 уроков, во вторник — 3, после этого еду в издательство. В середине недели провожу методические семинары для учителей, нередко в другом городе. В пятницу — 3 урока, в субботу — 6 или 7.

—  Может, лучше сосредоточиться на чем-то одном?

—  Ни в коем случае! Методист должен обязательно держать руку на пульсе. Я считаю себя проводником общественного мнения учителей в издательскую среду. Хочу, чтобы наши учебники и пособия действительно помогали в работе.

Одна из особенностей — задания вносятся прямо в ткань параграфа. Чтобы учитель мог сказать: откройте на такой-то странице — и сразу работать по тексту. Содержание учебника становится материалом для диалога. Лучше этого старинного сократовского метода ничего для обучения еще не придумано.

—  Ну хорошо, вот приехали вы утром в школу…

—  И первым делом просматриваю новости. Часто связываю с ними тему урока. Недавно сообщили, что Китай вышел на первое место по объемам внешней торговли. А у нас с восьмиклассниками как раз тема «Развитие капитализма в первой половине XIX века».

И я напоминаю им, что до начала XIX века Китай был центром мировой экономики. Но когда в Британии и США начался промышленный подъем, они его вытеснили с этого пьедестала. А теперь все возвращается.

—  А еще какие у вас любимые приемы?

—  Чертить схемы на доске, чтобы дети срисовывали их в тетрадь. Сейчас предпочитают компьютерные презентации, но я считаю важным рисовать непременно на уроке. Так ученики следят за развитием твоей мысли, исчезает барьер между нами. Я сам готов учиться у ребят. Вот один юноша, который увлекается политикой, рассказал мне про анархокапитализм. Я понял, что как раз такое общество описано в «Незнайке на Луне». Там, по сути, нет государства, правят олигархи («большой бредлам»). Теперь привожу повесть Носова в пример.

Вообще история и культура взаимосвязаны. Да и между далекими, казалось бы, друг от друга культурными явлениями много параллелей. Кто из школьников смотрел немую немецкую футуристическую антиутопию «Метрополис» (1927)? А вот певицу Леди Гага знают все.

 При чем тут она?

—  Она взяла псевдоним в честь знаменитого клипа группы Queen Radio Ga Ga. А в нем использованы кадры из «Метрополиса». Этот фильм, где в финале восставшие рабочие примиряются с главой правительства, любил Гитлер. Надо обязательно знакомить школьников с выдающимися произведениями, не дожидаясь, что они доберутся до них сами. Сегодняшнее информационное изобилие привело к тому, что читать, смотреть и слушать стали меньше. Все краем уха что-то слышали про «Броненосец «Потемкин», «Ивана Грозного», «Заставу Ильича», но мало кто их видел.

—  Использовать кино в качестве исторического материала рискованно. Там много неточностей, а то и мифов.

—  Ну что же, мифы тоже влияют на историю. Из Троянской вой ны — по сути, набега банды ахейцев на небольшой город в Малой Азии — гений Гомера создал основополагающий миф западной цивилизации. Когда Александр Македонский начал поход против Персии, он высадился там, где была Троя, и прочел фрагмент из «Илиады» о ее падении. Тот же фрагмент читал вслух Нерон, глядя на горящий Рим… Одного это вдохновило на подвиг, другого — на самолюбование. Цивилизации, как и люди, переживают моменты взлета и деградации.

—  Но часто произведения, которые приходится изучать в школе, вызывают потом ненависть. Как сделать так, чтобы этого не случилось?

—  Почему ненависть? В Польше ввели правило: ученик должен посмотреть определенный набор фильмов. Это одна из немногих стран, где национальное кино пользуется не меньшей популярностью, чем американское. Я же не устраиваю экзамен после каждого просмотра. Да и целиком смотреть на уроке невозможно.

Я показываю фрагменты, а потом желающие находят полную версию в Интернете.

Обычно после уроков ко мне подходят 5–7 человек, делятся впечатлениями. Иногда — отрицательными. Но и это интересно — обсудить, почему не понравилось! Хочется надеяться, что и другие тоже смотрят, просто не говорят об этом. Вообще у нас школа нетипичная: ребята много читают. И я никогда не сержусь, если они делают это на уроке под партой.    

СПРАВКА

Сергей Агафонов родился в 1967 году. Окончил исторический факультет Московского областного педагогического института имени Крупской (1993).

В школе № 1262 работает с 2005 года. Начальник информационно-методического отдела издательства «Русское слово».

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.