Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Остановить и победить рак — задача трудная, но выполнимая

Общество
В течение нескольких недель не утихают разговоры о тяжелой болезни Жанны Фриске.

Общественность эта новость застала врасплох. В считанные дни народ собрал на лечение певицы более 66 миллионов рублей. После оплаты счета на лечение Жанны половину этой суммы направят в помощь тяжелобольным детям. Как уберечь себя от рака? Чего достигли ученые в борьбе с этой болезнью, как вовремя выявить заболевание? 4 февраля, во Всемирный день борьбы против рака, эксперты отвечают на эти вопросы.

Накануне «ВМ» собрала вопросы наших читателей и попросила ведущих экспертов отрасли ответить на них.

Ежегодно злокачественные новообразования выявляются у 9 миллионов человек. Несмотря на все усилия врачей, количество больных не уменьшается. По прогнозам ВОЗ, в течение 5–7 лет рак станет самой главной причиной смертей в мире. На наши вопросы ответили главный онколог Москвы Анатолий Махсон, директор НИИ канцерогенеза Российского онкологического научного центра им. академика Н. Н. Бло хина РАМН Давид Заридзе, заведующая отделением химиотерапии Центра им. Н. Н. Блохина Вера Горбунова и Константин Лактионов, руководитель хирургического отделения клинических биотехнологий РОНЦ им. Н. Н. Блохина.

Какова ситуация с онкозаболеваниями по Москве?

А. М.: За последние 6 лет заболеваемость в Москве увеличилась на 10 процентов. В прошлом году диагноз «рак» был поставлен 38 тысячам москвичей. Чаще всего диагностируется рак молочной железы, на втором месте — рак толстой и тонкой кишок, следом идут рак кожи и рак легких.

Правда ли, что рак легких сдает позиции?

А. М.: Это так. В столице за последнее время произошла ротация. Еще несколько лет назад этот вид опухоли лидировал, но теперь статистика по заболеваемости уменьшилась.

Подобное явление наблюдается во всем цивилизованном мире, например среди мужского населения Америки.

Врачи однозначно связывают это явление с сокращением числа курящих. Стоит отметить, что в целом по России ситуация не меняется. Рак легких по-прежнему лидирует — в год от этого заболевания умирают 55 тысяч пациентов.

Как сказалась диспансеризация на раннем выявлении онкологии?

Д. З.: Никак. Нужно развести диспансеризацию и скрининг.

А в рамках диспансеризации не следует проводить скрининг молочной железы и простаты. Первое — неэффективно. Второе — вредно. Созванная Конгрессом США независимая экспертиза не рекомендует проводить скрининг рака простаты вообще.

Каков современный тренд по борьбе с онкологией?

Д. З.: Перевести злокачественные опухоли в хронические заболевания. Например, диабет и ишемическая болезнь сердца не лечатся, но никто не говорит, что это смертельные заболевания. То же должно произойти и с онкологией. Примеры уже есть.

Благодаря современным технологиям сегодня мы смогли увеличить продолжительность жизни больных раком желудка.

В. Г.: Рак желудка прежде не лечился вообще. Но теперь больные при хорошем качестве жизни живут по 2–3 года на прерывающейся химиотерапии. Больной как бы страдает хроническим заболеванием, но живет и лечится.

О каких инновационных разработках следует знать?

К. Л.: До недавнего времени в арсенале медиков были только химиотерапевтические препараты. Сегодня они исчерпали спектр возможностей. Появились таргетные препараты, которые действуют прицельно на опухоль.

Вначале эффективность их считалась невысокой.

Однако дополнительные исследования определили: результативность препарата вырастает при наличии в организме определенной мутации. Если ее нет — то препарат принимать бессмысленно. Но если есть, эффективность достигает восьмидесяти процентов.

КСТАТИ

4 февраля в Москве в рамках государственной программы столичного здравоохранения в целях раннего выявления рака организованы профилактические осмотры. Амбулаторно-поликлиническую помощь пациент может получить в четырех онкологических диспансерах и в 22 специализированных отделениях городских поликлиник.

Для стационарного лечения функционирует онкологический клинический диспансер, ГКБ онкологии № 62 и онкоотделения в 6 городских больницах. Все технологии абсолютно инновационны.

В рамках совершенствования системы оказания онкологической помощи в каждом округе Москвы предполагается организация онкологических стационаров, открытие в онкологических диспансерах палат дневного пребывания для проведения химиотерапии, а также переоснащение радиологических отделений современной аппаратуры.

В ТЕМУ

Сегодня в медиацентре «ВМ» состоится пресс-конференция, посвященная новым методам борьбы с онкологическими заболеваниями. В дискуссии примут участие заместитель главврача Московского городского онкологического диспансера № 1 Василий Борисов, заведующая онкологическим отделением Городской поликлиники № 68 Екатерина Приходько, а также руководитель центра паллиативной помощи МНИОИ им. П. А. Гер цена Гузель Абузарова. Подробное изложение ключевых моментов дискуссии читайте на сайте www.vm.ru.

Надо быть в курсе всех достижений генетики

Что сегодня должно сделать человечество для того, чтобы борьба со злокачественными опухолями стала более эффективной? «ВМ» обратилась к представителям различных профессий, так или иначе вовлеченных в борьбу с онкологией.

Детские и взрослые онкологи, генетики и специалисты паллиативной помощи дали разные ответы.

Константин Скрябин, профессор, академик РАН, директор и основатель центра биоинженерии РАН:

— Чтобы бороться с раком, нужно быть в курсе новых достижений генетики.

Вот, например, сейчас генетики точно знают, какое изменение в гене может приводить к раку груди у женщин. И я считаю, что о наличии этого изменения должны знать женщины.

Но не для того чтобы поступить так, как Анджелина Джоли, отрезавшая себе грудь. (Любое генетически предопределенное качество не приговор, а вероятность, что это может произойти).

Американские ученые провели эксперимент. Взяли тысячу женщин, у которых есть эта мутация, и тысячу женщин, у которых вообще ничего не диагностировали.

У недиагностируемых заболеваемость раком, как ни странно, оказалась больше. Потому что те женщины, которые знали о своей особенности, лучше следили за собой и вели правильный образ жизни...

К сожалению, о достижениях генетики знают далеко не все доктора.

Сделать так, чтобы больные перестали страдать

Анна Сонькина, специалист паллиативной* помощи:

— На Западе онкобольные не мучаются от боли. Там решена проблема облегчения физических страданий. Да, есть смерть, есть неизлечимые недуги, с которыми ничего пока нельзя поделать. Но быстро справляться с болью уже научились. И этому должны научиться в нашей стране.

По сравнению с Европой у нас в сотни раз ниже коэффициент потребления опиоидов.

Но пациентов у нас не меньше, и уровень боли у них такой же. Это катастрофа, что и по сей день люди продолжают страдать, ждать неделями получения обезболивающих.

Наш закон ограничивает предельно допустимую дозу морфина, а это отменено во всех странах. На Западе больному дают столько морфина, сколько нужно для нейтрализации боли. Сейчас международные организации говорят о том, что свобода от боли — это одно из фундаментальных прав человека. Нужно осознать, что хорошей должна быть не только жизнь, но и смерть.

*Паллиативная помощь — подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов, столкнувшихся с угрожающими жизни заболеваниями.

Повышать информированность населения

Михаил Давыдов, главный онколог РФ:

— До сих пор люди лечатся от рака у шаманов и целителей… Недавно к нам обратилась женщина со зловонной и распадающейся опухолью молочной железы. Как она могла столько времени с ней ходить? Вместо того чтобы обратиться к врачу, она лечилась у шептуньи и шептуна, которые заговаривали опухоль и мазали ее колесной мазью и мочой… К сожалению, уровень информированности людей нельзя назвать даже средним. И в этом есть наша вина. Я считаю, что давно пора создать государственную программу просвещения граждан: профессиональные ролики, лекции, методические руководства, рассказывающие о том, как заниматься самообследованием... Известные и уважаемые люди, столкнувшиеся с раком, должны рассказывать о том, как они излечились.

Сейчас наши звезды предпочитают скрывать это или не делиться, но, к счастью, есть обратные примеры. Например, Иосиф Кобзон или Эммануил Виторган.

Они всегда и везде рассказывают о том, как победили рак.

Настоящий врач всегда должен быть начеку

Тимур Шароев, детский онколог научно-практического центра медицинской помощи детям:

— Дети умирают от рака чаще, чем взрослые. При этом болеют онкологией реже. Парадокс. Но в структуре детской смертности в экономически развитых странах мира опухоли занимают второе место, уступая несчастным случаям.

Что тому виной? Не так давно для столичных детей появился свой медицинский центр для лечения опухолей. Работая здесь, я вижу, что семьдесят процентов наших пациентов поступают с раком третьей и четвертой стадии. Когда лечение осложнено. В детской онкологии страшно то, что большинство опухолей располагаются в трудных для диагностики местах и не определяются при наружном осмотре. Именно поэтому нужно быть начеку.

Снижение активности, сонливость, отсутствие аппетита, потеря веса, иногда тошнота и рвота — наиболее частые симптомы, сопутствующие злокачественным опухолям. Это повод обратиться к врачу. Золотым правилом врача любой специальности должно стать положение — при неясности диагноза думай о раке!

Буфер между врачом и пациентом

Ольга Гольдман, директор проекта помощи онкологическим больным «Содействие»:

— Мы не даем советов. Но если человек позвонил — значит, он хочет выжить. Нам звонят со всей России.

Звонят с вопросом «за что мне это». Звонят по ночам, потому что страшно засыпать. Звонят, чтобы успокоить боль...

В нашей стране многие страдают от боли не оттого, что не хватает препаратов, а потому, что срабатывает стереотип: они считают, что должны помучиться, пока не станет совсем невмоготу. Приходится объяснять и разубеждать.

А в случае когда нужных препаратов действительно нет или их не выписывают — на помощь приходит наш юрист.

«Каждый раз, когда я объявляю смертельный диагноз, я отрываю часть души», — такое признание я прочла в блоге одного врача. Наших докторов не учат объявлять диагноз, поэтому каждый делает это как умеет. Онкопсихологи могут помочь и врачам, и пациентам, превратив общение из пытки в диалог. Но проблема в том, что, во-первых, онкопсихологов еще очень мало. А во-вторых, в стандартах лечения взрослых онкологических больных помощь психолога не заложена вообще.

В прошлом году мы выиграли конкурс и получили от правительства Москвы деньги на осуществление программы комплексной реабилитации не только онкобольных, но и их близких. Ведь почти половина звонков поступает от родственников, которые тащат на себе больного. В такой ситуации многие бросают все силы на своего близкого, но мы напоминаем людям, чтобы они ни в коем случае не забывали о себе. Никто не осудит женщину, безотлучно дежурящую у постели отца, если ее подменят, а она сделает себе новую стрижку. Нужно следить за собой и быть в форме. Ведь если родственник «кончится» — больной тоже «кончится».

Чаще всего мы объясняем самые простые вещи. Например, что все больные проходят через стадию агрессии и не нужно на них обижаться. Или что рак не передается воздушно-капельным путем. До сих пор это знают не все: нам регулярно звонят и интересуются, можно ли, например, отправить внука к больной бабушке. Не заразит ли она его.

СПРАВКА

8 (800) 100-01-91 — бесплатный номер службы поддержки онкологических больных и их родственников.

Болезнь подлежит лечению — наука не стоит на месте

И у онкологов бывают поводы для радости. Благодаря развитию новых технологий за последние десять лет выживаемость больных раком увеличилась в два раза.

Ежегодно диагноз «рак печени» ставят 450 москвичам. Но сегодня болезнь, унесшая жизнь мультимиллионера Стива Джобса, уже не считается смертельной.

— Мы научились испарять опухоль, — говорит главный онколог РФ Михаил Давыдов.

На научном языке метод называется радиочастотной абляцией. Суть его в том, что врач вводит в опухоль тонкий датчик, похожий на иглу. Через наконечник иглы подается ток, который выжигает раковые клетки. Понятно, что лечение рака печени эффективно, когда проводится на ранней стадии заболевания.

— Трагедия в том, что на ранней стадии рак печени протекает бессимптомно, — объясняет руководитель хирургического отделения опухолей печени и поджелудочной железы РОНЦ РАМН Юрий Патютко.

Поэтому для своевременного обнаружения заболевания в Москве работает Центр ранней диагностики рака печени.

Как говорят врачи, процедуры не занимают много времени: раз в полгода пациенту необходимо всего лишь сделать ультразвук и сдать кровь.

А для больных вирусными гепатитами эти процедуры обязательны. По словам Патютко, связь этого заболевания и рака уже доказана.

— Там, где высока заболеваемость гепатитом, высок риск злокачественного поражения печени. В Китае очень распространен гепатит B, и там один из высочайших показателей заболеваемости — 30 человек на 100 тысяч населения...

Стволовые клетки: причина неизлечимых заболеваний или спасение от них

Страшный диагноз Жанны Фриске породил массу домыслов и слухов и вновь бросил тень на стволовые клетки. Может быть, там, за рубежом, наши звезды омолаживались ими, и эти манипуляции спровоцировали развитие опухоли? «ВМ» попыталась разобраться в том, связаны ли рак и стволовые клетки.

— Разговоры о нелегальных процедурах со стволовыми клетками, к которым якобы прибегала Фриске, лишены смысла, — заявляет директор московского Института стволовых клеток человека Артур Исаев. — Потому что в США как нигде жесток контроль за любыми медицинскими процедурами.

Ученые уверены: даже если Жанна и прибегала к процедурам по омоложению, то эти процедуры были легальными. Однако даже легальность процедур не исключает побочных эффектов.

Но есть ли среди них рак? — На образование опухоли могло повлиять все что угодно — от увлечения загаром и саунами до чрезмерного приема витаминов, — рассуждает Исаев. — Проще говоря, все, что стимулирует регенерацию, может спровоцировать деление раковой клетки.

Специалисты не связывают использование клеточных технологий и развитие рака.

Но в чем они уверены на сто процентов — это в том, что стволовые клетки помогут победить онкологию.

— Уже сегодня восемьдесят процентов заболеваний крови у детей излечивается при помощи трансплантации стволовых клеток костного мозга, — говорит академик Владимир Чехонин.

Клеточную технологию можно сравнить с трансплантацией органов.

С той разницей, что заменяется не целый орган, а отдельные погибшие или поврежденные клетки. Другими словами, клеточные препараты служат запчастями для органов человека. А если так, то, может быть, они помогут справиться с опухолями мозга? — К сожалению, летальность в мультиформной глиобластомы (болезнь Жанны Фриске. — «ВМ») составляет сто процентов, — говорит Владимир Чехонин. — Дело в том, что, как бы удачно ни удалили опухоль, вокруг нее все равно найдутся раковые клетки, которые неизбежно разрастутся.

Однако последние достижения науки оставляют шансы на победу. В ходе недавних экспериментов со стволовыми клетками ученым удалось добиться торможения роста опухоли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Звезды, сумевшие победить рак

На этой неделе стала известна страшная новость — 39-летняя певица Жанна Фриске больна раком. Этот диагноз большинством людей воспринимается как приговор.

Но немало случаев, когда рак все-таки удается победить. Мы желаем выздоровления Жанне и вспоминаем известных людей, многие из которых справились со страшной болезнью, а ктото еще пытается победить недуг.

ИОСИФ КОБЗОН

В 2005 году Иосиф Кобзон перенес сложную операцию в немецкой клинике по удалению опухоли, спустя четыре года — еще одну. Певец принял решение оставить концертную деятельность и уйти со сцены. Народный артист продолжает лечение до сих пор.

ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ

Известная певица Лайма Вайкуле столкнулась с болезнью в 1991 году: врачи поставили диагноз «рак груди». По словам певицы, ей давали немного шансов на то, что она выживет. О том, что перенесла страшный недуг, Вайкуле впервые рассказала в интервью Оксане Пушкиной. Певица призналась, что болезнь полностью изменила ее взгляд на привычные вещи.

ЮРИЙ НИКОЛАЕВ

У телеведущего Юрия Николаева рак обнаружили в 2007 году, после того как он по настоянию жены прошел полное медицинское обследование. По признанию артиста, на него накатило страшное отчаяние, но он сумел взять себя в руки и убить паническое настроение. Друзья, узнав о проблеме, предлагали лечение в клиниках Швейцарии и Израиля, но Николаев остался в Москве. (читайте далее...)

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.